Проект по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью «Будь здоров!»
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Коломиец Татьяна Адольфовна
Организация: МБДОУ «Брусничка»
Населенный пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, г. Губкинский
Пояснительная записка
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования еще и потому, что до сих пор не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
- Более 50 % дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья.
- 15-20 % имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации.
В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. При этом отмечается, что проблема реабилитации и социализации, подготовки к самостоятельной жизни детей с ослабленным здоровьем требует особого внимания со стороны государства и общества.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Главный путь - педагогическая стратегия - естественность и использование жизненных ситуаций. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. Педагог должен точно знать, чему и когда будет учить ребенка, закреплять его знания, стимулировать интерес к дальнейшему познанию.
Назначение данного проекта - формирование обобщенных понятий о своем организме, воспитание уверенности в себе и готовности помочь окружающим.
Цели:
- дать детям знания о человеческом организме;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни;
- развивать самосознание.
Задачи:
- учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм;
- формировать представления о строении своего тела;
- формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.
Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма
(повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости,
избирательности к внешним воздействиям); прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния; активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.
Проект рассчитан на 3 года с 4 до 7 лет (средний, старший дошкольный возраст). Связывающим звеном проекта на разных этапах дошкольного возраста является постепенное осознание себя, своих возможностей и способностей.
Проект выстроен по годам обучения. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по 3 разделам: “тело”, “организм”, “здоровье”.
I раздел — «Тело» — предполагает решение следующих задач: помочь осознать себя как человека, как неповторимую личность, находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.
II раздел — «Организм» — дает представление о своем организме, его строении и назначении, приводит детей к пониманию того, что свой организм нужно беречь.
III раздел — «Здоровье» — учит детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знакомит с несложными приемами самооздоровления при помощи самомассажа.
Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья. Педагогу необходимо помогать ребенку, направляя его на путь оздоровления.
Темы I раздела нацелены на привлечение внимания к человеку, на осознание себя человеком, на создание целостного представления о своем теле, гигиене своего тела.
Начать нужно с игр - занятий, построенных на ознакомлении детей с собственным телом. Показать ребенку, что части тела, являются его помощниками, для чего они нужны и что умеют делать.
Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.
II раздел - “Организм” - помогает получить элементарные знания по анатомии и физиологии человека. Темы раздела познакомят со строением и назначением органов чувств, а также функционированием отдельных органов и систем организма.
Вначале целесообразно провести ознакомление с органами чувств. На примере экспериментирования, проведения опытов дети легче воспринимают этот материал. Они видят органы чувств, могут проверить их функцию.
Знакомство с внутренними органами требует образного и абстрактно-логического мышления, поэтому в разделе представлены не только занятия, но и дидактические игры, игровые упражнения, а также целый ряд опытов.
Темы III раздела “Здоровье” позволяют детям осознанно включиться в процесс самооздоровления и самовоспитания путем навыка практической деятельности.
У ребенка формируется активная позиция, направленная на саморазвитие.
Темы данного раздела помогают детям понять, что здоровье - это огромная ценность и относиться к нему надо разумно, с уважением и вниманием.
Результативный блок
Ожидаемые результаты
Первый год обучения (средний возраст)
Дети узнают:
- части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);
- органы чувств (глаза, уши, нос, язык).
Умеют объяснить:
- зачем нужны органы чувств и части тела;
- зачем нужен рот и зубы.
Самостоятельно смогут:
- следить за чистотой своего тела;
- выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Второй год обучения (старший возраст).
Дети узнают:
- что каждый человек похож и не похож на других людей;
- название органов чувств.
Устанавливают связи:
- между органом чувств и выполняемой функцией;
- между отношением к своему организму и возможными заболеваниями.
Умеют:
- обслуживать себя;
- пользоваться приемами самомассажа;
- следить за осанкой.
Третий год обучения (подготовительный к школе возраст).
Дети узнают:
- название некоторых внутренних органов (сердце, легкие, пищеварение);
- некоторые особенности функционирования организма;
- правила охраны органов чувств и ухода за ними.
Умеют:
- самостоятельно содержать в чистоте свое тело;
- владеть способом оказания элементарной помощи.
Осваивают:
- гимнастику маленьких волшебников.
I раздел «Тело»
|
Тема |
Форма проведения |
Блок |
Я - человек |
|
Средняя группа |
«Кто я?» «Мальчик или девочка» «Мое имя» «Что я умею делать?» «Кого не стало» «Дружная семейка» «Мои помощники» «Чудесный мешочек» «Кто как умывается» «Что случилось с Грязнулей» |
Беседа Рисование Д/и Д/у Д/и Пальчиковая гимнастика Занятие Д/и Урок Мойдодыра Урок Неболейки |
Старшая группа |
«Какой я?» «На кого я похож?»
