Координация деятельности педагогического коллектива и семьи, используя нетрадиционный подход в соответствии с требованиями ФГОС

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Банщикова Наталья Ивановна

Организация: МБДОУ №5 «Колосок»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Канск

I Пояснительная записка:

 

1.Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны

2.Цель и задачи проекта

3.Ожидаемые педагогические результаты

 

II.Теоретическое обоснование проекта:

 

1.Организация взаимодействия семьи и ДОУ.

2.Современные подходы в работе педагогов с родителями:

а) индивидуальные

б) коллективные формы

в) наглядно- информационные формы

 

Ш. Содержательный модуль проекта.

 

 

1.Этапы работы воспитателя с родителями.

2. Эффективность инновационных форм работы с родителями в воспитании

и развитии личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка.

 

В условиях роста научного знания в области педагогики и психологии значительно повысились требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения, проблема повышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и потребовала более глубокой комплексной разработки. Еще одним доказательством актуальности рассматриваемой проблемы является кризис современной семьи: обесценивание таких выверенных веками понятий, как любовь, брак, семья; падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности и статусами индивида; уменьшение количества заключаемых браков и всплеск внебрачной рождаемости; распространение альтернативных семей (материнская семья, сожительство и т.д.). Все это привело к падению социального престижа семьи и родительства, дегуманизации общества в целом. В результате отмечаются многочисленные проблемы детства: большой процент детей с отклонениями в развитии, нарушения в области формирования нравственной сферы подрастающего поколения. Дошкольные учреждения при условии, грамотного построения работы, обладают уникальной возможностью постоянного общения с семьёй, взаимодействия с родителями по воспитанию и образованию подрастающего поколения. Чтобы семья могла успешно выполнять свои социально значимые функции, необходимы серьезное и всестороннее содействие, помощь и поддержка.

Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, и зачастую попадает в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию взрослых, его окружающих. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

Организация взаимодействия педагогов и родителей, отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

 

 

Актуальность проблемы:

  • Из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями, дети становятся менее эмоционально - отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации.
  • Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

Поэтому объектом данного исследования является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Только при условии положительных результатов в образовательном процессе с дошкольниками родители начинают доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Начало проекта: 2015 г.

Вид проекта: долгосрочный

 

Цели и задачи проекта.

 

Цель: Создание системы личностно- ориентированного взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи c помощью инновационных форм.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Организовать работу с родителями при помощи инновационных форм совместной работы ДОУ и семьи.
  3. Знакомство и обучение педагогического коллектива с новыми подходами в работе с родителями.
  1. Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения через инновационные формы работы.

 

Ожидаемые результаты.

 

1. Повышение уровня психолого–педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания, развития, обучения детей.

2. Создание системы комплексной работы с родителями дошкольников.

3. Повышение уровня активности родителей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, работе ДОУ.

4. Активное участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности (конкурсы рисунков, творческая гостиная, в подготовке и проведении праздников и развлечений), работе ДОУ.

 

Механизм оценки результатов.

 

1. Повышение уровня активности, психолого – педагогической культуры родителей.

Методы отслеживания:

- учет участия родителей в различных мероприятиях;

- наблюдения;

- беседы.

- практические результаты деятельности родителей в группе, ДОУ. (Приложение №1)

2. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

Методы отслеживания:

- метод анкетного опроса (приложение №2)

- беседы с родителями (приложение №3)

3. Методика определения уровня деятельности педагога с родителями. Методы отслеживания: самоанализ, заполнение анкет для самоанализа воспитателя по работе с родителями (приложение№4)

 

 

II.Теоретическое обоснование проекта.

Организация взаимодействия семьи и ДОУ.

Инновация – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое. В научной литературе также различают понятия «инновация» (нововведение) и «новшество» (новое средство). При этом новшество определяется как средство (новый метод, концепция, технология, программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства. Однако, по мнению авторов, инновация – это что-то абсолютно новое, но абсолютно нового технического или технологического результата практически не существует, поскольку изобретатель не работает в вакууме, и его изобретение, несмотря на гениальность, должно опираться на общечеловеческие знания и опыт. Таким образом, мы считаем, что в сфере дошкольного образования мы имеем дело скорее с нововведениями и новшествами, чем с инновациями. Однако это определение устойчиво вошло в современный деловой лексикон, поэтому мы также будем его использовать в своей работе.

