Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Эврюкова Татьяна Лаврентьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 42 «Малышок»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

Ведение

Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Концепция Федерального государственного  образовательного стандарта  предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения у крепления здоровья воспитанников. Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область "Физическое развитие" одной целей,  которой является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.  Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку

Цель проекта: Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Развивать культурно- гигиенические навыки, формировать простейшие  навыки поведения во время еды;
  2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  3. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
  5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
  7. Обогатить предметно-развивающую среду группы. 

 

Основная часть.

Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Таким образом, проблема воспитания культурно-гигиенических навыков  стоит достаточно остро. В ходе диагностического исследования было выявлено, что 10 % детей имеют высокий уровень сформированости культурно-гигиенических навыков, 18 детей  90 % навыки находятся на стадии становления. Родители не способствуют повышению гигиенической культуры детей, так как не осознают важность проблемы в возрасте трёх лет. Учебно-методический комплекс представлен малым количеством игрового оборудования по формированию гигиенической культуры. Исходя из выше сказанного,  мною были определены цель для решения поставленной проблемы и  задачи.

Для нацеливания родителей  к участию в проекте и пробуждения интереса у детей  к предметам гигиены, процессам выполнения гигиенических процедур я провела неделю «Мойдодыра». Неделю разделила на «День воды», «День мыльных пузырей», «День платочков», «День причесок». В октябре с родителями было проведено родительское собрание на тему: «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».  На данном собрании я провела анкетирование. Из анкетирования я сделала следующие выводы, что 80 % детей не могут следить за собой, пользоваться носовым платком, самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свои вещи, умываться.  Часто просят помочь взрослых, если что-то не получается. Однако многие дети умеют убирать игрушки, но ленятся. Навыки пользования туалетом у детей  имеются.  Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации из детских книг, картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п.  Широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.  Применяю в работе с детьми так же алгоритмы. При одевании  детей на улицу использую наглядные картинки, которые вывешены в раздевальной комнате. В туалетной комнате развешаны картинки с изображением навыков умывания, пользования  горшком. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.    Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего возраста являются игры-занятия с куклой: «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и др. Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка используя других персонажей мишку, зайчика.  Дидактические игры «А варежки последние», «Как я умею аккуратно кушать», Что отражается в зеркале», «Почистим зубки» и др., игровые ситуации «Кукла Катя проснулась», «Путешествие в страну одежды», «Как мы научили Грязнульку кушать» и др.  я так же использовали в работе с детьми.    Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Одной из форм работы стали итоговые мероприятия «Научим Филю умываться», «Мои помощники руки», «Чтобы зубки не болели», «Праздничный стол для пап», «Мыльные пузыри». В ходе данных мероприятий мы закрепляли полученные знания детей, развивали навыки. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Оформила рекомендации для родителей по формированию данных навыков, провожу беседы. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Провожу индивидуальные беседы с родителями, консультации для родителей, чтобы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.   В феврале мною было организовано родительское собрание в форме практического занятия. На данном  собрании дети читали стихи, с родителями были проведены игры «Накроем на стол», «Гости», игра презентация  «Культура поведения за столом»,  так же для родителей были изготовлены памятки. В результате проведенной работы дети проявляли положительный эмоциональный отклик в процессе игровой деятельности, при контакте с водой и мылом. У детей появились носовые платки, более опрятный внешний вид.

Заключение.

В результате проведенной работы дети проявляли положительный эмоциональный отклик в процессе игровой деятельности, при контакте с водой и мылом. У детей появились носовые платки, более опрятный внешний вид.

По итогам проведения диагностического обследования в апреле формирования КГН выяснилось, что дети имеют высокий уровень по всем задачам. Высокий  100% по навыкам мытья рук и умывания и культуры еды. По навыку снимания и одевания одежды 40% детей имеют высокий уровень, а у 60 % детей навык находится на стадии становления. Имеются трудности в застегивании пуговиц, снятию колготок. В умении пользоваться носовым платком 70 % имеют высокой уровень  и 30 детей выполняют с помощью взрослого.

 

 

Список литературы.

  1. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  2. Винникова , Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир.-М.: ТЦ Сфера, 2009 -128 с.
  3. Голицина, И.С. Перспективное планирование в детском саду. 2 –я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2010.- 36с.
  4. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М. Просвещение, 2006.-208с.
  5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2005-467с.
  6. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е.Ю. Конина // Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  7. Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей. –М.: Просвещение, 2007.-96 с.
  8. Печора, А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В.Печора. – М.: ВАКО, 2008.
  9. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина.- М.: Просвещение, 2006-141с
  10. Смирнова, Т.А. Собираем куклу на прогулку / Т.А. Смирнова // Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.
  11. Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-128с.
  12. Сайт «Социальная сеть работников образования»
  13. Сайт MAAAM.ru
  14. Сайт «ПроШколу.ру»
  15. Сайт  www.kodges.ru
  16. Kinder-planet - Форум

 

Опубликовано: 27.01.2017