Наставничество — план профессионального развития молодого специалиста в детском саду
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Хмелева Анна Сергеевна
Организация: МБДОУ детский сад №113
Населенный пункт: Свердловская область, г.Екатеринбург
Актуальность проблемы
Современный детский сад – это сложный механизм, требующий от воспитателя не только любви к детям, но и глубоких знаний психологии, педагогики, владения современными образовательными технологиями. К сожалению, молодые специалисты, приходя в профессию, часто сталкиваются с трудностями адаптации, недостатком практического опыта, неуверенностью в своих силах. Отсутствие грамотной поддержки на начальном этапе может привести к разочарованию, профессиональному выгоранию и даже уходу из профессии. Именно поэтому, развитие системы наставничества – это инвестиция в будущее дошкольного образования.
В данной разработке будет представлен план профессионального развития воспитателя, а также будут описаны методы работы с молодыми педагогами, вопросы организации работы с родителями и использование инновационных технологий.
Основная цель работы — создание условий для профессионального становления молодого специалиста, раскрытие его потенциала и оказание методической помощи в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности.
Задачи:
- Обеспечение своевременной психологической и профессиональной поддержки начинающих педагогов.
- Организация воспитательно-образовательной деятельности и создание условий для эффективного планирования и проведения занятий.
- Опыт применения форм и методов работы с детьми: использование различных подходов для развития индивидуальности каждого ребенка.
- Изучение инновационных технологий, внедрение новых методик и технологий в образовательный процесс, повышение уровня профессионального саморазвития молодых специалистов.
- Работа с родителями: установление доверительных отношений и совместное участие в жизни детского сада.
Ожидаемые результаты:
- Адаптация молодого педагога в ДОУ.
- Повышение профессиональной и методической компетентности педагогов, развитие инновационного потенциала.
- Система наставничества позволит удерживать молодых специалистов в учреждении, снижая текучесть кадров.
- Успешное участие педагогов в различных профессиональных конкурсах, методических объединениях.
Формы работы с молодыми педагогами:
- Совместные занятия, практикумы, круглые столы, презентация личного опыта: молодой специалист имеет возможность наблюдать за работой опытного воспитателя, анализировать его приемы и методы, это позволяет увидеть процесс изнутри.
- Обсуждения, беседы, интерактивные занятия, мастер – классы, открытые встречи для обмена опытом и идеями, наставник помогает молодому специалисту в планировании работы, подготовке конспектов занятий.
- Индивидуальные консультации, коучинг: возможность задать вопросы и получить рекомендации по конкретным ситуациям.
- Участие в семинарах, тренингах, конференциях, конкурсах, мастер-классах: наставник привлекает молодого специалиста к участию в различных мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетентности.
- Совместный разбор проведенных занятий, где наставник помогает молодому специалисту выявить сильные и слабые стороны его работы.
- Создание портфолио, которое будет содержать материалы о профессиональной деятельности молодого педагога, его достижения и планы на будущее.
- Анализ педагогических ситуаций и рефлексия: наставник помогает молодому специалисту анализировать свою деятельность, выявлять сильные и слабые стороны, разрабатывать стратегии развития.
Направления работы
1. Оказание методической помощи в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности. Наставник помогает молодому специалисту в планировании работы, подготовке конспектов занятий, выборе эффективных методов и приемов обучения и воспитания, организации развивающей предметно-пространственной среды. Совместно анализируются сильные и слабые стороны деятельности молодого воспитателя, разрабатываются индивидуальные стратегии развития.
- Обмен опытом применения форм и методов в работе с детьми. Наставник делится своим опытом использования разнообразных форм и методов работы с детьми, учитывающих возраст и индивидуальные особенности детей, таких как интерактивные занятия, игровые технологии, проектная деятельность, экспериментирование, творческие мастерские и др. Молодой специалист имеет возможность посещать занятия наставника, наблюдать за его взаимодействием с детьми, анализировать приемы и методы, задавать вопросы.
