Детское экспериментирование как педагогическая технология

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Бойко Наталья Александровна

Организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 «Айболит»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях страны развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Ведущая роль в становлении личности отводится системе дошкольного образования, где совсем недавно произошли качественные изменения: изменилась структура, содержание, появился ФГОС, ориентированный на реализацию основных принципов ДО, среди которых выделяется формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А.И.Савенкова, Н.А.Королевой, О.В.Дыбиной, я пришла к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет существенную роль в обогащении памяти ребенка, активизации его мыслительных процессов, развитии речи.Метод экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • расширять перспективы развития  проектно-исследовательской деятельности, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • обеспечить обогащение познавательного и речевого развития, активизировать его мыслительные процессы  анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;
  • формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка, основы целостного мировидения;
  • формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;
  • формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

 

Основные принципы реализации технологии

 

Принцип деятельности.

От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

Принцип систематичности.

Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

Принцип безопасности.

Эксперимент должен отвечать условиям:

Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними. Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов. Показ только существенных сторон явления или процесса.

Принцип повторности.

Отчетливая видимость изучаемого явления.

Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Принцип наглядности.

Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Принцип самостоятельности.

Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

Принцип научности.

Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.

Принцип сотрудничества.

Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Принцип «Не навреди!»

Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.

 

Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

-физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

-природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

-социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека   (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

-познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

-лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами;

-личностный: узнает свои личностные возможности;

-волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

-поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуаций

 

Этапы экспериментирования

1.Осознание того, что хочешь узнать.

2.Формулирование задачи исследования.

3.Продумывание методики эксперимента.

4.Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5.Прогнозирование результатов.

6.Выполнение работы.

7.Соблюдение правил безопасности.

8.Наблюдение результатов.

9.Фиксирование результатов.

10.Анализ полученных данных.

11.Словесный отчет об увиденном.

12.Формулирование выводов

Трудности в работе:

  • Создание лаборатории.
  • Этап лабораторных записей.
  • Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
  • Проектная деятельность.
  • Схематическое изображение последовательности эксперимента

 

В нашей группе совместно с родителями создан музей-лаборатория для проведения экскурсий и экспериментов. Музей разделен на несколько «залов» (в которых можно рассмотреть изделия из различных материалов и тут же провести эксперименты): зал Нефти и нефтепродуктов, Стекла, Тканей, зал Воды и воздуха, Металлов и камней, Дерева.Начинаем работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. В течение учебного года совместно с детьми проводим экскурсии с элементами экспериментирования для детей детского сада.

Лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения..Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.

Опубликовано: 13.10.2016