  • о взаимодействии образовательного учреждения и родителей - в ряду самых актуальных на сегодняшний день. Термин «взаимодействие» детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнёров, а не учеников воспитателей. До недавнего времени существовало определённое отчуждение между детским садом и семьёй. Причина заключалась в создании «закрытой» модели дошкольного учреждения, когда родители утром отводили малыша в детский сад, а утром забирали и только время от времени участвовали в коллективных и индивидуальных формах работы, которые проводились по инициативе воспитателя и носили скорее принудительный, чем добровольный характер. Родители не видели и не знали, чем занимались их дети на протяжении дня, как с ними обращались и чему их учили. В настоящее время идёт перестройка дошкольного воспитания, в центре которой стоит гуманизация педагогического процесса.

Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе. Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить пути оптимальных решений.

 

 

Коллективные инновационные формы

работы с родителями.

Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получат не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. На такие встречи приглашаются семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передаётся опыт семейного общения.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической

культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их.

Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами (Приложение 5)

Чайная пауза. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом. По результату тренинга психолог проводит собеседование и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

При отсутствии психолога можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать воспитатель.

Помимо тренингов с детьми и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Можно ли наказывать ребенка?
  • Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

Во взаимодействии с коллективом родителей воспитатель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узконаправленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова.

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования.

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации.

Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

  • из источников взаимодействия педагогов, родителей и детей может стать семейная гостиная. Эта форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. Цель: объединить усилие ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить возможность общаться друг с другом; эмоционально сблизить родителей и детей, приобщить к совместной деятельности.

«Гостиная» (в зависимости от задач общения) может быть: педагогической, семейной, творческой (поэтической, музыкальной, театральной).

  • В процессе сотрудничества в гостиной устанавливаются тесные взаимоотношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. А для взрослых такая форма партнерства - источник новых знаний, эмоциональных переживаний. В качестве гостей могут быть приглашены и дети. Совместное пребывание детей с родителями или другими членами семьи на таком мероприятии, сближает, сплачивает коллектив детей, родителей и педагогов. Встречи в гостиной способствуют развитию адекватного восприятия действий ребенка, дают опыт совместных переживаний, способствуют осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяют характер поведения, намерений, действий. Постепенно родители, участники семейной гостиной, начинают больше интересоваться увлечениями ребенка: переходят от «проживания» рядом с ним к новому мироощущению - «быть вместе» с ребенком, почувствовать себя одним целым с ним. проведения встреч. Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок-родитель) было не менее 3 (6 человек) и не более 6 (12 человек). Рекомендуется присутствие на встречах двух ведущих: это может быть психолог и воспитатель данной группы. Для проведения встреч необходима площадь помещения не менее 40 кв.м. Лучше всего, если это будет группа детского сада, освобожденная от лишних предметов или музыкальный зал. Для встреч необходимы: стулья по числу участников, мягкие игрушки, магнитофон, столы, изобразительные средства, бумага.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей

знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились

принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

Индивидуальные инновационные формы

работы с родителями.

  • В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики - это Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке. Однако анкета не даёт возможности в полном объёме узнать индивидуальные особенности ребёнка, организацию его жизни в семье.

Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эта форма работы с родителями традиционная, но используется недостаточно часто, хотя эффективность достаточно высока. Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям - они получают представления о том, как воспитатель общается с ребёнком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные 20 учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Наглядно – информационные формы работы с родителями дошкольников.

Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких форм – газета для родителей. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Газета хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент «принуждения», о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можешь читать, можешь просмотреть, можешь просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. В газету можно написать заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики, можно принять участие в конкурсах, которые время от времени объявляются, и все это делается добровольно. Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки.

Таким образом, газета для родителей, как форма взаимодействия ДОУ и семьи способствует установлению сотрудничества, взаимопонимания между субъектами целостного процесса, она вызывает интерес у читателей, если она ориентирована на потребности конкретных родителей данной группы, отвечает на их запросы, в разных формах показывает заинтересованное отношение к ребенку.

Общение с родителями через социальные сети.

Социальные сети - это большая структура, большие глобальные Интернет-системы, которые служат способом общения людей через сеть на расстоянии. Наше поколение родителей - это молодые мамы и папы, которые, по – нашему мнению тоже являются участниками одной из социальных сетей. Большинство молодых людей, использующих социальные сети, не выходят из статуса «онлайн» практически круглосуточно, а это значит, что появляется еще одна возможность в любое время связаться с этим человеком, помимо таких способов как электронная почта и просто звонок по телефону.