3. Освоение инновационных технологий. Наставник совместно с молодым специалистом знакомится с новейшими образовательными технологиями, такими как использование интерактивных досок, мультимедийных презентаций, использование цифровых ресурсов. Он помогает освоить эти инструменты и интегрировать их в воспитательно-образовательный процесс, делая его более интересным и эффективным.
4. Психологическое сопровождение. Повышение психологической компетентности, стрессоустойчивость, поддержка и мотивация, создание имиджа, создание комфортной атмосферы, где молодой специалист чувствует себя уверенно и защищенно. Наставник выслушивает, поддерживает, вдохновляет и помогает найти свой собственный уникальный путь в профессии. Важно понимать его переживания, страхи и радости, ведь каждый шаг на этом пути — это не только профессиональный рост, но и личностное развитие.
- Вопросы организации работы с родителями. Взаимодействие с родителями – важная составляющая работы воспитателя. Организация активного взаимодействия с родителями создает пространство для обмена опытом и налаживания доверительных отношений. Наставник делится своим опытом организации родительских собраний, консультаций, мастер-классов, совместных мероприятий. Он учит находить общий язык с родителями, выстраивать партнерские отношения, вовлекать их в жизнь детского сада.
Этапы реализации
№ |
Этапы |
Задачи |
Содержание этапа |
1 |
Подготовка и планирование (сентябрь - октябрь) |
- Определение целей и задач проекта: подготовка к наставничеству. - Выявление профессиональных затруднений молодых педагогов. - Разработка программы наставничества. |
- Формулирование основных целей и задач наставничества. - Определение форматов взаимодействия (индивидуальные встречи, групповые занятия, совместные мероприятия). - Сбор методических материалов, пособий и инструментов, форм и методов работы. |
2 |
Реализация и взаимодействие (ноябрь – март) |
- Активное взаимодействие между участниками. - Обмен опытом: совместные занятия и обсуждения. - Освоение современных педагогических и инновационных технологий. - Реализация программы наставничества. |
– Установление правил взаимодействия между наставниками и подопечными. – Проведение регулярных встреч (например, раз в неделю или месяц) для обсуждения тем обучения и обмена опытом. – Проведение совместных практических занятий в детском саду, где молодые педагоги могут наблюдать за работой опытных воспитателей, анализ успешных и сложных ситуаций. – Помощь в организации РППС в групповом помещении. – Обсуждение актуальных тем (методы работы с детьми, управление группой, взаимодействие с родителями и др.) – Формирование позитивного имиджа педагога в коллективе. – Разработка совместных мероприятий (праздников, мастер-классов) с участием как опытных воспитателей, так и молодых педагогов. – Вовлечение детей в проекты, чтобы они стали частью процесса обучения. – Регулярная поддержка со стороны наставников, помощь в решении проблем и преодолении трудностей. – Организация мероприятий для повышения мотивации участников. |
3 |
Анализ, оценка и развитие (апрель – май) |
- Рефлексия и рост: оценка результатов наставничества. - Анализ опыта и дальнейшие шаги. - Новые горизонты: определение путей дальнейшего развития. |
– Проведение опросов и анкетирования среди участников программы. – Разработка новых тем для обсуждения или форматов взаимодействия. – Разработка стратегии по поддержанию отношений между наставниками и молодыми специалистами после завершения программы. – Презентация результатов на педагогическом совете или других мероприятиях. |
Проведённые мероприятия с молодым специалистом
№ |
Направление деятельности |
Тема |
1 |
Изучение нормативных документов |
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); ФГОС ДО; Федеральная образовательная программа дошкольного образования; Устав МБДОУ детского сада № 113; Должностные обязанности воспитателя. |
2 |
Индивидуальные беседы |
Основные проблемы молодого педагога, пути их решения; Основные требования к проведению занятия; Факторы, влияющие на качество воспитания и обучения; Формы взаимодействия педагога и детей. |
3 |
Практические занятия |
Составление календарно – тематического плана; Разработка индивидуальных образовательных маршрутов; Составление портфолио педагога; Организация разработки молодым специалистом дидактического материала. Организация взаимодействия с родителями. |
4 |
Обмен опытом |
Посещение молодым специалистом занятий педагога- наставника; Проведение открытых занятий; Привлечение к подготовке мастер-классов, семинаров, консультаций; Участие в профессиональных конкурсах. |
Мониторинг и оценка результатов реализации проекта
Организация систематического мониторинга программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие изменения происходят во взаимодействии наставника и наставляемого, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, профессионального роста участников, динамика результатов.
