Круглый стол сотрудников ДОУ и семей воспитанников «Дети и родители: проблемы, пути решения!!!»
Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО
Автор: Красовская Светлана Адиковна, Ковылина Татьяна Николаевна
Организация: МБДОУ детский сад №155
Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск
Время и место проведения: май месяц, посвященное «Международному дню семьи», 1 час 20 минут, в музыкальном зале.
Форма проведения: нетрадиционная «Круглый стол с острыми углами», по типу передачи «Пусть говорят».
Участники: специалисты ДОУ, родители.
Цель: формирование позитивного отношения родителей к ребенку, создание оптимистической картины семьи.
Задачи: формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях семейного воспитания.
Предварительная работа: Анкетирование родителей «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»; запись видеороликов; оформление выставки рисунков «Мой дом – моя семья»; акция «родительская почта»; музыка; изготовление с детьми приглашений на программу «Пусть говорят».
Оборудование: музыка: «Дружная семейка» (муз.К.Акимова, сл.С.Маршака), стол, стулья по количеству участников, краски, кисти, листы бумаги, мультимедийная установка, костюмы героям.
Ход собрания
Зал украшен по теме и разделен на две половины. В первой сидят родители – которые являются героями программы «Пусть говорят», во второй половине зала сидят гости студии – специалисты ДОУ. В холле д/с выставка рисунков «Мой дом – моя семья». Заместитель заведующей играет роль ведущего передачи – Андрея Малахова и встречает гостей.
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости. Добро пожаловать на нашу передачу «Пусть говорят». Если обратите внимание на сцену, то увидите, что стоит круглый стол, а к нему приставлены 4 острых угла. Так и в жизни бывает, все хорошо, дети растут, но в семье появляются некоторые углы – проблемы, которые необходимо максимально быстро и эффективно решить.
Видеоролик: герои – специалисты ДОУ в костюмах. Действия в видеоролике: начинает сказочница: Злой дух проснулся не в духе. Фыркал, ругался и бубнел. Был он раньше молодым и проворным. А теперь стал старый и немощный. Каждый день он ждал, когда в какой-нибудь Иркутской семье произойдет неприятность. Но неприятностей не было. Откуда же взяться хорошему настроению? В который раз умчались его гонцы по Иркутским землям. Сегодня пора возвратиться. И вот возвратились…Злой дух: Ну, как там Иркутские семьи поживают, есть ли опечаленные дети, обделенные родительской любовью и лаской? Гонцы: Есть, наш господин и очень много! Злой дух: А есть жестокие родители, которые только ругают и бьют своих детишек и совсем не играют с ними? Гонцы: Есть, наш господин и очень много! Злой дух: Сестры и братья между собой враждуют? Гонцы: Часто так бывает! Злой дух: А есть семьи, где в выходные дни родители с детьми не бывают? Гонцы: Много! Злой дух: Ну, вот и спасибо, уважили меня старика. Вот в этих семьях и останусь, моя работа. Сейчас родителей научил быть жестокими, вырастут их дети, будут такие же бездушные, злые, безразличные, алчные и они. И будет в этом доме твориться непонимание, и проживут люди этой семьи свою жизнь, тратя драгоценное время на ссоры. И вырастят детей себе подобных, и будет мой злой дух спокоен.
Ведущий: Да уважаемые гости. По статистике более 30 % семей в свой дом когда - то, переступив черту морали, запустили злого духа. А ведь мечта у нас взрослых, создать счастливую семью, вырастить здоровое поколение. В толковом словаре Ожегова слово «семья» означает основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Муж и жена – это две первоосновы семьи. Отец и мать – это не просто родители, а люди взявшие на себя ответственность за того, кого они родили, перед самим собой, перед обществом, в котором их дети будут жить.
Воспитатель: Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
Задание № 1 «На что клад, коли в семье лад». Сейчас уважаемые гости несколько, человек подойдут к нашему круглому столу с острыми углами. Родители с одной стороны, эксперты – гости – с другой стороны. Вот Вам бумага и краски. Ваша задача нарисовать пословицу о семье, так чтобы противоположная сторона смогла ее «прочитать». Примерные: «Вся семья вместе и душа на месте»; «Русский человек без родни не живет»; «Нет такого дружка, как родная матушка»; «Изба детьми весела»; «Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает». Далее выносится проблема в зал и идет обсуждение.
Ведущий: Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе с нами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они.
Видеоролик: ребенок читает стихотворение Сергея Махотина
Опять обо мне
Говорят без конца
Родные во время обеда:
-Сережа ужасно похож на отца!
- Да нет же, скорее на деда.
Но вот я нечаянно двинул рукой
Компот разливается лужей.
И мне говорят: «Ну, в кого ты такой?
В кого ты такой неуклюжий?»
Запись. Дети исполняют песню «Мы - маленькие дети». После песни несколько детей задают вопросы взрослым.
Задание № 2. Вопросы с ответами «Острого блюда». Уважаемы взрослые! Вы были послушными детьми? Слушаем ответы. Наверное, как и мы, вы в детстве любили играть в разные игры. Научите нас. Перед Вами разные предметы, покажите в какие игры с помощью этих предметов можно поиграть с нами. На столе предметы – мяч, кукла, камешек и др. Выполняют задание. Следующий вопрос. Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком? Как сейчас Вы успокаиваете своих детей? Слушаем ответы по ходу гости – эксперты программы дают советы родителям. Что из детства вам запомнилось больше всего? Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
«Устами ребёнка». Девочки читают стихотворение «Когда я взрослой стану»:
Когда я взрослой стану,
Я все позволю сыну.
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать…
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать.
Кричать, по лужам бегать,
Спилить у стула ножки.
Не спать и не обедать.
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружинку,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослой стану.
Ведущий: Что ребенку нужно – домик с тихим садом, мама с добрым взглядом и отца родного слышать, ласковые слова.
Психолог: Семья – это теплый очаг и вечера у новогодней елки, дружба и поддержка на всю жизнь, смех и слезы счастья. В нашей семейной жизни, как в детской игре, на происходящие события можно смотреть разными глазами.
Упражнение «По секрету… » Все участники встают лицом в круг. Ведущий начинает: «Скажу по секрету: вчера я пришла домой, ребенок разрезал скатерть на кухне ….» - и каждый участник должен добавить какой-то положительный ответ – реакцию – «я улыбнулась и сказала, что очень красивая получилась аппликация». Последующие участники (по кругу) продолжают.
Психолог: Вот теперь я вижу улыбки на Вашем лице, сейчас на некоторые детские поступки вы смотрите совершенно другими, понимающими глазами.
Ведущий: Эфир нашей программы подходит к концу. Мне кажется, что с сегодняшнего дня семьи Иркутска будут только становиться счастливей. Помните, что в семейной жизни, не все бывает всегда гладко и хорошо, острые углы могут встать нам на пути. В.А. Сухомлинский сказал: «Семейная жизнь не может быть и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье». С Международным днем семьи поздравляем Вас, дорогие участники программы.
Упражнение – рефлексия. Уважаемые гости просим оценить нашу встречу. Здесь расположен контур семейного дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите зелёный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены- красный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания. Раздается памятка «10 заповедей счастливой семьи».
Используемая литература при написании сценария:
- Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как? », М., 2009.
- Евдокимова Е. С. «Детский сад и семья», М., 2007.
- Хямяляйнен Ю. «Семья глазами ребенка», М., 2010.