Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста, как ступень к формированию общения и партнерских отношений

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Караваева Анна Николаевна

Организация: МДОБУ «Детский сад №15»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Минусинск

  1. Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками

Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения более старших детей, а тем более взрослых. Опыт этих первых взаимодействий во многом определяет особенности его самосознания в дальнейшем, его отношение к миру.

Общение со сверстниками обогащает жизнь массой новых впечатлений, ярких эмоций и несомненно является толчком к раскрытию творческого , самобытного начала в ребенке.

Особое место во взаимодействии детей 1,5-2 лет занимает подражание друг другу. В этих действиях малыш не ограничивается никакими нормами ( кувыркается, издает необычные возгласы, придумывает нелепые звукосочетания…) . Эта свобода помогает ребенку выразить свою оригинальность.

Но потребность в предметных действиях и общении со взрослым является более сильным для ребенка раннего возраста. Это общение всегда очень эмоционально, однако назвать его «Личностным» можно с трудом; ведь дети стремятся главным образом выявить самих себя, нежели реагировать на индивидуальность партнера .

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим.

Сравнивая себя с другими, малыши лучше ощущают самих себя. Ответная реакция сверстника, его поддержка предложенных затей помогают ребенку реализовать свою уникальность и стимулируют его инициативность.

У двухлеток очень редко наблюдается обращение к сверстнику по поводу сюжета или совместной деятельности. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «Увидеть» сверстника. А помочь в этом может только взрослый ( обратить внимание ребенка на другого , на его достоинства и сходства с ним же)

Оптимальным средством организации общения малышей являются игры ( хороводы, игры с простыми правилами, игры с воображаемой ситуацией, образные игры)

Конечно, постепенно игры становятся разнообразными в действиях, растет их длительность. Начинает появляться ответная активность детей, проявляющаяся в поддержке инициативы ровесника путем повторения его действий или отклика на предложенный новый вид игры. Возникающие общие игры подготавливают детей к совместным ролевым играм.

Для побуждения детей к общению следует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности в ДОУ : Режимные моменты, свободную игру, групповую деятельность , специально организованные игры.

  1. Организация общения между детьми в ДОУ.

Хорошее настроение малышей , их расположенность друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли.

  • Ввести ритуал приветствия друг друга, называя каждого по имени
  • Обращать внимание на их красивую одежду, умение одевать, снимать ее
  • Предложить помочь убрать одежду в шкафчики
  • Предложить вместе зайти в группу
  • Ввести ритуал прощания
  • Во время режимных моментов обращать внимание на то, как каждый из них хорошо ест, умывается; а перед сном пожелать друг другу «Спокойного сна» ( конечно же в этом помогут песенки, потешки с именами детей)

С раннего возраста необходимо воспитывать у малышей уважительное отношение к другим детям, независимо от национальности , языка, поведенческому своеобразию, физическим недостаткам, поощрять стремление помочь, проявление сочувствия.

  • Хорошим приемом сближения является совместный просмотр детских работ
  • Совместное рассматривание детских фотографий, беседы о родителях, изготовление не сложных подарков на день рождения способствует доброжелательному отношению между детьми
  • Привлечение внимания к эмоциональному состоянию друг друга

Но при этом нужно помнить, что нельзя заставлять малыша делать что то против своей воли или насильно заставлять насильно общаться друг с другом, отрывать их от того , чем они в данный момент увлеченно занимаются.

Не избежать во взаимодействии детей и конфликтных ситуаций. Как же вести себя педагогу при разрешении детских конфликтов?

  • Не унижать ребенка. Не называть его злюкой, жадиной и т.д
  • Тактично обьяснять переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться.

«Я думаю Вика расстроена, ведь вы обе хотите играть одной куклой. Но как же теперь быть?»

  • Использовать запреты лишь после того, как опробованы все другие способы разрешения конфликта
  • Но запрет формулировать так, что бы дети имели возможность самостоятельно договориться : « Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»
  • Использовать тактичные приемы поддержки обиженного и слабого; выступать посредником между детьми
  • И, конечно, избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по указанию: «Отдай куклу», «Не обижай Ваню» , «Играйте вместе».

 

  1. Игры направленные на развитие общения между детьми

Во-первых – это игры, которые соответствуют возрастным закономерностям формирования коммуникативной потребности в раннем возрасте

  1. Этап (у ребенка субьектное отношение к сверстнику)

Основная роль принадлежит воспитателю. Здесь приемущественно игры в парах при участии взрослого.