Мониторинг состоит из двух этапов:
Первый этап мониторинга направлен на изучение качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пары.
Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, профессиональное развитие педагогического коллектива.
Результатом успешного мониторинга будет анализ реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить её сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
Второй этап мониторинга позволяет оценить мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества.
Процесс мониторинга осуществляется до входа в программу наставничества, и по итогам прохождения программы.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее эффективной стратегии дальнейшего формирования пары «наставник – молодой педагог».
Анкета для молодого педагога (до начала работы)
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий.
Ожидаемая эффективность программы наставничества |
|
Оцените ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества |
|
Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) |
|
Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации |
|
Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение занятий, семинары, вебинары, участие в конкурсах) |
|
Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний |
|
Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков |
|
Насколько Вам важно ощущение поддержки от наставника? |
|
Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? |
|
Анкета для молодого педагога (по итогам прохождения программы)
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий.
Эффективность программы наставничества |
|
Насколько комфортно было работать в программе наставничества? |
|
Качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) |
|
Организованные для Вас мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) |
|
Качество передачи Вам необходимых теоретических знаний |
|
Качество передачи Вам необходимых практических навыков |
|
Поддержка от наставника |
|
Насколько Вы довольны вашей совместной работой? |
|
- Понравилось ли Вам участвовать в программе? (да/нет)
- Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? (да/нет)
- Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течении следующих 5 лет? (да/нет)
Практическая значимость опыта наставничества воспитателя
Наставничество способствует профессиональному развитию как молодых специалистов, так и более опытных педагогов. В процессе взаимодействия происходит обмен знаниями и методиками, что позволяет наставляемым быстро осваивать педагогические технологии. Это особенно важно в условиях динамично меняющегося образовательного ландшафта, где необходимо постоянно адаптироваться к новым требованиям.
Такая форма работы способствует созданию позитивной образовательной среды. Наставник не только передает знания, но и формирует у молодых педагогов уверенность в своих силах. Это ведет к повышению их мотивации и заинтересованности в работе. Открытое общение и поддержка со стороны более опытного коллеги создают атмосферу доверия, что является важным аспектом для успешного обучения.
Практика наставничества помогает развивать критическое мышление и рефлексию. Наставник может направлять молодого специалиста на анализ собственных действий, что способствует более глубокому пониманию педагогической практики. Это позволяет выявлять сильные и слабые стороны в работе, а также находить пути их улучшения.
Кроме того, наставничество способствует интеграции инновационных подходов в образовательный процесс. Молодые специалисты часто привносят свежие идеи и современные методы, которые могут быть адаптированы и внедрены в практику более опытных педагогов. Это создает синергию, которая обогащает образовательный процесс и делает его более актуальным.
Также стоит отметить, что наставничество играет важную роль в формировании профессионального сообщества. Педагоги, работающие в паре, становятся частью единой команды, что способствует обмену опытом и совместному решению проблем.
Практика наставничества не только способствует развитию отдельных специалистов, но и укрепляет коллектив, повышает качество образовательного процесса и создает условия для внедрения инноваций.
