Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста, как ступень к формированию общения и партнерских отношений
Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО
Автор: Караваева Анна Николаевна
Организация: МДОБУ «Детский сад №15»
Населенный пункт: Красноярский край, г. Минусинск
- Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками
Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения более старших детей, а тем более взрослых. Опыт этих первых взаимодействий во многом определяет особенности его самосознания в дальнейшем, его отношение к миру.
Общение со сверстниками обогащает жизнь массой новых впечатлений, ярких эмоций и несомненно является толчком к раскрытию творческого , самобытного начала в ребенке.
Особое место во взаимодействии детей 1,5-2 лет занимает подражание друг другу. В этих действиях малыш не ограничивается никакими нормами ( кувыркается, издает необычные возгласы, придумывает нелепые звукосочетания…) . Эта свобода помогает ребенку выразить свою оригинальность.
Но потребность в предметных действиях и общении со взрослым является более сильным для ребенка раннего возраста. Это общение всегда очень эмоционально, однако назвать его «Личностным» можно с трудом; ведь дети стремятся главным образом выявить самих себя, нежели реагировать на индивидуальность партнера .
Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим.
Сравнивая себя с другими, малыши лучше ощущают самих себя. Ответная реакция сверстника, его поддержка предложенных затей помогают ребенку реализовать свою уникальность и стимулируют его инициативность.
У двухлеток очень редко наблюдается обращение к сверстнику по поводу сюжета или совместной деятельности. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «Увидеть» сверстника. А помочь в этом может только взрослый ( обратить внимание ребенка на другого , на его достоинства и сходства с ним же)
Оптимальным средством организации общения малышей являются игры ( хороводы, игры с простыми правилами, игры с воображаемой ситуацией, образные игры)
Конечно, постепенно игры становятся разнообразными в действиях, растет их длительность. Начинает появляться ответная активность детей, проявляющаяся в поддержке инициативы ровесника путем повторения его действий или отклика на предложенный новый вид игры. Возникающие общие игры подготавливают детей к совместным ролевым играм.
Для побуждения детей к общению следует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности в ДОУ : Режимные моменты, свободную игру, групповую деятельность , специально организованные игры.
- Организация общения между детьми в ДОУ.
Хорошее настроение малышей , их расположенность друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли.
- Ввести ритуал приветствия друг друга, называя каждого по имени
- Обращать внимание на их красивую одежду, умение одевать, снимать ее
- Предложить помочь убрать одежду в шкафчики
- Предложить вместе зайти в группу
- Ввести ритуал прощания
- Во время режимных моментов обращать внимание на то, как каждый из них хорошо ест, умывается; а перед сном пожелать друг другу «Спокойного сна» ( конечно же в этом помогут песенки, потешки с именами детей)
С раннего возраста необходимо воспитывать у малышей уважительное отношение к другим детям, независимо от национальности , языка, поведенческому своеобразию, физическим недостаткам, поощрять стремление помочь, проявление сочувствия.
- Хорошим приемом сближения является совместный просмотр детских работ
- Совместное рассматривание детских фотографий, беседы о родителях, изготовление не сложных подарков на день рождения способствует доброжелательному отношению между детьми
- Привлечение внимания к эмоциональному состоянию друг друга
Но при этом нужно помнить, что нельзя заставлять малыша делать что то против своей воли или насильно заставлять насильно общаться друг с другом, отрывать их от того , чем они в данный момент увлеченно занимаются.
Не избежать во взаимодействии детей и конфликтных ситуаций. Как же вести себя педагогу при разрешении детских конфликтов?
- Не унижать ребенка. Не называть его злюкой, жадиной и т.д
- Тактично обьяснять переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться.
«Я думаю Вика расстроена, ведь вы обе хотите играть одной куклой. Но как же теперь быть?»
- Использовать запреты лишь после того, как опробованы все другие способы разрешения конфликта
- Но запрет формулировать так, что бы дети имели возможность самостоятельно договориться : « Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»
- Использовать тактичные приемы поддержки обиженного и слабого; выступать посредником между детьми
- И, конечно, избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по указанию: «Отдай куклу», «Не обижай Ваню» , «Играйте вместе».