«Чем отличаюсь от других» «Из чего я сделан?» «Что умеют мои помощники» «Чем я хочу заниматься» «Умею — не умею» «Как не быть грязнулей |
Заседание в зале «Волшебное зеркальце» Наблюдение с помощью микроскопа Конструирование Беседа Д/и Урок Мойдодыра |
Подготовительная группа |
«Кем я хочу быть?» «Люди инвалиды» «Какими были первобытные люди» «Что не так» «Зачем моется человек» «Мыльная сказка» «Есть 5 помощников на службе у меня» |
С/р игра Беседа Встреча с Знайкой Разыгрывание ситуаций Совместная разработка правил «Чистюль» Развлечение Занятие |
|
Орган дыхания |
|
Подготовительная группа |
«Дышите глубже» «Как я дышу, когда играю» «Насос», «Воздушный шарик»
«Дует ветер» «Путешествие принца Кислорода» |
Занятие П/игры Дыхательные упражнения Этюд Игра— путешествие |
|
Рот и зубы |
|
Средняя группа |
«Что есть во рту»
«Вот какие наши зубки» «История про Васю» «Зубик - зазнайка» «Про зубы» «Да - нет» |
Встреча с Доктором Айболитом Игра Рассказ-коллаж Чтение Загадывание загадок Д/и |
Старшая группа |
«Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» «Для чего человеку и животным зубы» «Как ухаживать за зубами» «Чистка зубов» «История зубной щетки» |
Занятие
Рассказ Знайки
Составление рекомендаций Практическое занятие Оживлялка |
|
Язык - орган вкуса |
|
Подготовительная группа |
«Про язык и нос» «Зачем человеку язык» «Определи на вкус» «Органы чувств – наши незаменимые помощники» «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее» |
Чтение Рассказ Знайки Опыты Игра – развлечение
Викторина |
|
Орган осязания |
|
Средняя группа |
«Наши руки» «Золотые ручки» Пословицы «Разноцветные крышки» «Руки и ноги требуют ухода» «Полезно - не полезно» |
Занятие Сказка – игра Заучивание Игра Совет Доктора Айболита Игра |
Старшая группа |
Руки, ноги, лапы – рабочие инструменты человека» «Солнышко» «Как беречь руки и ноги» «Особенности осязания у животных» Загадки |
Беседа
Встреча с Знайкой Оздоровительный этюд Совет Неболейки Занятие Составление загадок |
Подготовительная группа |
«Зачем человеку кожа» «Дождик» «Как помочь бедной коже» «Можно-нельзя» «Что можно почувствовать кожей» «Уход за кожей» «Первая помощь» |
Занятие Оздоровительный этюд Советы Неболейки Игра Опыты Составление рекомендаций Практическое занятие |
|
Сердце и кровообращение |
|
Средняя группа |
«Доброе сердце» «Кого я люблю» «Вечный двигатель» «Послушаем свое сердце» |
Рассказ воспитателя Рисование Встреча с Знайкой Тренинг |
Старшая группа |
«Сердце – не медовый пряник» Пословицы и поговорки «Назови героя с добрым сердцем» «Больница» |
Беседа Заучивние Викторина С/р игра |
II раздел «Организм»
|
Тема |
Форма проведения |
Блок |
Орган зрения |
|
Средняя группа |
«Нарисуй что видишь» «Чего не стало» «Что в зеркальце твоем»
«Для чего человеку глаза?» «Пора вставать»
«Жмурки»
|
Рисование Д/и Заседание в зале «Волшебное зеркальце» Встреча с Знайкой Оздоровительная гимнастика П/и |
Старшая группа |
«Какие у нас глаза?»
«Как видят мир животные?» Сказка «Теремок» «Что мы видели, не скажем» «Светло- темно»
«Чьи глаза тебе помогут» «Вижу я, видишь ты» «Развивай глазомер» |
Заседание в зале «Волшебное зеркальце» Встреча с Знайкой Драматизация Д/и Опыт на определение реакции зрачка Д/у Д/у Индивидуальная работа |
Подготовительная группа |
«Мои глаза - фотоаппарат» «Роль зрения в жизни человека» Поговорка о глазах «Что для глаз полезно, что не полезно» «Как сохранить хорошее зрение»
«Первая помощь при травме глаз» «Про очки» |
Работа со схемой Встреча с Знайкой
Заучивание Советы Неболейки
Составить рекомендации по охране зрения
Практическая деятельность Занятие |
|
Орган слуха |
|
Средняя группа |
«Откуда приходят звуки» «Узнай по голосу» «Определи по звуку» «Как слушать, чтобы слышать» «Что опасно для ушей» «Здравствуй, тетя Катерина!» «Сова» «Слушай хлопки» «Чтобы уши не болели» |
Занятие Д/и Д/и Тренинг Советы Неболейки Инсценировка-диалог П/и Д/и Советы Неболейки |
Старшая группа |
Страна Ушария» «У кого какие уши» «Для чего нужны уши» «Мир музыки и звуков»
«Тихо - громко» «Скороговорки» «Слух - большая ценность для человека» «Испорченный телефон» «Сколько» «Угадай, что я сказал» «Опасно – неопасно» |
Игра - путешествие с Знайкой Занятие Музыкально-дидактическая игра Д/у Заучивание Опыты
Игра П/игра Тренировка слуха Советы Неболейки |
