Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Фролова Марина Михайловна

Организация: МБДОУ ДС ОВ «Улыбка»

Населенный пункт: ЯНАО, п. Ханымей

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

 

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества.
Чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить, уважать и принимать самого себя. Необходимо уметь понимать свои чувства, поступки, мотивы поведения: любить себя, знать себя, заботиться о себе, здоровом или больном. А научить детей быть счастливыми, должны мы - взрослые.

 

Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов


Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может привести к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознавать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения из связей с окружающим миром.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 года направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В требованиях к структуре образовательной программы ФГОС ДО гласит: социально коммуникативное развитие направлено на… развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками…

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа "Я", эмоциональной сферы, вербализации эмоциональных состояний, нравственных ценностей и установок.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.

Работая много лет с дошкольниками, я поняла, что формирование эмоций и чувств, развитие понимания и вербализация эмоциональных состояний детьми должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих, проявлять эмпатию, у ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме ,

Я сделала вывод, что действенным средством для этого является творческая театрализованная деятельность.
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".

Я много лет работаю с детьми старшего возраста и пытаюсь решать задачу развития эмоциональной сферы детей. Изучая литературу по этому вопросу, я встретила пособие Маханевой Майи Давыдовны « Театрализованные игры в детском саду».- Москва, ТЦ «Сфера», 2001г. Это пособие представляет собой программу и методические рекомендации к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду в целях речевого, интеллектуального, художественно- эстетического и социально- эмоционального развития ребенка. Учебно- методическое пособие содержит тематический план работы и краткие сценарии занятий в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагога. Это пособие помогло мне выстроить систему своей работы по развитию эмоций детей через театрализованную деятельность.

Я использовала в своей работе, как занятия, предлагаемые в пособии, так и большое количество дидактических игр, этюдов, тренингов, которые уже ранее успешно включала в практику. Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, был использован ритуал вхождения в Волшебную Страну. Каждое занятие начинается приветствием друг друга улыбкой. Тем самым ребята настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы. В течение каждого занятия я наблюдала за динамикой эмоционального состояния детей.
Главное условие воздействия сказки на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания сказки. Одного лишь прочтения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения сказки я проводила беседы с детьми по осмыслению прочитанного. Тщательно продумывая вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах, использование ИКТ. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
При работе над сказками очень я использовала, прием игры-беседы с персонажами сказок. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание сказки, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр-драматизаций проводилась работа над этюдами, предложенными в книге
Маханевой М. Д. « Театрализованные игры в детском саду» . Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка эмпатии, перевоплощения в героев художественных произведений.
Следующий этап в работе над сказкой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

Я полагаю, что поиск содержания, средств, методов и приёмов совершенствования социально – эмоционального развития старших дошкольников в театрализованной деятельности – явление позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. Однако нельзя забывать, что главная роль при этом принадлежит самому воспитателю. Практика воспитания всегда останется искусством, а деятельность воспитателя сохранит черты сходства с творчеством художника. Воспитатель детского сада – педагог, творец, экспериментатор. Эти качества ему необходимы, когда он проводит с детьми театральные игры. Ибо театр – это зрелище, и требует серьёзных творческих затрат, способности к постоянному поиску и лицедейству. Воспитатель – центр притяжения в игре, своими действиями, эмоциональным общением возбуждает в детях инициативу, азарт, активно вовлекает в игровую и театрализованную деятельность, делая её значимой.

Именно воспитатель – организатор и руководитель театрализованных игр, он помогает преодолевать трудности, следит за соблюдением правил, поощряет положительные моменты и результаты, следит за реализацией творческих возможностей детей.

Необходимо помнить, что вторгаться сверх меры, расхваливать отдельных детей за удачное исполнение не стоит. Важно всем принять участие, всем научиться проявлять творческую инициативу, проявлять свои способности. Поэтому воспитателю в процессе игры и при подведении итогов нужно сказать добрые слова участникам, возможно, особо похвалить тех, кто ранее был пассивен, стеснителен. Воспитателю необходимо обращать внимание на то, как говорят дети. Театрализованная деятельность превосходно приучает детей к искусству речевой эмоциональной коммуникации. Поэтому удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отметить, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

Но следует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал и рассказывал литературные произведения, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому превращению, т.е владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. А самое главное условие- эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации.

Работая над проблемой развития эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • единства социально- эмоционального и когнитивного развития;
  • насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием.
  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.
  • наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых ( педагогов и родителей).

 

Спасибо за внимание!

 

 

Список литературы:

  1. Т.В. Большева «Учимся по сказке» . «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005
  2. Т.Н. Карамаренко, Ю.Г. Карамаренко «Кукольный театр – дошкольникам». Москва «Просвещение», 1982
  3. Л.М. Шипицына, О.В, Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998
  4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва, 2000
  5. Маханевой Майи Давыдовны « Театрализованные игры в детском саду».- Москва, ТЦ «Сфера», 2001г

 


 

  • teatr-deyat.ppt.zip.. 3,8 МБ
  • Опубликовано: 08.02.2017