Так почему же воспитателю не извлечь из этого некоторого рода выгоду и не

сделать свою социальную страничку способом взаимодействия с родителями?

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей, как тематические выставки (темы выставок – «Рисуем вместе с папами» к 23 февраля, «Рисуем вместе с мамами» к 8 марта, Семейный фотоальбом

«Наши защитники», «Подарки для любимой мамы», «Добрые дела», «Волшебное дерево сказок» и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, выбрать фотографию и пр.). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому мы считаем, что совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Мы считаем, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

 

Ш. Содержательный модуль проекта.

Этапы работы воспитателя с коллективом родителей

 

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов,

потребностей, запросов

родителей, уровня их

педагогической

грамотности

Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик»

Индивидуальные блокноты

Познавательные

Ознакомление родителей

с возрастными и

психологическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

 

Формирование у

родителей практических

навыков воспитания

детей

Семинары-практикумы

Тренинги

Проведение собраний,

консультаций в

нетрадиционной форме

 

Мини-собрания

Педагогический брифинг

Педагогическая гостиная

Устные педагогические журналы

Игры с педагогическим содержанием

Педагогическая библиотека для родителей Исследовательско-проектные,

ролевые, имитационные и деловые игры.

содержанием Педагогическая библиотека для родителей,

Исследовательско-проектные,

ролевые, имитационные и деловые игры.

Досуговые

Установление

эмоционального

контакта между

педагогами, родителями

детьми

Совместные досуги, праздники

Выставки работ родителей и детей

Кружки и секции

Клубы отцов, бабушек,

Наглядно-ин-формационные:

информационно-ознакомительные;

информационно-просветительские

Ознакомление

родителей с работой

дошкольного

учреждения,

особенностями

воспитания детей.

Формирование у

родителей знаний о

воспитании и развитии

детей

Информационные проспекты родителей

Альманахи

Журналы и газеты, издаваемые ДО

для родителей

Дни (недели) открытых дверей,

Открытые просмотры

занятий и других видов

деятельности детей,

Выпуск стенгазет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность инновационных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • появлению у родителей интереса к содержанию занятий;
  • возникновение дискуссий по воспитанию и развитию детей по инициативе родителей;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличения количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций,
  • решение задач и в обсуждении дискуссионных вопросов,
  • проявление инициативы родителями в создании более комфортной и эстетичной обстановке в группе.

Промежуточные результаты по проекту.

Проект продолжается. Несколько различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагога с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой.

Теперь обстановка иная.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей использовались следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Анкетирование воспитателей;

3. Тестирование родителей;

4. Индивидуальные беседы с родителями;

5. Индивидуальные беседы с детьми;

6. Посещение семьи ребенка;

7. Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».

8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».

9. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

10. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.

Анализ первичного анкетирования семей показал низкую включённость родителей в организацию воспитательно-образовательного процесса: лишь 17 % родителей - активные участники процесса, 83 %- сторонние наблюдатели. Повышение уровня включения родителей в деятельность ДОУ осуществляется через следующие направления: модернизацию традиционных форм работы с родителями; введение инновационных форм работы с родителями.

Для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родителями дошкольников в группе можно провести анкетирование и выявить наиболее популярные формы работы

(Приложение 2)

Анализируя проводимую работу с родителями можно утверждать, что внедрение инновационных форм работы дает положительные результаты. Но не надо останавливаться на достигнутом, поэтому работу в этом направлении я буду продолжать в своей педагогической деятельности.

 

Литература.

 

  1. Анисимов В.П. "Счастье быть родителем", педагогическая литература, 2007г.
  2. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей / Е.П. Арнаутова. – М.: ООО “Линка-ПРЕСС”, 2004. – 208с.
  3. Евдокимова Е.С."Детский сад и семья", Москва "Мозаика-синтез" 2007г
  4. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344с.
  5. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. – М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. – 320с.
  6. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалев. – Л.: Прогресс, 1970. -320с.
  7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  8. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская // Опыт разработки концепции воспитания /Отв. ред. Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону РОИУУ, 1992. – Ч.1. – С. 11-42.
  9. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию / С. Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. – 1996. – №1. – С.91-99.
  10. Дрезнина М.Г., Куревина О.А.. Навстречу друг другу / М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 248 с.
  11. Михайленко Л.Л. Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении / Л.Л. Михайленко // Методист. – 2006. – №5. – С. 63-67

 

 

Приложение 1

Практические результаты деятельности родителей в группе ДОУ.

