Задержка речевого развития, как результат педагогической запущенности и ее коррекция у старших дошкольников
Конференция: Коррекционная работа в ДОУ
Автор: Галимзянова Ева Владимировна
Организация: МАДОУ «Детский сад №411»
Населенный пункт: Республика Татарстан, город Казань
Задержка речевого развития (ЗРР) — это актуальная проблема, с которой сталкиваются многие дети в дошкольном возрасте. Она может возникать по различным причинам, включая педагогическую запущенность. Педагогическая запущенность подразумевает недостаток внимания к речевому развитию ребенка, что может негативно сказаться на его дальнейшем обучении и социализации. В данной статье рассматриваются причины ЗРР, его связь с педагогической запущенностью, а также методы коррекции у старших дошкольников.
Ключевые слова: задержка речевого развития, педагогическая запущенность, коррекция, речь, психические процессы
Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь (Тихеева, 2024).
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии (Ворошнина, 2024).
Целью данного исследования является выявление влияния педагогической запущенности на задержку речевого развития у старших дошкольников и выявление эффективных методов коррекции этой проблемы.
В процессе исследования были использованы такие методы как изучение научных публикаций по теме ЗРР и педагогической запущенности, а также опыт логопедов.
Проблема задержки речевого развития у детей в последние годы становится всё более актуальной. Задержка речевого развития может быть обусловлена различными причинами. Уже на этапе отсутствия активной речи у ребёнка возможно выявление отклонений в развитии других психических процессов: нарушение восприятия речи при снижении слуха, нарушение понимания речи при умственной отсталости, нарушение коммуникации при аутистических расстройствах. Возможно также выявление грубых отклонений в развитии артикуляционной моторики при наличии неврологической симптоматики. В тех случаях, когда отмечаются конкретные проявления дизонтогенеза, следует как можно раньше начать медицинскую и психолого-педагогическую реабилитацию в соответствии с характером задержки речевого развития. Однако многие направления работы с безречевыми детьми на этапе формирования первоначальных речевых навыков являются общими.
Речь — это высшая психической функция и ее развитие невозможно без таких фундаментальных основ как способность к подражанию и совершению произвольных действий. В лепете ребёнка присутствуют многие речевые звуки, которые позднее он не может произносить в словах именно потому, что лепет — непроизвольное воспроизведение звуков. Образование же слов из определённых звуков — это уже не только произвольная, но и достаточно сложная аналитико-синтетическая деятельность (Кручинина, 2019).
Активная речь базируется на пассивной, на умении выполнять речевые инструкции: покажи, найди, принеси что-то; пожалей куклу, покорми мишку, помаши флажком. Важно побуждать ребёнка не только различать названия предметов, действий, но и устанавливать простые, соответствующие наглядно-действенному характеру мышления взаимосвязи.
Задержка речевого развития у старших дошкольников зачастую является следствием педагогической запущенности, что, в свою очередь, может быть вызвано различными факторами, включая недостаточное внимание к языковым навыкам на ранних этапах обучения. Влияние педагогической запущенности на задержку речевого развития у старших дошкольников проявляется в отсутствии активного общения, недостатке развивающих игр и занятий, что приводит к отставанию в формировании всех компонентов речи. Дети, которые не получают должного внимания, могут развивать трудности в общении, что в свою очередь усиливает их изоляцию и негативно сказывается на самооценке.
Важность раннего вмешательства и целенаправленной коррекции в данных случаях невозможно переоценить. Необходимо создать многогранную программу, которая включает в себя игровые методики, которые способствуют развитию словарного запаса и грамматических навыков, одновременно вовлекая ребенка в процесс общения.
Старшие дошкольники это 5-7 лет. В таком возрасте задержка речевого развития не ставится. Как правило, задержка, если не была компенсирована до 3-х лет, обозначает уже более точным логопедическим заключением. Заключение выставляется по двум классификациям речевых нарушений, клинико-педагогической (алалия, дизартрия и т.д.) и психолого-педагогической (ФФН, ОНР и т.д.). При чем они не взаимоисключают друг друга, а, скорее, дополняют. Например, при ОНР может быть дизартрия у ребенка с ДЦП и т.д (Двуреченская, 2016).
Что касается методов обследования речи - для разных возрастов применяются различные методики. «Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений» под общей редакцией Г. В. Чиркиной одна из них (Чиркина, 2003).
Также методы обследования речи рассматривают такие авторы как Т.Б. Филичева, Г.А. Каше, О.Е. Грибова. Есть различные методики обследования для детей с ЗПР. Также есть психолого-педагогическая диагностика детей под редакцией Е.А. Стребелевой (Стребелева, 2004).
Ключевой аспект коррекции — это индивидуальный подход. Учитывая уникальные потребности каждого ребенка, педагогам следует применять различные стратегии: от занятий с логопедом до творческих игр, направленных на активизацию речи. Многообразие методов позволит не только глубже понять истинные причины задержки, но и создать увлекательную среду для обучения (Буянова, 2019).
При адекватной поддержке и своевременной коррекции, задержка речевого развития может быть успешно преодолена, что откроет новые возможности для детей в общении и учебе, способствуя их социальной адаптации и личностному развитию.
Для коррекции речевого развития у старших дошкольников можно использовать логопсихологический тренинг.
Этот метод активного обучения коммуникативным навыкам и коррекции речевых средств, используемых в общении, способствует преодолению коммуникативно-речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
Обогащение потребностно-мотивационной сферы общения со сверстником: способности к сопереживанию и взаимопониманию, готовности к практическому и теоретическому сотрудничеству.
Преодоление ситуативности в общении с партнерами.
Развитие коммуникативных умений и навыков (решать конфликтные ситуации и др.).
Развитие и коррекция речевых средств общения (совершенствование фонетико-фонематических процессов, расширение активного и пассивного словаря, развитие диалогического общения, развитие речевого самоконтроля, развитие грамматического строя).
Коррекция задержки речевого развития требует комплексного подхода:
1. Обеспечение детей богатым языковым окружением через чтение книг, игры и активное общение.
2. Логопедические занятия должны быть направлены на развитие всех компонентов речи — фонематики, лексики и грамматики.
3. Обучение родителей методам поддержки речевого развития ребенка в домашних условиях.
Комплексный подход с использованием различных методов позволяет получить полное представление о речевых нарушениях у старших дошкольников и разработать эффективные стратегии коррекции.
Задержка речевого развития у старших дошкольников является серьезной проблемой, часто вызванной педагогической запущенностью. Важно понимать, что раннее выявление и коррекция ЗРР могут существенно улучшить качество жизни детей. Внедрение эффективных методов работы с детьми, а также активное сотрудничество с родителями и воспитателями помогут создать благоприятные условия для полноценного речевого развития. Педагоги должны уделять особое внимание каждому ребенку, чтобы предотвратить возможные трудности в будущем.
Список использованной литературы
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 161 с.
- Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста: практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 503 с.
- Кручинина Г.И. Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста. Предупреждение нарушений устной и письменной речи: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 27 с.
- Двуреченская, О.Н. Преодоление социально-личностного недоразвития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.Н. Двуреченская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. - № 7-6. - С. 1091-1093.
- «Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений» под общей редакцией Г. В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
- Буянова О. В. Коррекция коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, средствами логопсихологического тренинга // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2.