Опыт работы на тему: «Инновационные подходы по формированию экологической культуры дошкольников в реализации ФГОС и ФОП ДО»
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Чеботарёва Людмила Михайловна
Организация: МБОУ «Малоенисейская СОШ» - СП
Населенный пункт: Алтайский край, Бийский район с.Малоенисейское
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д.В. Веневитинов
Аннотация: В условиях ухудшения экологической обстановки большое значение приобретает экологическое воспитание. В данной публикации представлен опыт работы в области экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. И определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества. Наша задача, научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых важных человеческих чувств.
Ключевые слова: экологическая культура, лэпбук, музейная педагогика, экологическая тропа, экологический ай- стоппер, фотокросс, квест- игра.
Актуальность содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos – наука, учение, понятие).
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка: знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).
В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя. И при этом применяет полученные экологические знания с родными, близкими и может помочь взрослым понять и включиться в природоохранную деятельность, приучить к бережливости и т.д.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей дошкольного возраста, система работы в учреждении дошкольного образования должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей в русле педагогики развития необходимо создание детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).
- Роль развивающей экологической среды в ДОО
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, является среда. Пространству экологического развития детей в детском саду должно быть уделено особое внимание. Поэтому на территории нашего ДОУ создана экологическая тропа с разнообразием ландшафтных зон.
Экологическая тропа детского сада – это одна из частей развивающего пространства, включение которой в образовательную деятельность позволяет активизировать познание окружающего мира, объектов живой и неживой природы; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей. Хозяином нашей экологической тропы стала девочка- клубничка.
Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек или объектов. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога. Наша тропа состоит из следующих видовых точек: 2 «альпийских горки» с видовым разнообразием растений, «птичья столовая», «аптекарская грядка», «рябина», «вяз», «сиреневая аллея», «отель для насекомых», «береза», «манчжурский орех», «дуб», «клен», «дорожка здоровья», «птичий дом», «хвойный островок: ель, сосна, кедр, пихта», «метеоплощадка», «яблоня», «жасмин», «пенек», переносной «пункт для сбора мусора». Отправная точка путешествия по экологической тропе стала картасхема экотропы. Она используется как демонстрационный материал в работе с дошкольниками. Картосхема содержит небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Возле каждой видовой точки тропы выставлена (прикреплена) табличка с названием. В создании тропы активное участие приняли родители воспитанников.
С помощью экологической тропы решаются вопросы образовательной деятельности по экологическому воспитанию, используя разнообразие форм и методов работы с воспитанниками и их родителями: экологические сказки, экологические тренинги, инсценировки, театрализация, проведение экологических квестов, экологические игры, зеленый патруль, трудовой десант. На экотропе с воспитанниками обсуждаются и проигрываются ситуации, что способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру- коллекционирование, которое не должно наносить вреда природе. Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми и родителями. Коллекционирование запаха, красок природы позволяет реализовать организованный по временам года экологический фотокросс между группами нашего детского сада на экологической тропе. Ребята с большим удовольствием, азартом и воодушевлением выполняют соревновательные задания фотокросса. Фотокросс является инновационной технологией экологического образования, воспитания дошкольников, а также выполняет оздоровительные функции для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Не следует забывать познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием им природы. Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные вопросы «Как?»; «Почему?»; «Отчего?». Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?». На эти и многие другие вопросы позволяет ответить опытно- экспериментальная деятельность, организованная на экологической тропе в определенных видовых точках, в зависимости от задаваемого вопроса детьми. Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок по экотропе с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у дошкольников чувства природы.
Немаловажную роль в экологическом образовании играет практическая (трудовая) деятельность детей. Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадки деревьев, кустарников. Они могут подкармливать птиц, расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам.
Особое значение имеют природоохранные акции. Например, «Санитарный день»; «Покормите птиц зимой». Совместно с родителями мы проводим акцию «Посади дерево»; «Экологический субботник».
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.
