Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Шура Наталья Николаевна

Организация: МБДОУ №5 «Колосок»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Канск

 «Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный

поток представлений, понятий об окружающем мире» 

(В. А. Сухомлинский)

 

Игра — ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте.

Ребёнок живет в игре.

И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов.

Классификация игр:

Фридриха Фребеля: немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Классификация игр: Карла. Гросса: немецкий психолог.

 Януша Корчака: выдающийся польский педагог, писатель, врач общественный деятель.

С. Л. Новосёловой: советский психолог, доктор психологических наук.

Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности(игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

 Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня.

 Н О Д включает разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим 5 образовательным областям.

Стадии дидактической игры.

 Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами,

организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.

Роль воспитателя:

1. Воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований) организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

2. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

Развитие и педагогическая поддержка игры в соответствии с возрастом воспитанников.

Организация театрализованных игр.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Младший дошкольный возраст.

Активизация интереса к наблюдению театрализованной постановки взрослого

Самостоятельная игра-имитация на основе литературного или фольклорного текста.

Переход от имитаций действий к передаче эмоции.

Средний возраст.

Переход ребенка от игры «для себя» к театрализованной игре, ориентированной на зрителя. Переход от передачи в игре простого образа к созданию целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроение, состояние героя.

Освоение разных видом игры – драматизации, настольного театра (мягкой игрушки, вязанный, конусный, плоскостных фигур).

К концу года – постановка коротких спектаклей.

Старший возраст.

Углубление театрально-игрового опыта. Освоение разных видов игры-драматизации и режиссерской игры. Образно-игровые этюды.

Проявление детьми самостоятельности и творчества в процессе отбора текстов и оформлении

Организация сюжетно-ролевых игр.

Младший возраст:

Цель: Развивать игровой опыт дошкольников, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира. Побуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками

Средний возраст:

Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей:

  • развивать все компоненты детской игры;
  • создавать содержательную основу для развития игровой деятельности;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Старший возраст.

Цель: Обогащать игровой опыт дошкольников, повышая тем самым влияние игры на его развитие. Создавать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.

Организация строительно-конструктивных игр.

Строительные игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.

Организация подвижных игр.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыт.

В младших группах детям нравятся игры сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями.

В средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их.

Детей старших групп надо научить разным способам деления на партии.

Особенности проведения подвижных игр на улице.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности.

Планирование игр.

Младший  возраст.  Игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ("Зайка беленький сидит", "По ровненькой дорожке", "Поезд" и др.)

Средний  возраст.  Дети уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего.

Старший возраст. Огромное количество для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку.

Постепенно увеличивается количество правил, они становятся сложнее.

Подвижные игры всегда организует воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.

 

 

Использованные литературные источники

  1. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А., Куликовой Т.А. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
  3. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т. 2 – С. 483
  4. Основы дошкольной педагогики / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А.. – М., 1980. – с. 5 – 40.
  5. Зварыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988. – 189 с.
  6. Гаспарова Е.М. Отображение социальных отношений в игре // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 8. С. 35 – 38.
  7. Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Просвещение, 1990. – 146 с.
  8. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Опубликовано: 20.01.2017