Мероприятия

Форма проведения

Кол-во присутствующих

род-лей

Кол-во участвующих родителей

Подготовка и проведение

Адаптация ребенка в детском саду

Традиционное род. собрание

17

4

Воспитатель

Кризис 3-х лет. Как быть?

Семинар-практикум

19

19

Вос-ль, психолог

Игрушка и игра в жизни ребенка

Круглый стол

17

15

Вос-ль, род комитет

Мамочкам любимым

Концерт, чайная пауза

21

21

Вос-ль, дети, род. комитет

Новогодняя сказка

Утренник с участием родителей

23

8

Вос-ль, родители

Согреем ладони, разгладим морщины

Семейная гостиная

29

29

Вос-ль, муз. рук., дети, родители, дедушки и бабушки

Рисуем вместе с папами

 

Творческая гостиная

 

22

 

19

 

Дети, папы, вос-ль

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Ваши пожелания и ожидания

(опрос родителей)

 

Уважаемые родители!

 

  1. Каким бы вы хотели видеть отношение сотрудников ДОУ к себе как родителю?

 

  1. С вашей точки зрения:

 

а) насколько (или чем) персонал осложняет вашу жизнь?

б) как он мог бы облегчить вашу жизнь?

 

 

  1. Чему педагоги могут научиться у родителей?

 

  1. А чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?

 

 

  1. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе дошкольного образовательного учреждения?

 

  1. Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю, участвующему в работе детского сада?

 

 

  1. Что необходимо для эффективной работы?

 

  1. Что вы думаете о качестве работы детского сада в работе с родителями на сегодняшний день?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые родители!

Прошел учебный год, в течение которого ваш ребенок посещал детский сад. Конец года – традиционное время подведения итогов.

Сотрудникам детского сада для дальнейшего планирования работы важно узнать ваше мнение и пожелания относительно работы детского сада с семьей в целом и ребенком в частности. Ваши ответы могут быть анонимными. Заранее благодарим за участие.

С уважением, администрация.

  1. Кем вы приходитесь ребенку (нужное подчеркните или напишите): мама, папа, бабушка, дедушка ____________________________________
  2. Что вас больше всего привлекает в детском саду? (выберите 3-4 пункта):
    • Хорошая организация питания.
    • Хорошая организация режима.
    • Работа по укреплению здоровья детей.
    • Хорошее состояние территории для прогулок.
    • Хорошее отношение ребенка к воспитателю.
    • Высокий уровень материально-технического оснащения.
    • Хорошие отношения между детьми в группе.
    • Высокий профессиональный уровень сотрудников.
    • Детский сад неподалеку от дома (работы).
    • Подготовка к школе.
    • Психолого-педагогические консультации для родителей.
    • Возможность участвовать в жизни детского сада.
    • Другое _________________________________________________
  3. На каких мероприятиях для родителей вам удалось побывать? Постарайтесь вспомнить их названия______________________________________
  4. Какие причины не позволили вам побывать на всех мероприятиях для родителей? _____________________________________________________
  5. Что вам нравится больше всего в данных мероприятиях? _____________________________________________________________
  6. Что следует добавить к таким встречам, чтобы их эффективность была еще выше? ___________________________________________________
  7. Какие темы вы обязательно бы пришли обсудить? ___________________
  8. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, удовлетворение от общения с персоналом. 1___2___3___4___5___6___7___8___9___10.
  9. С кем из специалистов вы хотели бы встретиться? (Поставьте «галочки».)

Логопед

Психолог

Воспитатель

Физрук

Ни с кем

Со всеми

Другое ________________________________________________________

 

Приложение 3

Отзывы родителей.

 

Приложение 4

Анкета для самоанализа воспитателя по работе с родителями.

