Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО
Автор: Жаринова Ирина Васильевна
Организация: МКОУ Балтинская СОШ структурное подразделение – детский сад
Населенный пункт: Новосибирская область, д. Балта
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Также разработан федеральный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется сотрудничеству с семьями воспитанников.
Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и от образовательного учреждения, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Наша работа должна быть нацелена на изменения самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны – сотрудничество между родителями и ДОУ рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. Надо сделать переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействия»; включить поиск совместного языка контакта, научиться признавать сильные и слабые стороны друг друга.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в нашем дошкольном учреждении дает неплохие результаты, но наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:
- Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;
- Содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
- Довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причина этого – недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенностей воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных воспитателей, особенно молодых, недостаточно развиты коммуникативные умения.
Исходя из вышеизложенного, перед коллективом нашего детского сада была поставлена цель: создание и внедрение в образовательный процесс нетрадиционных форм и методов работы с семьями воспитанников необходимых для повышения эффективности взаимодействия детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности;
- создать условия для повышения профессионального уровня педагогов по вопросам работы с семьями воспитанников;
- способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями;
- способствовать педагогическому просвещению родителей;
- привлекать родителей к активному участию в образовательной деятельности детского сада.
Для создания условий необходимых для социальной ситуации развития детей в условиях внедрения ФГОС в нашем дошкольном учреждении была организована работа по вовлечению родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместных с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
При взаимодействии с семьей наш коллектив использует следующие формы и условия:
- Коллективные формы взаимодействия: общие и групповые родительские собрания (темы собраний тесно связаны с задачами, поставленными на год.), консультации и беседы, наглядная педагогическая пропаганда, дни открытых дверей:
- Индивидуальные формы взаимодействия: индивидуальные беседы, консультации по темам: «Кризисы детства», «Ваш ребенок гиперактивный», «Если ребенок говорит неправду», «Детские конфликты», «Готов ли ваш ребенок к обучению в школе» и другие.
- Практические:
- проведение совместных праздников, досугов в соответствии с планом работы. Родители с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях (шьют необходимые костюмы, участвуют в конкурсах, проектах и т.д.);
- посещение родителями непосредственно образовательной деятельности;
- проведение трудовых акций: ежегодно родители оказывают посильную помощь в благоустройстве территории, завозе песка в песочницу, а в 2016 году приняли активное участие в акции «Детский сад – территория красоты и уюта», где с помощью наших пап мы оборудовали игровую площадку.
- Наглядные:
- в приемной детского сада оформлен «Уголок родителей», где отражена необходимая информация для родителей. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальных стендах;
- оформляются папки-передвижки на различные темы: «Что такое семья», «Ключи к здоровью вашего малыша»;
- стенд «Добрые дела родителей» содержит информацию об оказанной помощи, а также слова благодарности родителям от педагогического коллектива за поддержку и сотрудничество.
Первое знакомство с родителями происходит при оформлении ребенка в детский сад. Родителям, предоставляется возможность знакомства с детским садом, воспитателями группы, условиями работы учреждения, предлагаются буклеты на различные темы.
Условия реализации поставленных задач:
- личностно-ориентированный стиль общения педагогов с детьми и родителями;
- общая заинтересованность персонала и родителей в успехах детей;
- желание сделать деятельность детей интересной и продуктивной;
- совместное определение задач развития ребенка, обсуждение методов и приемов воспитания ребенка;
- планирование работы на основе педагогических наблюдений
- высокий уровень квалификации педагогов.
Коллектив нашего детского сада работает по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Наша программа предусматривает не только непосредственную воспитательно - образовательную деятельность с детьми, но и широкую работу по взаимодействию с родителями (законными представителями).
Составляя годовой план работы в разделе «Взаимодействие с семьями воспитанников», я учитываю предложения и рекомендации коллектива. Это помогает правильно определить темы для общих родительских собраний, тематику консультаций, содержание и периодичность тематических выставок, папок-передвижек, альбомов и т.д.
В коллективе провожу следующую методическую работу:
- консультации на тему «Работа с родителями – нетрадиционные подходы»;
- совместное планирование и составление конспектов встреч с родителями;
- обсуждение на педсоветах вопросов связанных с работой педагогического коллектива и родителями;
- оказываю воспитателям помощь в увеличении форм работы с семьей, а именно, использование нетрадиционных методов, ИКТ, интернет-ресурсов.
Мною разработано «Положение о родительском комитете», где прописана работа родительского комитета, их права и обязанности. Основная часть работы с родителями ведется через родительский комитет как представительный орган родительской общественности, который призван помогать детскому саду в его работе, а также организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований образовательного учреждения.
Для оценки эффективности взаимодействия ДОУ с семьей использую следующие критерии:
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Для выявления уровня отношений взаимодействия детского сада и родителей я использую метод анкетирования.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления сотрудничества с семьями воспитанников.
Исходя из этого, перед нашим коллективом была определена цель и на перспективу:
- установление партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду.
Для достижения поставленной цели перспектива развития взаимодействия с семьей предполагает решение следующих задач:
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников.
- Формировать мотивацию родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом детского сада, а также участию в образовательном процессе.
- Способствовать установлению единых стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой
-
Продолжать обеспечивать открытость и доступность деятельности дошкольного образовательного учреждения для родителей и общественности.
- Продолжать вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Таким образом, использование разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой сотрудники детского сада доказывают родителям, что их вовлечение в образовательный процесс важно для развития их собственного ребенка. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность более эффективно.