Опыт организации и обогащения развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Шевлякова Ирина Владимировна

Организация: МБДОУ «ДС № 31 «Малыш»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Ранний возраст – период, когда происходит интенсивное познавательное, психомоторное, личностное и социальное развитие ребенка. Основной задачей педагогов является сопровождение детей на всем протяжении их возраста. Для успешного осуществления данной задачи специалисты должны знать психологические особенности раннего возраста, владеть приемами диагностики ребенка и основными методами, способствующими развитию всех сторон его личности.

Как сформировать личность в раннем возрасте для последующей успешной жизнедеятельности в условиях проживания на Крайнем Севере?

Одно из решений данной проблемы, как нам видится, это организация в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды познавательно-двигательной направленности.

Что же относится к понятию «предметно-пространственная среда»? Под развивающей предметно-пространственной средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребенка наиболее эффективно. Иными словами, непременное условие ее построения – опора на личностно ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Отсюда мы делаем вывод: предметно-пространственная среда должна выполнять по крайней мере две важнейшие функции.

Одна из функций носит информативный характер, другая – развивающий. Ведь предметно-пространственная среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект, в свою очередь, несут определенные знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта.

Учитывая эти положения, с одной стороны, а с другой – опираясь на данные эксперимента, который педагоги проводили в МБДОУ – детском саду № 31 Норильска, разработали основные положения и рекомендации по построению развивающей предметно-пространственной среды познавательно-двигательной направленности.

Ее создание рассматриваем как условие, которое обуславливает интерес детей к объектам, явлениям и предметам; формирует двигательную активность; активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной деятельности.

Педагоги решили выяснить, как организация в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды познавательно-двигательной направленности в соответствии с требованиями и принципами ФГОС в процессе обучения и воспитания способствует усвоению детьми определенных знаний и умений, но и повышению их познавательной активности, качества образования, а также воспитывает у детей способность эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в своих работах.

Результатом работы эксперимента являются основные положения и рекомендации по построению развивающей предметно-пространственной среды познавательно-двигательной направленности посредством использования нестандартных, нетрадиционных дидактических, физкультурных пособий на основе использования оздоровительных технологий. Пособия создавались в рамках реализации проекта ДОУ «Особенности взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи в развитии здорового дошкольника посредством работы родительских клубов».

Цель эксперимента – оценить организацию развивающей среды дошкольного учреждения с точки зрения ее возможности обеспечить всестороннее развитие, оздоровление детей и повышение качества образовательного процесса.

В разработке и апробации рекомендаций принимали участие сотрудники дошкольного учреждения, родители.

Процесс построения развивающей предметно-пространственной среды познавательно-двигательной направленности в ДОУ № 31 города Норильска в первую очередь, основывается на принципах ФГОС:

1) полноценное проживание ребенком этапа детства (раннего возраста), обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ДОУ с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

Сегодня мы представляем опыт педагога первой младшей группы в построении развивающей предметно-развивающей среды познавательно-двигательной направленности посредством использования нестандартных, нетрадиционных дидактических, физкультурных пособий на основе использования оздоровительных технологий.

При построении развивающей среды в пространстве групповой комнаты и дошкольного учреждения педагог учитывала принципы:

1. Принцип творчества и активности в деятельности.

Только в этом случае участник процесса может стать «генератором», творцом предметно-пространственного окружения, принять непосредственное участие в познавательной или двигательной деятельности. Оборудование, предметы, пособия, атрибуты и другие средства должны не только вызывать у ребенка познавательный интерес, но и способствовать развитию инициативы, стимулировать самостоятельную деятельность, развивать творческие способности.

Использование творческого подхода к проблеме воспитания и всестороннего развития детей способствует дальнейшему повышению познавательной активности дошкольников.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже более любимы детьми.

Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют развитию ребенка. На эффективность педагогического процесса могут оказывать положительное влияние самые скромные финансовые средства.

Одни из них мы представляем коллегам и читателям. Это авторские нестандартные дидактические пособия, многофункциональные тактильные панно по русским народным сказкам «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», тактильные панно «Паровоз», «Чудо-дерево», познавательные методические пособия (сенсорное развитие, предметная деятельность, формирование представлений об окружающем мире) – «Паровоз», «Цвет и форма» из симпотекса, «Волшебный куб», «Волшебный домик» из кожзаменителя, сенсорные панно из дерева, «Зонтик» (времена года), методические пособия с пуговицами «Дерево» «Полянка», «Собери картинку», сенсорная книжка из ткани, оздоровительные бутылочки, театры по русским народным сказкам «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» из губок, шерстяных ниток, шумелки, гремелки, тарахтелки из бросового материала  и нетрадиционные физкультурные коврики и дорожки (авторские дидактические пособия) и др. (см. приложение).

Игры с нетрадиционным пособием организовываем как обучающую игру и в свободной деятельности. Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Детям необходимо общение с взрослым, оно помогает им узнавать мир. Сначала ребенок играет с героями сказки, затем с предметами одного цвета, затем другого. Потом побуждаем детей действовать с предметами разных цветов и разных размеров, и в награду получаем удивленные лица малышей и бурю восторга от собственного эксперимента (дополнительный материал к тактильному панно по сказке «Колобок», см. приложение).

