Педагогический опыт «Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС и ФОП ДО»

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Чеботарёва Людмила Михайловна

Организация: МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение и филиал

Населенный пункт: Алтайский край, Бийский район, с. Малоенисейское

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира- от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш»

В.А. Сухомлинский

 

Целевая аудитория:

- педагоги дошкольных образовательных учреждений;

- педагоги дополнительного образования.

Ключевые слова: «взаимодействие», взаимопомощь, взаимоуважение, взаимодоверие, сотрудничество, открытость образовательного процесса, культура педагогической грамотности семьи.

Цель педагогического опыта по взаимодействию с родителями: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Развитие у родителей ответственности за будущее своего ребенка.

 

1. Обобщение педагогического опыта по взаимодействию с родителями;

2. Апробировать педагогические технологии по вовлечению родителей в образовательный процесс и сотрудничество с ДОУ для повышения воспитания подрастающего поколения.

Ожидаемые результаты:

- Практическое освоение нетрадиционными формами взаимодействия с родителями.

- Приобщение педагогов к творчеству, раскрытие личного потенциала и роста мастерства в формах сотрудничества с родителями.

- Повышение уровня профессиональной компетентности.

Введение.

  • «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.

Проблема, актуальность.

Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.

В ФГОС и ФОП ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов, по ФГОС и ФОП, перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Задачи взаимодействия с родителями:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;
- Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

Тем самым вовлечение родителей в единое пространство детского развития осуществляется в трех направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей,
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
- совместная работа по обмену опытом.

Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания (общие и групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы, выставки детских работ, совместные экскурсии, открытые НОД).

Информационно- аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности (анкетирование, тестирование)

Наглядно-информационное направление – родительский уголок с информацией о нормативных документах, с советами и практическими материалами, объявлениями и выставками.

Досуговое направление помогает установит доверительные теплые отношения, эмоциональный контакт. (Праздники, развлечения, акции.)

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы сотрудничества, так и нетрадиционные.

В группах нашего ДОУ мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:
- нетрадиционные формы организации родительских собраний,
- совместные праздники, досуги, развлечения,
- участие родителей в семейных конкурсах, выставках, проектах
- организация совместной трудовой деятельности,
- наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
- консультации, анкетирование,
- индивидуальные беседы и др.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Работа с родителями в нашем ДОУ:

Досуговое направление:

- Акция «Покормите птиц зимой»;

- Всероссийская акция «Бумбатл» (по сбору макулатуры);

- Акция «Сдай батарейку- спаси ежика» (сбор использованных батареек, отправка в пункт приема батареек в г.Бийске);

- Творческий марафон «Снежный ангел с Робобориком».

По ФОП ДО особое место занимает формирование гражданско- патриотической позиции будущего гражданина, всесторонне развитой личности:

- Акция «Вторая жизнь железных банок» (сбор железных банок. Далее банки переданы волонтёрам для изготовления окопных свечей и отправлены участникам СВО);

- Акция «Мой защитник» (родитель- участник СВО, поддержка через социальные сети);

- Фестиваль «Моя семья- хранитель культурного наследия»- номинация «народные рецепты» (традиционный семейный завтрак: овсяная каша с бананом- совместное приготовление завтрака);

- Большой интерес вызвала Акция «История семейной фотографии или между прошлым и настоящим» («Я- копия мамы»);

- 2024г. объявлен Годом семьи. В ДОУ прошла Акция «Ромашка в подарок многодетным семьям ДОУ». Педагоги совместно с детьми из многодетных семей изготовили ромашки и ребятишки вручили их своим мамам, тем самым поздравили с Днем Семьи, любви и верности.

Познавательное направление. Роль семьи в воспитании юного гражданина:

- Всероссийский конкурс рисунков «Семья глазами ребенка»;

- Всероссийский конкурс с «Супер- мамой» мы изучаем ПДД (ребенок совместно с мамой нарисовал рисунок на конкурс);

- Всероссийский конкурс «Мой папа и Я за безопасные дороги» (совместный рисунок, поделка ребенка с папой);

Данные конкурсы способствуют укреплению семейных связей между родителями и детьми.

- Акция «Георгиевская ленточка»;

Совместная трудовая деятельность по подготовке группы и площадок к новому учебному году; по уборке территории игровых площадок для детей с привлечением родителей; озеленение территории ДОУ (посадка деревьев, цветов). Участие в акции «Кедры России».

Познавательное направление. Участие в проектах:

- проект по эколого- патриотическому воспитанию дошкольников «Зеленый островок Эколят, посвященный героям ВОВ»;

- проект «полезные, добрые крышечки» (Изготовление поделок из крышечек для детских площадок ДОУ и в группу);

- районный (муниципальный) проект «Территория детства»;

- проект по краеведению (региональный компонент): «В.М. Шукшин- сын Алтая».

Наши мамы- творческие люди:

- поделки для выставки «Моя любимая киса»;

- поделки на выставку «Огородные фантазии»;

- Поделки из природного материала для выставки «Вся фишка в шишке» и т.д.

Участие в конкурсах разного уровня и фотовыставках:

- Всероссийский творческий конкурс, посвященный 90-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина «Юрий Гагарин- дорога к звездам»;

- Фотовыставка ко Дню Отца, ко Дню Матери;

- Региональный тур конкурса семейной фотографии «Питомцы- герои картин, книг, фильмов»;

- Фотовыставка «Какие сельско- хозяйственные животные у меня дома»

Наглядно- информационное направление взаимодействия с родителями: Оформление уголка «Роль семь в сохранении здоровья нации»: размещение в приемной группы здоровье- сберегающих ай- стопперов с тезисами и короткими высказываниями (гимнастика для глаз, гигиена ротовой полости и зубов). Консультации, советы, папки- передвижки по актуальным вопросам и т.д.

Вывод.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Вовлечение в педагогическую деятельность родителей, заинтересованное участие в воспитательно -образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральной образовательной программы позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002.
  2. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 100.
  3. Листраткина В. Индивидуальная работа с семьёй. //Дошкольное воспитание1993, №5, с. 45
  4. Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Микляева Ю. К вопросу о педагогической культуре родителей. // Ребёнок в детском саду, 2005, №3, с. 19.
  6. Потапова Т.В. Экологическая культура в семье и детском саду. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 115.
  7. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей. // Дошкольное воспитание, 2006, №1, с. 14.
  8. Работа с семьёй. // Дошкольное образование, 2000, №20.
  9. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями. //Дошкольное Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №3, с. 85.
  10. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. – М.: АРКТИ, 2005.
  11. Цветкова Ю. Организация клуба семейных сайтов. //Дошкольное образование, 2004, №9.
  12. Ширина А.И., Люднова С.И. Семьи бывают разными. Уметь работать нужно со всеми. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 111.
  13. Интернет- ресурсы.

 

Опубликовано: 04.12.2024