Развитие познавательных интересов дошкольников посредством околошахматных игр

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Валишина Инна Инсуровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 29»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское

Период дошкольного детствa является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений. С восприятия предметов и явлений окружающего мирa и начинается познание.

Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение мира, помочь ему овладеть способами познания - позволит  игра.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка дошкольного возраста  выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано в 3-4 года. Исследования, проведенными российскими психологами: Л. Венгер, В Давыдовым, В. Мухиным – свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованной игровой деятельности можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям старших возрастов. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше и безусловно, на уровне доступном для ребенка.

В нашем опыте представлена система работы, помогающая решать следующие задачи:

Для детей:

  1. Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  2. Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
  3. Успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольника.
  4. Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлении от многообразии свойств предметов окружающего мира, стимулировать развитие разных видов детского восприятия – зрительного, осязательного.
  5. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию шахматных фигур, разнообразными действиями с ними.
  6. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цвете, отношениях по величине и способами обследования предметов (погладить, обвести пальцем по контуру), содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.
  7. Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету. форме, размеру), устанавливая тождество и различие, подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака

для родителей

  1. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
  2. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

 «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и так далее. Невольно возникает вопрос: Как мы, воспитатели, можем помочь ребенку усвоить эту обширнейшую программу. Вот здесь, словно волшебная палочка, на помощь может прийти шахматная игра, как бы специально созданная для развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств, а также в значительной степени является средством создания условий для подготовки ребенка к школе.

Работа по обучению детей азам шахматной игры реализовалась в системе занятий, проводимых в игровой форме. Околошахматные игры легко вписываются в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Мы используем их в непрерывной образовательной деятельности, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Так шахматные фигуры сопровождают детей в течение всего дня, увлекая детей в занимательное путешествие.

Практическая значимость включения околошахматных игр в воспитательно-образовательный процесс велика. В соответствии с ФГОС ДО, наиболее успешно применение околошахматных игр прослеживается в различных образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Так на занятиях по развитию речи дети сочиняют сказки и необыкновенные истории, происходящие с цифрами и шахматными фигурами, в рисунках отражают превращения шахматных фигур, разучивают стихотворения, пословицы, поговорки, отгадывают загадки на шахматную тематику. Включена шахматная тематика и в занятия по обучению грамоте.

На физкультурных занятиях проводятся увлекательные подвижные игры с шахматным содержанием. В течение дня активно используются подвижные игры с шахматным содержанием, например «Пронеси – не урони», «Узнай фигуру», «Чья армия быстрее», «Займет свои позиции», «Пешечка».

И, конечно, обучение шахматам тесно вплетается в занятия по формированию элементарных математических представлений.

Усвоение сложного математического и щахматного материала даже трехлетним детям обеспечивалось тем, что все обучение строится на эмоциональной основе. Благодаря использованию околошахматных игр дети учатся ориентироваться в пространстве, на плоскости, осваивают количественный и порядковый счет, конструируют.

В образовательном процессе используем различные формы организации детей: индивидуальная работа, работа в парах, тройками, командами.

Нами разработана картотека околошахматных  игр для детей дошкольного возраста на развитие психических процессов, развитие речи, двигательной активности, математических способностей. В ходе практической работы накоплен дидактический материал и опыт работы с детьми по обучению игре в шахматы: система  игр с использованием шахматной игры, задачи поискового характера, задачи на смекалку, стихи, загадки, метаграммы, подборка шахматных задач.

В помощь работе была сделана тематическая подборка статей из журналов “Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, книг. Собрано большое количество пособий и практического  материала

Для использования околошахматных игр в воспитательно-образовательном процессе нами создана предметно-развивающая среда, включающая наборы шахмат для каждого ребенка, настенную шахматную доску с шахматными фигурами, подборку околошахматных игр, подборку познавательной  и методической литературы, дидактические альбомы.

При организации шахматного уголка я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. шахматная доска, размером 100*100 гармонично дополняет оформление группы.

В группе также собрано достаточно  материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь наборы красок из быстросохнущего материала,  пластилина, формы для оттиска  шахматных фигур «Шахматное королевство».  Дети с большим удовольствием играют с дидактическими играми и игровыми пособиями- одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома посредством околошахматных игр»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки.  Приобретен опыт проведения мероприятий с участием родителей в форме  соревнований, викторин, турниров, праздников. Мы отмечаем, что успех в работе педагога с детьми во многом зависит от поддержки родителей. Родители, являясь активными участниками жизни группы, с интересом включаются в шахматную игру: участвуют в шахматных турнирах, решают ребусы и задачи, оказывают помощь в изготовлении шахматных игр, различных пособий. По рекомендации воспитателя родители учат с детьми стихи о шахматных фигурах, штрихуют фигуры, сочиняют сказки. Помощь и поддержка родителей очень важна и необходима. Ведь играя дома с детьми, они помогают закреплять полученные в детском саду знания.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Шахматы учат быть внимательными и собранными, к тому же это замечательный повод общения детей с детьми, детей с взрослыми, способствующий углублению взаимопонимания, приобретению новых друзей.

Игра в шахматы в большей степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.

Вывод: Несомненно, использование околошахматных игр в воспитательно-образовательном процессе, поможет ребенку освоить сложную «программу» дошкольного детства, незаметно подготовиться к школьному обучению.

Рекомендации по использованию опыта

Используя данный материал, рекомендуем:

  1. Первые игры должны быть легкими для восприятия.
  2. На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
  3. Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  4. Обучение должно проходить в игровой форме.
  5. Время проведения игры не должно превышать  10-15 минут.

 

 

 

 

Опубликовано: 13.05.2016