Игровая деятельность младших дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Кирюшкина Галина Петровна

Организация: ГБОУ ООШ №11 с.п. «Детский сад «Лужайка»

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

Актуальность:

Игра является ведущей деятельностью детей на протяжении всего дошкольного детства. Сюжетно ролевая игра развивает важнейшие стороны детской психики. Играя,  дети развивают коммуникативные и умственные способности познают  окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих взаимоотношений, воспитывается самостоятельность,  поэтому детей младшего дошкольного возраста необходимо учить играть в сюжетно ролевые игры.

Цель:

Развивать коммуникативные и умственные способности через сюжетно-ролевые  игры.

Задачи:

Учить детей общаться со сверстниками, развивать речь, конструктивные способности и умственные способности.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т.д.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. 
На четвертом году жизни дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают навыки ролевого поведения.
Я считаю, что одним  из эффективных приемов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Такие игры следует проводить не менее трех раз в неделю во второй половине дня.  в календарном плане я фиксирую цель и сюжет игры, имена ее участников.

В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них. Хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров (лучше деревянные), коляски для кукол крупный конструктор и др.
Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами. Нецелесообразно располагать далеко друг от друга кукольную комнату и кухню, строительный материал и автомобили. На первых порах игровую обстановку для детей создаю я сама, затем я заменяю полную организацию обстановки частичной, например «забываю положить на стол ложку или поставить тарелку и предлагаю малышам самостоятельно подобрать нужный предмет. Со временем таких «забытых» вещей становится все больше. Вначале я подсказываю детям, какой игрушки недостает и где ее можно взять.

Заранее продумываю, какие сюжеты целесообразно подбирать для игр воспитанников. Необходимо, чтобы сюжеты были простыми, доступными пониманию ребенка, чтобы они отражали близкие и знакомые детям явления окружающей жизни: приготовление пищи, уборку помещения, стирку, лечение в поликлинике, поездку на транспорте и т. п.

В игре могут быть предусмотрены две-три активные роли. Например, сюжет игры «Поездка на поезде» включает две активные роли — машиниста и взрослого пассажира — и пассивную роль ребенка (куклы). Пассажиров может быть несколько, но содержание роли — одинаковым для всех.
Темы для игр также я беру, из известных детям сказок и литературных произведений («Волк и семеро козлят», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского и др.), а также придумываю сама, используя реальные факты и события («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели»).

Я вначале сама выполняю главную роль, потом поручаю ее кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом  продолжаю участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.

Что бы привлечь внимание детей к игре я начинаю играть с игрушками на глазах у воспитанников. Однако не следует при этом превращать показ игровых действий в специальное занятие. Например, я говорю как бы сама себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!» Обращаюсь к кукле: «Как тебя зовут? Лена? Давай, ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Беру куклу на руки, хожу с нею по комнате. «А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя, Леночка, ты кушать хочешь? Пойду сварю обед». Изображаю приготовление обеда и т. д.

Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям. Закончив игру, я могу сказать: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто хочет, так же поиграет. У нас много кукол, мишек, котят». Не надо настаивать, чтобы дети сразу же проявляли активность и самостоятельность.

Описанный методический прием позволяет детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять ее и перенести в самостоятельную деятельность. При этом малыши расширяют сюжет, предложенный воспитателем, за счет новых игрушек и новых действий. Так дети переходят к активному игровому поведению. Стремление ребенка не просто передвинуть и переставить предметы, но и воспроизвести определенную эмоциональную атмосферу, свидетельствует о понимании им смысла игры. Постепенно у малыша формируется соответствующее отношение к тому, что он делает. Это позволяет ему самому развивать сюжет, вносить в него увиденное и услышанное. Игра становится разнообразной и интересной. Ребенок переходит от деятельности по готовому сюжету к деятельности по собственному замыслу.

В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные малышами в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Я помогаю воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра, либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.
Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. Так, если воспитатель лечил Буратино, то и дети тоже лечат Буратино. В подобных случаях, подключаясь к детской самостоятельной деятельности, я обращаю внимание воспитанников на другие игрушки, например, прихожу  на прием к врачу с больным мишкой, зайцем.

Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Неумение ребенка объяснить свои действия товарищу по игре, договориться с ним часто приводит к конфликтам, которые малыши не в состоянии самостоятельно разрешить. Поэтому в первое время я  участвую  в совместных играх малышей, подсказываю детям, как надо договориться, как вместе играть одной игрушкой, как распределить роли, поощряю хорошие поступки и осуждаю плохие.

Предлагаемые групповые игры должны строиться на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

Я считаю,  что при организации игр в младших группах одной из важнейших  задач является воспитание у детей умения играть вместе со сверстниками. На данном возрастном этапе существуют два вида игр: игра «рядом» и простейшие формы совместной игры, основанные главным образом на интересе малышей к действиям сверстников с игрушками, а также на личных симпатиях. В процессе игры я приучаю  воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки. Чтобы предотвратить возникновение отрицательных форм взаимоотношений, я должна быть предельно внимательна к совместным играм детей, активно направлять и регулировать взаимоотношения воспитанников, которые на этой возрастной ступени еще только начинают складываться.

Я заметила, что у детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.

Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками - атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.

Для того чтобы роли были более "развернутыми", дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения.

Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

Немалую роль в развитии ребенка играют игры-драматизации. В качестве сюжета я  использую  русские народные сказки: "Колобок",  "Теремок",  "Репка" и др.  Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).
Программа ставит перед нами задачу обучения детей на специальных занятиях элементарным способам конструирования. С этой целью я побуждаю малышей использовать в самостоятельных играх умения и знания, полученные на занятиях, для создания несложных построек (гаража, домика для кукол, моста и т. п.), стимулирую развитие сюжетно-ролевых игр. Например, по моему совету  двое-трое детей строят из кубиков домик для собачки, затем я подсказываю несложный сюжет игры.
Развивая у малышей умение,  создавать игровую обстановку, я предлагаю использовать крупный строительный материал (в нашей группе он пополняется брусками и пластинами). Располагать наборы крупного строительного материала лучше вблизи уголка для сюжетно-ролевых игр. Нужно также иметь мелкий настольный строительный материал. Столы с мелкими кубиками и кирпичиками лучше располагать отдельно от других игровых уголков. Как правило, дети играют с мелкими наборами по одному или по двое. Такого рода деятельность дает ребенку возможность побыть одному, отдохнуть от сверстников. Необходимо следить за тем, чтобы малыши подолгу не засиживались за столами. Но переводить ребенка от игр с мелким строительным материалом к другой, более подвижной деятельности, нужно осторожно, не вызывая отрицательных эмоций. При этом уместны игровые приемы.

В летнее время на участке много радости доставляют малышам игры с песком. Для таких игр на каждом участке устанавливают большие песочные ящики с барьером-скамейкой. Необходимо по мере высыхания увлажнять песок, иначе он будет непригоден для построек. В распоряжении детей должны иметься лопатки, совки, формочки, а также маленькие резиновые или целлулоидные куклы, фигурки животных, автомобили. Играя с воспитанниками, я показываю, как насыпать песок в формочки и опрокидывать их на барьер, как делать дорогу для автомашин, забор для садика и т. п. Можно ввести несложный сюжет. Например, шофер нагружает песок в самосвал, отвозит его на площадку и строит домик для маленькой куклы.

В жаркое время года я организовываю  игры с водой на участке. В этих целях с помощью родителей  на участке для прогулок нашей группы мы вкопали старые шины от машин придав им форму забавного лягушонка ярко их раскрасили  и в одной из шин разместили таз с водой  для игр с водой малышам даю полиэтиленовые, целлулоидные, резиновые игрушки, а также пластмассовую, посуду, чтобы дети могли купать кукол, пускать рыбок, кораблики, набирать и выливать воду.

 Я считаю, что наша обязанность наблюдать за ребенком, как он играет в группе,  на улице, со сверстниками, умеет ли договариваться с детьми о выполнении своей роли, помогать ему в этом. Но делать это нужно незаметно, непринужденно. Ведь именно сюжетно-ролевая игра развивает  ребенка всесторонне.

 

Опубликовано: 20.01.2017