Подготовительная группа |
«Орган слуха» «Развитие слуха у животных и человека» «Хвастушки» «Доктор, доктор, как нам быть»
«Не пропусти свой звук» «Ушки на макушке» «Нарисуем картинку» «Гигиена органов Слуха» «Береги уши» |
Работа по схеме Встреча с Знайкой
Психогимнастика Инсценировка стихотворения Обучение грамоте Опыты Графический диктант Советы Мойдодыра Составление рекомендаций правил профилактики органов слуха |
|
Орган обоняния |
|
Средняя группа |
«Чей нос лучше» «У кого какие носы» «Для чего нужен нос» «Что чует нос» «Угадай, что в коробочке» |
Чтение Рассказ Знайки Занятие Опыты Д/и |
Старшая группа |
«Про нос и язык» «Нос - наш защитник» «Как мы чувствуем запахи» «Нарисуйте запах» «Что мы делаем носом» |
Чтение Беседа Экспериментирование Рисование Рассказ Знайки |
Подготовительная группа |
«Знакомство с работой сердца» «Путешествие по волшебным рекам» «Как беречь свое сердце» |
Рассказ Знайки Игра-путешествие
Составление рекомендаций |
|
Пищеварение |
|
Средняя группа |
«Зачем нужен рот» «Кто есть кто» «Определи на вкус» «Отгадай-ка» |
Занятие Рассказ Знайки П/и Игра |
Старшая группа |
«Зачем люди питаются?» «Как мы едим?» «Полезная и вредная пища» «Определи на вкус» «Прежде, чем за стол сесть, я подумаю, что съесть» |
Беседа Занятие Советы Знайки
Рисование
|
Подготовительная группа |
«Питание – необходимое условие для жизни человека» «Продолжи сказку»
«Про девочку, которая плохо кушает» «Витамины» «Советы Доктора Пища»
|
Встреча с Знайкой
Составление сказки о правильном питании Чтение Инсценировка Составление рекомендаций |
|
Позвоночник |
|
Средняя группа |
«Ты не верблюд» «Маленькие старички» «Береги позвоночник» «Маленький спортсмен» «Хождение по камушкам» |
Занятие Тренинг Советы Неболейки Рисование Оздоровительные упражнения |
Старшая группа |
«Стройным будь на радость всем» «Что ты знаешь о спорте» «Осанка – красивая спина» «Горбуны и оловянные солдатики» |
Заучивание
Викторина Встреча с Знайкой Игроимитация
|
Подготовительная группа |
«Скелет и мышцы» «Я позвоночник сберегу, я от болезней убегу» «Правильная осанка» |
Занятие Практическое занятие Составление схем - правил |
III раздел «Здоровье»
|
Тема |
Форма проведения |
Блок |
Я - человек |
|
Средняя группа |
«Уход за руками и ногами» «Тренируй свои руки и ноги» «Пальчиковая гимнастика» «Что полезно детям» «Как надо умываться» «Гимнастика животных»
«Опасно – не опасно»» «В гости к тете Зубной Щетке» «Гимнастика для глаз» «Гимнастика бодрости» «Простуда» «Гора» «Деревце»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» «Народные игры»
«День здоровья»
|
Советы Здоровейки Соревнование Самомассаж Д/и Практикум Оздоровительные упражнения Д/у Практическое занятие Оздоровительное упражнение Самомассаж Самомассаж Уманской Упражнения для осанки Закаливание
Практические занятия со Здоровейкой Развлечение |
Старшая группа |
«Сохрани свое здоровье» «Безопасная жизнь» «Волшебные пальчики» «Гимнастика бодрости» «Поймай воздух»
«Чистота природы» «Чистые растения – чистый воздух» «Основы дыхательной гимнастики» «За здоровьем в зимний лес» «Гимнастика маленьких волшебников» Клуб «Здоровых удовольствий»
«Если ты заболел» «Секреты здоровья» «Плоскостопие»
«Народные игры» |
Занятие Советы Здоровейки Самомассаж Оздоровительное упражнение Оздоровительное упражнение для глаз Беседа с Знайкой Трудовой десант Практическое занятие Экскурсия Самомассаж Заседание в залах: «запахотерапия» «целебные звуки» «целебные действия света» «полезная еда»
Игра Занятие Рекомендации для родителей Практическая деятельность
|
Подготовительная группа |
«Кто тебе помогает быть здоровым» «Здоровье - болезнь» «Уходи, простуда» «Как развивать обонятельную память» «Безопасное дыхание» «Здоровое сердце» «Болезни рук» «Прямая спина»
«Витамины укрепляют организм» «Приготовление витаминных салатов» «Зеленая аптека»
«Спорт – это здоровье» «Гимнастика маленьких волшебников» На прогулке, во время утренней гимнастики, физ. занятий обращать внимание на ловкость, силу, осанку. «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
|
Встреча с Знайкой
Д/и Советы Неболейки Тренинг
Составление рекомендаций Рассказ доктора Айболита Беседа с врачом Оздоровительные упражнения для коррекции осанки Занятие Практикум
Драматизация сказки «Колобок» Соревнование Самомассаж
Неделя здоровья |