Приоритетной задачей реализации ФОП является воспитание патриотической всесторонне развитой личности. Экологическая тропа справляется с этой задачей. На нашей тропинке организована отдельная видовая точка «Сад Памяти», которая решает задачу эколого- патриотического воспитания дошкольников. «Сад памяти» — это место, где можно передать историю своей семьи детям и внукам, куда можно приходить чтить своих павших родственников. Это не просто акция, а закладывание новой традиции, которая призвана сохранить подвиг предков в веках. Мы с дошкольниками приняли участие в международной акции «Сад Памяти» — это возможность сохранить память о героях войны живой. В буквальном смысле увековечить их подвиг не в мраморе или бронзе, а в ласкающей глаз зелени и шелесте листьев. Не каждому герою Великой Отечественной войны поставлен памятник, а посадив деревья в память о погибших солдатах в годы войны- это доброе дело в благодарность за доброе дело, увековечив подвиг каждого героя. Без этой памяти о прошлом- нет настоящего.
Наглядные результаты трудов помогут почувствовать детям силу, восстановить связь с природой, которая, по мнению ученых, нарушается в условиях города. Восстановление этой «корневой связи» человека с природой – одна из существенных функций пространства экологического развития детей.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Итак, экологическую развивающую среду мы понимаем, как целесообразно отобранное и систематизированное содержание условий реализации цели экологического образования на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых, обеспечивающих становление ребенка как личности. Экологическая тропа выступает как часть социокультурной среды детского сада.
«Среда, как третий педагог» – такое сравнение все чаще можно услышать на различных встречах педагогического сообщества. Включение в среду элементов, которые даже в отсутствие сопровождения педагогом деятельности ребенка могут принести ему пользу и способствовать развитию, является важнейшей частью большой работы под названием «реализация ФОП и ФГОС ДО».
В нашем ДОУ оформлена экологическая комната «Страна Эколандия», отдельная комната «Экспериментирования» и комната «Мини- музея».
2.Экологическая комната – новый элемент РППС, предназначенный для проведения интегрированных экологических занятий, релаксации, самостоятельной работы и игр. Комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения хорошо освещена, в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, играми, а также стол для педагога. Размещение столов не должно копировать школьный подход – они располагаются по кругу, т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми, что важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только тогда, когда выполняют определенную практическую работу. Чтение литературных произведений может проводиться как за столами, так и непосредственно на полу на ковре. В зоне обучения размещена многофункциональная РППС «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича. К которой идет методическая литература по ее использованию и примеры занятий. Но в большинстве случаев педагоги самостоятельно разрабатывают и проводят интегрированные занятия по РППС «Фиолетовый лес».
В «Стране Эколандия» имеется уголок «Эколята- дошколята»: гимн, девиз эколят. Ребята могут познакомится с Шалуном, Елочкой, Умницей и Тихоней, которые помогают ребятам заботиться о природе.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами с целью развития у них навыков классификации по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного. Коллекции природного и рукотворного мира располагаются на полках специального шкафа в рядом расположенной комнате экспериментирования. В коллекции имеются породы, песок, глина, уголь, земля, минералы, а также различные крупы, горох, фасоль, которые можно использовать для опытов и экспериментов. Коллекция тканей, пуговиц. Разнообразны природные материалы: желуди, шишки (сосновые, еловые, кедровые), грецкий орех, манчжурский орех, мох. Папки «Стадия развития растения: горох, фасоль».
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариума. Она предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями и рыбками.
Зона живого уголка представлена улитками Ахатин и хомячком. Ребята могут проводить наблюдение за животными и применять навыки ухода за ними. Воспитатели совместно с ребятами разрабатывают и реализуют экологические проекты по выращиванию микрозелени, которой в дальнейшем подкармливают улиток и хомячка. Очень интересным для ребят оказался проект по изготовлению съедобного туннеля и домика для хомячка. Воспитанники смогли самостоятельно, под руководством воспитателя изготовить такие вкусняшки. Ребята могли наблюдать свои труды, как с интересом хомячок проходит туннель и может попробовать его на вкус.
Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, детские энциклопедии, дидактические экологические игры. В этой зоне размещены маски овощей и фруктов, кукольный театр би- ба- бо, которые используются на занятиях по экологии. А также на полках шкафа размещены экологические ай- стопперы (экологические знаки), как инновационная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников. Современные дети отличаются «клиповым мышлением», воспитанные экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Их внимание очень сложно привлечь к проблеме экологии. Необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Для привлечения внимания детей используют различные методы, основанные на применении креативных, ярких решений, интересные визуальные эффекты, рекламный элемент. Ай-стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание.
Задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.
Экологические ай- стопперы использовались для проведения интегрированного экологического занятия в форме квест- игры «По следам Серой шапочки» (данное занятие разработано на основе экологической сказки «Серая шапочка и Красный волк»). В ходе квест- игры использовались ай- стопперы (экологические знаки) по правилам поведения в природе: «Не шуми в лесу», «Не ломай деревья, ветки», «Не бросай мусор», «Не рви цветы», «Не лови бабочек».
С ребятами проводятся дни Зубной Феи, день Врача. Для проведения бесед, игр данной тематики были сделаны ай- стопперы «Улыбка», «Зуб», «Глаз».
- Комната экспериментирования «Юный ученый» как элемент развивающей экологической среды
Комната экспериментирования (лаборатория)– еще один новый элемент экологической среды, создаваемый для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствующий формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Под лабораторию у нас выделено небольшого отдельное групповое помещение (комната), которая способствует повышению интереса воспитанников к исследовательской работе, т.к. позволяет им проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов, экспериментов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы: стаканчики, коробки из-под продуктов и т.п., а также имеется микроскоп, колбочки, лупы, емкость для песка и воды, пробирки.
В экологическом воспитании детей одним из средств познания закономерностей и явлений окружающего мира являются опыты и эксперименты. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования мы обогащаем память ребенка, активизируем его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
- Лэпбук как форма проектного метода по экологическому воспитанию
Лэпбук (lapbook) в переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Еще его называют тематическая папка, это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой информация представлена в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по определенной теме.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материала, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти и закрепить пройденные темы.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивавающей предметно-пространственной среде.
Для экологической работы с детьми мной созданы лепбук «Книга природы», «Эколята».
В лэпбуке «Эколята» подобраны занимательные дидактические игры и обучающие пособия. Дети с удовольствием окунаются в этот познавательный мир природы. Дидактические игры природного содержания. Раскладывания листьев по подобию и цвету. Вкладыши с животными. Паззлы «собери картинку». С культурой поведения в природе мы знакомимся через экологические сказки. В лэпбуке имеются экологические физминутки. Природа – это еще и кладовая здоровья (ребята знакомятся с лекарственными растениями). По картинке можно познакомиться с живой и неживой природой. С помощью мусорных баков «очистим Землю от мусора»- сортируем мусор.
Несомненно, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы, индивидуальных интересов и способностей, развития познавательной мотивации не только в дошкольном возрасте, но и на этапе школьного обучения.
- Воспитание экологической культуры через музейную педагогику.
- «Мини- музея». Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и ФОП становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно - пространственной среды, обеспечивающей творческую активность детей и позволяющей наиболее полно реализовать себя. Именно такой средой и являются мини - музеи, созданные в ДОУ.
Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдение, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Назначение, создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Воспитатели совместно с родителями создали следующие мини- музеи: мини- музей «Динозавры», мини- музей «Насекомые», мини- музей «Дикие животные», мини- музей «Домашние животные», мини- музей «Таинственная ракушка» и мини- музей «Шишки»
ВЫВОД: Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры- это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее. Самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу. Вовлечение дошкольников и их родителей в продуктивную деятельность с помощью организаций выставок поделок, рисунков, фотовыставок, участие в природоохранных акциях, фестивалях.
Список литературы
1. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию/О.А. Воронкевич. – С.Пб.: Детство – Пресс, 2001. – 156 с.
2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2014. – 79 с.
3. Лучич М.В. Детям о природе/М.В. Лучич. – М.: Просвещение, 1989. – 140 с.
4. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребёнок/Л.М. Маневцова. – С.Пб.: Акцидект, 1998. -318 с.
5. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 171 с.
6. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – М.: Изд-во «Учитель», 2016. – 260 с.
7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с.
8. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2003. – 183 с.
9. Федотова, А.М. Познаём окружающий мир играя: сюжетно – дидактические игры для дошкольников/ А.М. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
10. Интернет- ресурсы