Заключение
Наставничество — это удивительное путешествие, которое может изменить жизнь молодого специалиста. В детском саду, где каждый день полон открытий и удивительных моментов, роль наставника становится особенно важной. Педагогическое и психологическое сопровождение молодого специалиста помогает ему обрести уверенность в себе, развить профессиональные навыки и создать гармоничные отношения как с детьми, так и с их родителями. И пусть каждый опытный воспитатель почувствует себя не просто наставником, а мудрым другом и надежным компаньоном для молодого коллеги, готовым поддержать его на тернистом, но таком прекрасном пути воспитания подрастающего поколения.
Помните, что наставничество – это двусторонний процесс, который обогащает не только молодого специалиста, но и самого наставника. Это возможность взглянуть на свою работу по-новому, вспомнить свои первые шаги в профессии, почувствовать себя нужным и полезным. И пусть этот опыт станет для вас источником вдохновения и профессионального роста!
Я верю, что с помощью нашей программы молодые педагоги обретут уверенность в себе и своих силах. Возможно, они станут теми самыми воспитателями, о которых мечтали в детстве.
Литература
- Балагурова, М. С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / М. С. Балагурова // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017.
- Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьные технологии. 2001. - № 6.-С.39-60.
- Масалимова, А.Р. Модель компетенций современного наставника / А.Р. Масалимова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 4(3). — С. 104.
- Наставничество: от теории к практике: учебное пособие /авт.сост.: Л.Н. Нугуманова, Т.В. Яковенко. — Казань: ИРО РТ, 2023 — 198 с.
- Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». — Курган, 2019. — 188 с.
- https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-uslovie-professionalnogo-stanovleniya-molodogo-vospitatelya-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
- https://imczato.ucoz.ru/dok2/sbornik_pedagogicheski_dueht.pdf
Приложение 1
Используемые материалы в работе педагога - наставника
- Отчеты о наблюдениях, в которых фиксируются результаты наблюдений за занятиями молодого педагога с указанием сильных сторон и областей для улучшения.
- Разработанные совместно конспекты занятий, которые показывают уровень подготовки и методическую грамотность молодого специалиста.
- Отзывы, анкеты от родителей о качестве образовательного процесса.
- Анкеты, дневники или записи молодого педагога о своих ощущениях, успехах и трудностях в процессе работы, что позволяет отслеживать личностный и профессиональный рост, осмыслить свои достижения и выявить направления для дальнейшего развития.
- Документы, подводящие итоги работы молодого педагога за период наставничества с указанием достигнутых результатов и рекомендаций.
- Фотодокументация различных мероприятий и занятий, что позволяет визуально оценить атмосферу в группе и вовлеченность детей.
Приложение 2
Анкета самооценки молодого специалиста для выявления профессиональных потребностей и интересов Воспитатель_____________________________________________________
№ |
Вопросы для педагога |
Ответ |
1 |
Укажите ваш уровень образования |
|
2 |
Сколько лет вы работаете в сфере дошкольного образования? |
|
3 |
Как вы оцениваете свои знания в области педагогики? |
|
4 |
Какие образовательные методики вы используете в работе? |
|
5 |
Какой вид образовательной деятельности вам нравится больше всего? |
|
6 |
Как вы относитесь к внедрению новых технологий в образовательный процесс? |
|
7 |
Есть ли у вас опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями? |
|
8 |
Как вы оцениваете свою готовность к участию в профессиональных конкурсах и мероприятиях? |
|
9 |
Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время? |
|
10 |
Что представляет для вас наибольшую трудность в работе? |
|
Приложение 3
Анкета для изучения трудностей в работе воспитателя
Воспитатель_____________________________________________________
№ |
Вопрос/Аспект |
Оценка (1-5) |
Комментарии |
1 |
Как вы оцениваете свою профессиональную компетентность? |
1 2 3 4 5 |
|
2 |
Насколько комфортно вы чувствуете себя в общении с детьми? |
1 2 3 4 5 |
|
3 |
Как вы оцениваете свою способность работать с родителями? |
1 2 3 4 5 |
|
4 |
Насколько эффективно вы справляетесь с конфликтными ситуациями? |
1 2 3 4 5 |
|
5 |
Ощущаете ли вы поддержку со стороны коллег? |
1 2 3 4 5 |
|
6 |
Как вы оцениваете свои навыки планирования и организации образовательного процесса? |
1 2 3 4 5 |
|
7 |
Насколько вы удовлетворены условиями работы? |
1 2 3 4 5 |
|
8 |
Есть ли у вас трудности в управлении группой детей? |
1 2 3 4 5 |
|
9 |
Как вы оцениваете уровень стресса на работе? |
1 2 3 4 5 |
|
Оценка (1-5):
1 — Очень низкий уровень
2 — Низкий уровень
3 — Средний уровень
4 — Высокий уровень
5 — Очень высокий уровень
Комментарии: Здесь можно указать конкретные примеры, причины трудностей или предложения по улучшению.