Малыши 2-3 лет воспринимают нетрадиционную, интегрированную, оздоровительную непосредственно образовательную деятельность как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них гораздо увлекательнее сама игра, а не конечный результат. НОД с нетрадиционным дидактическим пособием по русской народной сказке «Колобок» позволяет маленькому ребенку исследовать, делать открытия и управлять своим миром. Маленькие дети чувствуют себя исследователями, всегда готовыми к приключениям и экспериментам, когда открывают для себя сказку на пособии, его возможности и результаты игры.

Игра является побудителем или побуждающим моментом для познавательной активности. Например, рассматривая нетрадиционное тактильное панно, играя с предметами пособия, ребенок не только запоминает сказку, но и может ее придумать или изменить, создать художественные образы героев сказки с помощью обрывания, сминания, разрывания бумаги или рисования пальчиком.

2. Принцип разнообразия и вариативности.

Принцип предполагает такой подбор наглядных предметов, пособий, изделий, изображений, который, во-первых, представляет информацию об окружающем мире и общественных явлениях; во-вторых, демонстрирует одновременно специфичность предметов быта, художественное своеобразие произведений народного творчества, так и разнообразие материалов, из которых они сделаны; в-третьих, обеспечивает вариативность восприятия информации.

Так, первоначально рассматривая «Мастерскую», тактильное панно из губок, куб «Одежда» из кожзаменителя, дети имеют возможность увидеть не только материал, из которого они сделаны, их устройство, но и произвести с ними какие-то действия (см. приложение). Все зависит от того, что из себя представляет методическое пособие и какие поставлены перед детьми задачи.

Кроме того, данный принцип предписывает периодически обновлять тематику пособий, выставок, экспозиций.

Авторское физкультурное оборудование – коврики и дорожки из бросового материала способствует не только оздоровлению детей, но и повышению познавательной активности. Коврики были изготовлены в рамках проекта ДОУ «Особенности взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи в развитии здорового дошкольника посредством работы родительских клубов», в процессе акции «Просто так!» Основная цель акции – из бросового материала, который хранится невостребованным в кладовых родителей, создать нетрадиционное оборудование для всестороннего развития детей, в том числе и для укрепления здоровья (см. приложение).

В процессе работы с детьми мы варьируем использование разного нетрадиционного оборудования и дидактических пособий так, чтобы они дополняли друг друга, строго учитывая физические, умственные и возрастные особенности детей.

В процессе оснащения развивающей среды группы и помещений детского сада, необходимо учитывать темперамент ребенка и уровень развития, который в условиях Крайнего Севера бывает не всегда высоким.

Мир полон красок и цвета. Это нельзя не отрицать, что дети раннего возраста счастливы тем, что могут эти цвета различать. К сожалению, в условиях жизни на Крайнем Севере, дети видят мир, полный красок и цвета, непродолжительное время. Наша задача - помочь им разглядеть мир таким, какой он есть, в свете и красках. Ребенок и цвет - вещи взаимосвязанные. Поэтому в ДОУ создана сенсорная комната, где дети знакомятся с цветом, красотами окружающего мира, тем самым развивая эстетический вкус к действительности и пробуждая у детей эмоциональную отзывчивость на краски природы. Педагоги ДОУ изготовили нетрадиционные дидактические пособия, нестандартное физкультурное оборудование для закрепления полученных знаний и для повышения познавательной активности детей. Время, проведенное с нетрадиционным пособием в сенсорной комнате, проходит весело, в эмоционально-игровой форме с оздоровительным эффектом (см. приложение).

3. Принцип гибкого зонирования.

Принцип предполагает возможность изменения, разумеется, с учетом педагогической задачи, объемно-пространственного интерьера, предметного окружения, цветового и звукового фона. Под «изменением объемно-пространственного интерьера» имеется в виду свободное место, которое легко перестраивается в «Мастерскую», «Парикмахерскую», «Морской корабль», «Автобус», «Строительная площадка» и др. нам могут возразить: найти свободное помещение в групповой комнате трудно. Согласны. Для этого потребуется соответствующее оборудование (перегородки, ширмы, стенды), а также костюмы, пособия, музыкальные записи по данной тематике. Так например, любую ширму для отобразительной игры можно использовать как фото выставку «Моя милая мама» или «Мой папа» (см. приложение)

С уверенностью можно сказать, что разнообразие нетрадиционных методов и использование нестандартных пособий способствуют развитию речи, памяти, воображения, выразительности образов в детских работах. Наш опыт работы показал, что овладение приемами игры с нетрадиционными дидактическими пособиями доставляет малышам истинную радость, если они строятся с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Многолетний опыт свидетельствует: чем более разнообразна развивающая среда, тем успешнее будет развитие и оздоровление детей. Именно таким путем, вовлекая детей в предметную и практическую деятельность, можно вызвать в них эмоциональный отклик, научить видеть красоту окружающей природы, объектов и предметов.

Давайте поможем им чувствовать себя увереннее и старше и стремиться к тому, что «мы все можем».

  • prilozhenie-doklad-shevlya.. 15,7 МБ
  • Опубликовано: 30.04.2016