Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в МБДОУ д/с № 65 г. Белгорода

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Половнева Анна Валентиновна

Организация: МБДОУ д/с № 65

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит

их духовная жизнь, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

(В.А.Сухомлинский).

 

«Здоровье не все, но без здоровья – ничто» - писал Сократ.

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим  технологиям, которые направлены на решение  самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Здоровье  человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровье сбережение является актуальной темой, которая определена особой социально-экономической ситуацией в стране. Состояние здоровья детей  уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе, снижает качество трудового потенциала нации.

Дошкольный возраст – особенно важный  и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегаюший педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и здоровье обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровье сбережение и здоровье обогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса  в ДОУ,     это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровье сбережения и здоровье обогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

   Здоровый образ жизни это:

  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно - ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддерживания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду:  детей, педагогов и родителей.

Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической  компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В нашем детском саду разработана «технология здоровье сбережения», задачами которой являются:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания,
  • Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
  • Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья,

В нашей группе деятельность по оздоровлению воспитанников носит системный характер, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей.

  • Мы создали предметную среду в группе и на участке для занятия физической культурой; условия эмоционального комфорта для общения с детьми и родителями.
  • Воспитываем у детей желание быть здоровыми.
  • Планируем и организуем с детьми индивидуальную работу по физическому воспитанию и развитию.
  • Проводим комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, солевое, «дорожка здоровья», посещение галокамеры,  максимальное пребывание детей на воздухе).
  • Планируем подвижные, народные игры.
  • Ежедневное употребление свежих овощей, фруктов, соков.
  • Осуществляем просветительскую работу среди родителей по проблеме здоровья детей.
  • Обучаем родителей отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
  • Систематически проводим совместные спортивные  развлечения и  праздники детей с родителями.
  • Беседы, развлечения на тему: «Да здравствует, мыло душистое!», »Опасные игрушки», «Что я знаю о себе», »Опасные предметы дома», «О пользе овощей и фруктов» и др.
  • Широко используем мониторинг физического здоровья детей.

Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, но и для осуществления последующей коррекционной работы.

Метод мониторинга на основе показателей физической подготовленности позволяет определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость,
  • в социальном плане -  коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, позволяет действовать в оптимальном режиме,
  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение,
  • в нравственном, в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Поэтому так необходимо в каждом детском саду создать своё здоровье сберегающее пространство, отвечающее образовательным программам, используемых в детском саду.

 

Литература:

  1. Волошина Л.  Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.
  2. Терновская С.А., Теплякова Л.А.  Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.
  3. Новые  здоровье  сберегающие  технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева  // Развитие личности. -N2.-С.171-187.
  4. Дыбина О.В.  Игры для детей  с использованием нетрадиционного оборудования.  Москва, творческий центр, 2010 г.
  5. Ахутина М.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход. Школа здоровья.2000 г. т.7 №2 с.21 – 28.
Опубликовано: 17.11.2016