Приложение 4
Самоанализ профессиональной деятельности молодого педагога
Воспитатель__________________________________________________
Виды педагогической деятельности |
Степень затруднения |
||
очень сильно |
сильно |
средне |
|
Календарно - тематическое планирование |
|
|
|
Перспективное планирование |
|
|
|
Планирование воспитательно-образовательной работы |
|
|
|
Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства |
|
|
|
Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях |
|
|
|
Использование современных педагогических технологий |
|
|
|
Проведение организованной образовательной деятельности |
|
|
|
Осуществление индивидуального подхода к детям |
|
|
|
Проведение культурно – досуговых мероприятий |
|
|
|
Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы |
|
|
|
Мониторинг и диагностика |
|
|
|
Взаимодействие с родителями |
|
|
|
Приложение 5
Анкета молодого педагога
для анализа результатов работы с наставником
ФИО___________________________________ Дата: ______________
1. Как вы оцениваете общее взаимодействие с вашим наставником?
– Эффективно
– Удовлетворительно
– Неэффективно
2. Насколько часто вы получаете обратную связь от наставника?
– Часто
– Редко
– Никогда
3. Как вы оцениваете качество обратной связи, которую вы получаете?
– Полезная
– Средняя
– Неполезная
4. Насколько вы удовлетворены уровнем поддержки, которую получаете от наставника?
– Полностью удовлетворен(а)
– Частично удовлетворен(а)
– Не удовлетворен(а)
5. Как вы оцениваете свою профессиональную подготовку после работы с наставником?
– Улучшилась
– Осталась на том же уровне
– Ухудшилась
- Всегда ли наставник мог дать ответы на ваши вопросы?
– Да, всегда
– Нет, не всегда
– Нет, никогда
6. Какие формы работы с наставником были для вас наиболее полезными и эффективными? (можно выбрать несколько вариантов)
– Профессиональные советы
– Практические рекомендации
– Поддержка в сложных ситуациях
– Обсуждение методик и технологий
– Другие (указать): __________________________________________
7. Что, по вашему мнению, можно улучшить в процессе взаимодействия с наставником? ___________________________________________________
8. Как вы оцениваете свою уверенность в педагогической деятельности после начала работы с наставником?
– Значительно повысилась
– Осталась на том же уровне
– Понизилась
9. Есть ли у вас предложения или пожелания к вашему наставнику?
10. Как вы планируете применять полученные знания и навыки в будущем?
Приложение 6
Показатели системы оценки профессиональной деятельности
молодого педагога
- Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.
- Культура ведения документации.
- Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
- Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.
- Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.
- Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника.
- Использование инновационных форм, методов образования.
- Создание современной развивающей предметно-пространственной среды, информационно-образовательной среды.
- Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
- Участие в инновационной работе.
- Осуществление самообразования.
- Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
- Дисциплинированность и ответственность.
- Достижения воспитанников.