Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Драган Надежда Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад № 37 «Колокольчик»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Сургут

К сожалению, ведущая деятельность ребенка переживает кризис. Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников.

Сегодня изменились условия развития детской игры. Одно из первых условий это: отсутствие неформальных разновозрастных групп (дворовые сообщества), как главного условия передачи игрового опыта привело к разобщению детей, а значит потере навыков взаимодействия. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим, что мы наблюдали раньше и никаких усилий взрослых не требовалось.

В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Сейчас очень часто дети растут по одному в семье, нет дворов с их массовыми играми, нет свободного детского общения, поэтому естественный канал трансляции игры нарушен. Дети растут среди взрослых и соответственно, чтобы дети играли, роль старшего ребенка должен взять на себя взрослый. А это значительно труднее, чем заниматься с детьми учебной деятельностью. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Второе условие, повлиявшее на негативное развития детской игры, заключается в

том, что техническая революция значительно снизила речевые контакты - человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером. В последнее время в педагогической и психологической литературе поднимается вопрос о том, что дети дошкольного возраста все чаще отдают предпочтение не сюжетно-ролевой игре, а другим видам детской деятельности (рисованию, конструированию, просмотру видеофильмов и телепередач и т. д.), поэтому игра не развивается, становится более примитивной по тематике и по содержанию. В играх современных дошкольников преобладают бытовые и телевизионные сюжеты. Большинство детей к концу дошкольного возраста остаются на первом уровне развития игры, содержанием которого являются игровые действия.

В свою очередь низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры тормозит полноценное развитие произвольного поведения. А отсутствие развитой формы сюжетно-ролевой игры ведёт к социально-личностному недоразвитию ребёнка.

Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Отсюда и вытекает третье условие: социальные изменения в обществе негативно влияют на приоритеты подражания и в семье, и в обществе. Последнее условие, влияющее на снижение интереса со стороны детей к сюжетно - ролевым играм, состоит в том, что в современном детском саду преобладают занятия познавательного характера, а в игре уделяют больше внимания ее материальному оснащению, а не развитию самих игровых действий и формированию игры как деятельности.

Современные исследователи игровой деятельности дошкольников Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, отмечают стремление отдельных воспитателей превратить игру в «заорганизованное массовое действо», в средство «проработки программного материала». Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Ведь дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда формируется личность, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Все психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. А вместе с тем современные дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть.

Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой целью необходимо использовать обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Наверное, пришла пора признать необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Мы не можем изменить негативное влияние современных условий на детскую игру. Но у каждого педагога есть возможность создать оптимальные условия в образовательном процессе для обучения детей игровым навыкам.
 

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников.

Дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. Оно обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни. Успешность вхождения дошкольника в социальный мир определяет уровень его адаптации, то есть такое состояние взаимоотношений человека и социума, при котором он реализуются как личность.

Игра - это особая деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем рационально осваивает всю систему человеческих отношений, она является особой формой освоения действительности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить условия практического применения сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении, способствующие развитию социальных представлений у дошкольников:

1. Содержание игры должно развивать и воспитывать каждого ребенка;

2. Замысел игрового сюжета должен соответствовать интересам детей, что ведёт к увлечению ролевыми действиями;

3. Игровой сюжет должен быть познавательным и социально ориентированным;

4. Игровое взаимодействие педагога и воспитанника должно опираться на опыт дошкольника и его дальнейшее развитие.

Ролевая игра динамична и привлекательна для дошкольника тем, что он сам может повлиять на сюжетную линию. Она помогает почувствовать эмоции, волнение другого, позволяет освоить детям новые модели поведения, находить правильный выход из затруднительной ситуации, чувствовать собственную значимость и преодолевать личный эгоцентризм.

Важно отметить, что сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека, так как с развитием научно - технического прогресса появляется много нового в жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей. Социальные и семейные роли интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поэтому необходимо реализовывать природную потребность ребенка в игровом действии. Любая сюжетная игра должна быть ориентирована на добровольность участия каждого дошкольника. Роли в игре не назначаются взрослым, а выбираются самими играющими по желанию, поскольку являются игровой позицией ребенка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном образе. Необходимо помнить, что у игры своя особая пространственно-временная организация. Она искусственна, идеальна, поскольку условна, но сюжетная игра имеет свои установки, цели и задачи. Поэтому соблюдение правил в конкретной сюжетной линии является залогом ее успешности.

Безусловно, обогащению социального опыта детей способствует общение детей со сверстниками и взрослыми. Ценность присутствия педагога в игровом процессе заключается в его умении помогать ребенку тогда, когда у него не достает собственных знаний и ситуация находится вне его компетентности. Взрослый, замечая и отслеживая затруднения дошкольника, создает обучающие ситуации, помогающие освоить то, чему ребенок не может научиться, чего не может узнать самостоятельно. Педагог выступает как носитель социальных норм и правил, владеющий соответствующими умениями, которые стимулируют открытое обсуждение всего того, что ребенку непонятно. Особое значение имеет умение взрослого принимать позицию партнера, заинтересованного в успехе игры.

В заключении отмечу, что поиск средств развития социальной адаптации детей, требует дальнейшего обсуждения, так как необходимость совершенствования методов социального становления личности ребенка, занимает приоритетное положение в дошкольной педагогике. Игра считается областью специфической детской субкультуры, на которую проецируется непроизвольное, спонтанное обучение и, которое практически ребенком не осознается. Она упорядочивает не только поведение дошкольника, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру.
 

Список источников

  1. http://www.bestreferat.ru/referat-239732.htm Реферат: Игра ведущая деятельность дошкольника

  2. http://www.bestreferat.ru/referat-239732.html

  3. http://www.studfiles.ru/preview/5439682/page:6/ Общая характеристика игровой деятельности дошкольника.

  4. http://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/zagalna_harakteristika_igrovoyi_diyalnosti_doshkilnika.htm Общая характеристика игровой деятельности дошкольника.

  5. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.      Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. — М.: Педагогика, 1990. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. — М.: Онега, 1994.

  6. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. — М.: Педагогика, 1987.

Опубликовано: 30.09.2016