Использование здоровьесберегающих технологий в познавательной деятельности у детей с ОВЗ
Конференция: Коррекционная работа в ДОУ
Автор: Горина Наталия Анатольевна
Организация: ГБДОУ «Детский сад №67»компенсирующего вида
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск
. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный» дефицит. Анкетирование родителей воспитанников, выявило следующую проблему. Оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью здоровьсберегающих технологий, не понимают важности соблюдения режима, их тяготит «бесцельная» прогулка с детьми. Они зачастую сокращают время пребывания детей на свежем воздухе. Таким образом мы приняли решение о необходимости применения целостной системы работы с детьми и родителями на основе современных здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности. Опыт работы над темой сложился постепенно. Отмечу, что возможности здоровьесбережения позволяют педагогу максимально включить его в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и интегрировать задачи физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности детей и взрослых, в том числе и проектную деятельность.
Мы работаем с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА). Состояние здоровья наших детей препятствует освоению образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания. У наших воспитанников развитие познавательного интереса – это более длительный и сложный процесс. Подвижные игры, физкультминутки, а также использование яркого, разнообразного спортивного материала дают возможность пробудить любопытство и интерес к движениям, к спорту, занятиям физическими упражнениями. Л.С. Выготский подчеркивал, что познавательный интерес - это «естественный двигатель детского поведения»[2]. Так в группе были проведены следующие проекты: «Лето. Ах лето!» «Я по городу пройду» «День Здоровья». В их содержание активно включались элементы здоровьесбережения: организация пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук («Люблю по городу гулять» «Дом», «Город» «Домик»); проведение динамических пауз и физкультурных минуток («Архитектор строит дом», «Мы по городу шагаем», «Мой город»); релаксационные игры и упражнения, музыкотерапия; экскурсии, способствующие тренировке физической активности и выносливости, беседы на темы важности сохранения здоровья; просвещение родителей по проблемам здоровья и важности движений в жизни ребенка. Применение индивидуального подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогло сделать образовательный процесс более успешным, развить познавательный интерес, укрепить уверенность детей в своих силах.
Понимая важность вопроса, правильно организованного режима дня ребёнка как в ДОУ, так и семье, родителям были предложены консультации на тему «Как правильно организовать прогулку дома?», «Выходные с пользой для здоровья», даны рекомендации на тему: «Путешествуя, развиваем ?». В рамках проекта «Мы по городу пройдем» родителям предложили маршруты прогулок по городу с остановками на буквы алфавита, поиском познавательной информации. Таким образом, семейные прогулки в поисках информации в квест-игре приобрели новый смысл в глазах родителей, а работа с семьей вышла на новый более содержательный уровень.
Дети старшего дошкольного возраста уже в середине учебного года знают все буквы и прочитывают все встречающиеся им на глаза вывески, им хочется понять, как устроен этот мир. Например, что за скульптуру установили на стадионе «Капролактамовец»? Мы использовали это желание познать мир. В процессе образовательной деятельности были проведены и виртуальные экскурсии: «Город Спорта», «Мой любимый стадион». Таким образом дети побывали на спортивных сооружениях города Дзержинск и подчеркнули важность занятий физкультурой. Надо отметить, что информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогу, работающему с детьми ОВЗ интересно организовать образовательный процесс, а виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, помогает нам реализовать программные требования, уточнить, упорядочить, расширить представления детей о родном городе и возможностях человека. В ходе реализации всех проектов в разных видах продуктивной деятельности мы активно использовали нетрадиционные способы изображения предметов, при котором задействована мелкая моторика пальцев и формируется пальчиковый захват. Так, например, ребятам было предложено создать страницы рукотворной книги группы «Азбука Почемучки» в разной технике с использованием разнообразного материала. В результате получилось 33 замечательных непохожих друг на друга страницы. Останавливаясь на букве «С», мы назвали слова: «Спорт», «Скульптура», «Стадион», а ребята играли в игры, имитирующие различные виды спорта и знаменитых спортсменов-дзержинцев. Активная связь с социумом непременное условие проекта. В нашем детском саду сложилась система взаимодействия ДОУ и МБУ ДО «Эколого- биологический центр» (далее - ЭБЦ) города Дзержинск. В рамках активного сотрудничества была реализована программа «Тропинки Здоровья», где дети закрепляли знания ЗОЖ и были непосредственными участниками «марафона Здоровья», проводимого в стенах ЭБЦ.
Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной здоровой личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Литература
1. Антонов Ю. Е., М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина «Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века»; М.:АРКТИ, 2000.
2.Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, [текст] 1992 – 295 с.
3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. -М. : Линка- пресс, 2000.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
5. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 351 с.