  1. этап ( эмоционально-практическое взаимодействие )

Игру начинает взрослый, он является образцом правильных и единых действий и создает необходимую эмоциональную атмосферу.

  1. Этап ( подготавливает к ролевому общению и игровому взаимодействию)

Это достигается в организованных воспитателем играх с простыми правилами и хороводных играх

  1. Этап ( совместная предметная и продуктивная деятельность)

Это возможно лишь после того, как дети научились видеть друг друга и воспринимать субьектность другого ребенка.

Игры в парах

  • Знакомство
  • Делай, как я
  • Делай, как Ира
  • По узенькой дорожке
  • Прогулка в парах
  • Игрушечный телефон
  • Прятки с предметами
  • Прятки под покрывалом

Совместные игры нескольких детей.

  • Ласковые цепочки
  • Веревочка ( Дети встают друг за другом и держат веревочку в одной руке)

Дети по лесу гуляли,

И грибочки собирали

(идите медленно, наклоняйтесь, делайте вид , что собираете грибы свободной рукой)

По тропиночке бежали

(постепенно ускоряем темп)

На поляночке скакали

( прыгайте)

Вокруг елки танцевали

(опишите круг и замкните веревочку)

  • Солнечный зайчик

Пальчиковые игры.

  • Спрятанные пальчики
  • Бег на перегонки
  • Звери в лесу
  • Башня и т.д

Хороводные игры

Общаясь друг с другом в хороводе, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «Договариваться» на языке действий, чувствовать состояние другого.

  • Встаньте дети, встаньте в круг
  • Все захлопали в ладошки

Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим,

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем,

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Покружились, покружились

И остановились.

(А. Ануфриева)

 

  • Раздувайся пузырь
  • Снежок

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем!

Будем прыгать веселей,

Что бы было потеплей.

Мы попрыгаем. Мы попрыгаем!

 

 

Игры с правилами.

В этих играх, дети учатся управлять своим поведением.

Они сложны для маленьких детей, их нужно начинать с небольшой группой детей, которые откликнулись на призыв воспитателя. Эти игры помогают так же детям преодолеть робость , внутреннее напряжение.

  • Солнышко и дождик

Дождик, дождик. Пуще

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней

Огород ты наш полей.

  • Птицы и автомобиль

Прилетели птички,

Птички-невелички.

Летали, летали,

Крыльями махали,

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку сели,

Зернышки клевали

 

Автомобиль по улице бежит.

Пыхтит, спешит, в гудок гудит.

Тыр, тыр, тыр ! берегись .

Ду. Ду, ду! Посторонись!

 

  • Кто к нами пришел

В этой игре, детям уже поручаются активные роли, которые каждый выполняет так, как ему хочется. И это доставляет ребенку не только большое удовольствие, но и привлекает к нему внимание сверстников.

  • Кот и мыши

Котик по двору идет,

Ищет мышек, Васька-кот,

Ищет мышек кот.

Тихо мышка сидит,

На кота она глядит.

На кота она глядит.

 

  • Воробушки
  • Лохматый пес
  • Бабушка Маланья

В этой игре от ребенка требуется самостоятельность и творческая активность: он дожен сам придумать и показать остальным какое-нибудь смешное движение.

Игры – драматизации

Помогают в развитии ролевых взаимодействий.

Игры с использованием различных предметов и игрушек

  • Катаем мячик
  • Разноцветные лепестки
  • Пирамидка-великан
  • Бусы для куклы
  • Домик для кукол
  • Цветные ладошки и т.д

Предложенные игры основаны на организации непосредственных взаимоотношений между детьми, а не на обьяснениях, поощрениях или порицаниях. Ведь дети раннего возраста действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта.

И работа педагога в данном направлении требует определенной гибкости , умения импровизировать и творить , опираясь на особенности конкретной группы и ситуации.

Литература:

  1. «Развитие общения дошкольников со сверстниками» / Под. Ред. А.Г.Рузской - М,1989г
  2. Смирнова Е.О. «Детская психология». –СПБ; Питер, 2009г
  3. Смирнова Е.О. ; Авдеева Н.Н. и др. «Воспитание малыша в семье: от рождения до трех лет» -М, :Аркти, 2004 г

 

 

 

Опубликовано: 08.02.2017