Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Курьян Татьяна Ивановна

Организация: МБДОУ №89 «Крепыш»

Населенный пункт: ХМАО, г.Сургут

Первоисточником и образцом формирования межличностных отношений ребенка является семья.

Семья для детей дошкольного возраста выступает в качестве жизненно необходимой социальной среды, которая предопределяет вариант становления индивидуальности ребенка. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. Закон РФ «Об образовании», в статье 44, определил ответственность, права и обязанности родителей за воспитание ребенка. Именно родители являются первыми педагогами для ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Все, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что именно в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, в семье закладываются основы личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, с целью создания единого образовательного пространства (семья + детский сад).

Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение. Семья и детский сад – это два разных и сложных социальных института, у которых одинаковые цели и задачи – воспитать грамотного, здорового и здравомыслящего ребенка, адаптированного к социальным условиям жизни.

Дошкольное учреждение в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимодоверие и взаимоуважение, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новыми подходами к взаимодействию педагогов и родителей являются: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как к межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

При организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, основной акцент ставится на воспитании субъективности родителей, формировании их воспитательной культуры. Задача дошкольного образовательного учреждения здесь сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования. Ведь порой даже у самых опытных и самых любящих родителей не хватает педагогических знаний, а также умений, с целью действенного преодоления сложностей в вопросах воспитания детей.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Много различных форм работы с родителями уже апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой! Теперь же эта проблема, можно сказать с уверенностью, решена.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса и, прежде всего, дети. И не только потому, что они каждый день узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

 

Литература.

  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей// Дошкольное воспитание, 2002., №9
  2. Деева Е.В. Варианты взаимодействия системы дошкольного образования с семьей ребенка. Традиции и новаторство// Психология и образование, 2021.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями// Дошкольное воспитание, 2004, №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 16.12.2024