- Игры направленные на развитие общения между детьми
Во-первых – это игры, которые соответствуют возрастным закономерностям формирования коммуникативной потребности в раннем возрасте
- Этап (у ребенка субьектное отношение к сверстнику)
Основная роль принадлежит воспитателю. Здесь приемущественно игры в парах при участии взрослого.
- этап ( эмоционально-практическое взаимодействие )
Игру начинает взрослый, он является образцом правильных и единых действий и создает необходимую эмоциональную атмосферу.
- Этап ( подготавливает к ролевому общению и игровому взаимодействию)
Это достигается в организованных воспитателем играх с простыми правилами и хороводных играх
- Этап ( совместная предметная и продуктивная деятельность)
Это возможно лишь после того, как дети научились видеть друг друга и воспринимать субьектность другого ребенка.
Игры в парах
- Знакомство
- Делай, как я
- Делай, как Ира
- По узенькой дорожке
- Прогулка в парах
- Игрушечный телефон
- Прятки с предметами
- Прятки под покрывалом
Совместные игры нескольких детей.
- Ласковые цепочки
- Веревочка ( Дети встают друг за другом и держат веревочку в одной руке)
Дети по лесу гуляли,
И грибочки собирали
(идите медленно, наклоняйтесь, делайте вид , что собираете грибы свободной рукой)
По тропиночке бежали
(постепенно ускоряем темп)
На поляночке скакали
( прыгайте)
Вокруг елки танцевали
(опишите круг и замкните веревочку)
- Солнечный зайчик
Пальчиковые игры.
- Спрятанные пальчики
- Бег на перегонки
- Звери в лесу
- Башня и т.д
Хороводные игры
Общаясь друг с другом в хороводе, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «Договариваться» на языке действий, чувствовать состояние другого.
- Встаньте дети, встаньте в круг
- Все захлопали в ладошки
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.
По коленочкам ударим,
Тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше…
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.
(А. Ануфриева)
- Раздувайся пузырь
- Снежок
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем!
Будем весело плясать
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем!
Будем прыгать веселей,
Что бы было потеплей.
Мы попрыгаем. Мы попрыгаем!
Игры с правилами.
В этих играх, дети учатся управлять своим поведением.
Они сложны для маленьких детей, их нужно начинать с небольшой группой детей, которые откликнулись на призыв воспитателя. Эти игры помогают так же детям преодолеть робость , внутреннее напряжение.
- Солнышко и дождик
Дождик, дождик. Пуще
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней
Огород ты наш полей.
- Птицы и автомобиль
Прилетели птички,
Птички-невелички.
Летали, летали,
Крыльями махали,
Так они летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки клевали
Автомобиль по улице бежит.
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тыр, тыр, тыр ! берегись .
Ду. Ду, ду! Посторонись!
- Кто к нами пришел
В этой игре, детям уже поручаются активные роли, которые каждый выполняет так, как ему хочется. И это доставляет ребенку не только большое удовольствие, но и привлекает к нему внимание сверстников.
- Кот и мыши
Котик по двору идет,
Ищет мышек, Васька-кот,
Ищет мышек кот.
Тихо мышка сидит,
На кота она глядит.
На кота она глядит.
- Воробушки
- Лохматый пес
- Бабушка Маланья
В этой игре от ребенка требуется самостоятельность и творческая активность: он дожен сам придумать и показать остальным какое-нибудь смешное движение.
Игры – драматизации
Помогают в развитии ролевых взаимодействий.
Игры с использованием различных предметов и игрушек
- Катаем мячик
- Разноцветные лепестки
- Пирамидка-великан
- Бусы для куклы
- Домик для кукол
- Цветные ладошки и т.д
Предложенные игры основаны на организации непосредственных взаимоотношений между детьми, а не на обьяснениях, поощрениях или порицаниях. Ведь дети раннего возраста действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта.
И работа педагога в данном направлении требует определенной гибкости , умения импровизировать и творить , опираясь на особенности конкретной группы и ситуации.
Литература:
- «Развитие общения дошкольников со сверстниками» / Под. Ред. А.Г.Рузской - М,1989г
- Смирнова Е.О. «Детская психология». –СПБ; Питер, 2009г
- Смирнова Е.О. ; Авдеева Н.Н. и др. «Воспитание малыша в семье: от рождения до трех лет» -М, :Аркти, 2004 г