 

 

N

п. п

 

 

Показатели

 

Варианты ответов

Владею на высоком уровне

 

Удается не всегда

 

Не владею

 

1

 

Установление доверительных отношений с семьей

 

 

 

 

2

Владение комплексной системой планирования работы с семьей

 

 

 

 

3

Владение формами и методами индивидуальной, подгрупповой и коллективной работы с родителями

 

 

 

 

4

Владение нетрадиционными формами взаимодействия с родителями

 

 

 

 

5

Владение методами изучения условий семейного воспитания, микроклимата семьи

 

 

 

 

6

Умение привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе

 

 

 

 

7

Умение преподносить проблемы ребенка так, чтобы родители принимали их как обеспокоенность педагога

 

 

 

 

8

Способность оказывать влияние на духовный мир родителей

 

 

 

 

9

Владение культурой педагогического общения с родителями

 

 

 

 

10

Способность к эмоциональному самоконтролю при возникновении сложных ситуаций в работе с родителями

 

 

 

 

11

Владение навыками эффективного оформления наглядной педагогической пропаганды

 

 

 

 

12

Умение привлекать родителей к оснащению педагогического процесса, оформлению интерьера и участка

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Сценарий родительской конференции

“Авторитет – основа воспитания”

Предварительная работа:

1) подготовить программу;

2) подготовить видеосюжет – выступление А. Райкина “Дети”, две

части (общая продолжительность 7 минут);

3) подготовить перед началом конференции место для выполнения

родителями творческого задания – синквей;

4) пригласить для выступления на конференции специалиста по

детской психологии;

5) подготовить для раздачи родителям в конце конференции конверты

с тестом “Какими нас видят дети?”.

Ведущий:

Уважаемые родители, мы сегодня собрались на ежегодной

родительской конференции, посвященной вопросам воспитания. Тема

конференции: “Авторитет – основа воспитания”. Итак, об авторитете. Мы все желаем, чтобы наши дети в будущем были счастливы, успешны, чтобы из них получился толк, чтобы они всегда считались с нашим мнением? Как добиться желаемого?

Проблема в том, что однозначного ответа: что такое родительский

авторитет – нет. О родительском авторитете мнение у каждого своё, оно носит субъективный характер.

Внимание на экран (видеосюжет “Дети” А.Райкин).

Ведущий:

Мы сегодня рассмотрим вопрос авторитета с трех позиций:

родителей, педагогов и специалиста.

Ведущий:

Итак, уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию творческое

задание, которое поможет охарактеризовать понятие “авторитет” для каждого

из вас. (Выполняем задание “Синквей”) Это так называемая формула

достижения успеха в воспитании вашего ребенка. (Родители пишут

стихотворения по методике “синквей”, затем зачитывают, ведущий

проводит анализ) «Синквей»

(методика: создание стихотворение по определенному алгоритму:

первая строка – тема синквей вторая строка - 3 прилагательных, характеризующих тему, 37 третья строка – 2-3 глагола, характеризующих тему, четвертая строка – 2 сравнения, пятая строка – синоним первой строки, темы)

Ведущий:

Итак, мы рассмотрели авторитет с точки зрения родителей.

Обратимся к точке зрения педагогов на авторитет. Есть разные типы семей,

каждая из которых применяет свою формулу воспитания, впоследствии

приносящая свои плоды.

Давайте рассмотрим несколько таких формул (слово педагогу-психологу) приглашаются по очереди 3 педагога, играющие роль родителей,

которые раскрывают свою формулу воспитания, далее следует диалог с

родителями о последствиях такого воспитания, далее – комментарии самого педагога-психолога в сопровождении слайдовой презентации

Ведущий:

Недавно в одном педагогическом журнале мне попалась статья,

глубоко тронувшая мои чувства – она называлась “Стрелы воспитания”, и сегодня я хочу с вами поделиться прочитанным. Слово предоставляется ст. воспитателю (выступление в сопровождении слайдовой презентации – 7 минут).

Ведущий:

У родителей 1, 2, 3 ребенка, у воспитателя – их 25-30, но вопрос

авторитета так же важен, поскольку ребенок в детском саду находится в процессе интенсивного обучения и воспитания. Воспитатель– это человек,

несущий знание, образец культуры. Слово предоставляется воспитателю–

“Авторитет воспитателя”. (Выступление – 7 минут)

Ведущий:

Теперь настала очередь рассмотреть авторитет с точки зрения науки и специалистов. Слово предоставляется специалисту по детской психологии

(выступление – 20 минут).

Ведущий:

Мы подошли к заключительной части нашей конференции. Давайте вновь обратим наше внимание на экран. (Видеосюжет “Дети”, 2 часть -А. Райкин). Далее ведущий раздает заранее подготовленные конверты с тестом “Какими нас видят дети?”. Уважаемые родители, вы можете провести этот тест дома и еще раз оценить себя и свои действия, свои отношения с ребенком.

Заключительная часть конференции – видеофильм “10 заповедей для родителей” (3 минуты).

Опубликовано: 02.02.2017