Дыхательный тренажер «Поддувалочка», как нетрадиционное средство здоровье – сбережения и речевого развития дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Чеботарёва Людмила Михайловна

Организация: МБОУ «Малоенисейская СОШ» – структурное подразделение

Населенный пункт: Алтайский край, с.Малоенисейское

Целевая аудитория:

  • педагоги дошкольных образовательных учреждений;
  • педагоги дополнительного образования;
  • физ. инструктор, муз. руководитель ДОУ;
  • родители.

Ключевые слова: дыхательный игровой тренажёр, «Поддувалочка», инновационные здоровье- сберегающие технологии в образовании, речевое дыхание, дыхательная гимнастика.

Цель педагогического опыта: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере инновационных здоровье- сберегающих и речевых технологий, повышение профессионального мастерства.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными формами физкультурно- оздоровительной работы и речевого развития дошкольников.

2. Апробировать образовательную технологию в практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

- Практическое освоение нетрадиционных методов и приемов.

- Приобщение педагогов к творчеству, раскрытие личного потенциала и роста мастерства.

- Повышение уровня профессиональной компетентности.

Актуальность: Дыхательная гимнастика (с использованием дыхательных тренажеров) прекрасно помогает активизировать работу дыхательной системы ребенка, она помогает ему познать себя, свои возможности. Физические упражнения, движения необходимы для сохранения работоспособности, здоровья, полноценной долгой жизни. Основы этого необходимо закладывать в дошкольный период.

Применение на практике здоровье- сберегающих и речевых технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому я считаю «Использование здоровье- сберегающих и речевых технологий, используя дыхательные тренажеры, с детьми младшего возраста» актуальной.

Введение. По условиям реализации ФГОС и ФОП ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Важно, чтобы ребенок проявлял любознательность, задавал вопросы взрослым и сверстникам, пытался самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; умел наблюдать, экспериментировать. Необходимо развивать воображение, которое реализовалось бы в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Для этого педагоги стараются внедрять в образовательный процесс новые технологии. Одной из таких инновационных здоровье- сберегающих технологий, направленных на всестороннее и речевое развитие личности, являются дыхательные тренажёры - «поддувалочки».

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи детей, поскольку дыхательная система - это ни что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос, поэтому очень важно развивать речевое дыхание с раннего возраста. Мы изготовили пособие, которое поможет в интересной игровой форме развивать воздушную струю у детей и сформировать правильное звукопроизношение. Тренажёр «Поддувалочка» способствуют развитию дифференцированного дыхания, более длинному, плавному и ровному выдоху, развивают губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе развития речи детей.

Дыхательная гимнастика- – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой.

Цель упражнений с тренажерами: Используя игровые упражнения дыхательной гимнастики формировать у детей правильное дыхание и потребности к здоровому образу жизни, с применение тренажеров.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека и помогает в развитии речи. Сейчас, для излечения разных недугов, все чаще обращаются к дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика для дошкольников - это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания.

В своей работе при подготовке и разработке занятия я использую самодельные игровые дыхательные тренажеры. Эти тренажеры могут быть как тематическими, так и для использования в режимных моментах. Мною было изготовлено много таких тренажеров по темам: День варежки, День народного единства, День Сибири, Синичкин день, День тыквы, День рождение новогодней елочки, медведь в берлоге, рыбки в аквариуме, дикие животные. А также изготовлены тренажеры по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. С помощью таких дыхательных тренажеров были пополнены уголки ПБ и ПДД. Такие тренажеры могут входить в состав дыхательных ширм. Например, дыхательная ширма «Чебурашка», «День государственного флага» и т.д. Такие дыхательные тренажеры я использую при разработке НОД современных форм познавательно- исследовательской деятельности обучающихся: геокешинг, квест- игра, метод кейсов, фотокросс. Ребятам очень нравятся дыхательные игры на таких занятиях.

Дыхательные тренажёры позволяют разнообразить проводимое занятие дыхательными играми, способствующие укреплению здоровья и развитию речи. При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением её. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а выдыхать через нос, как это следует делать вне речевых актов.

В домашних условиях может любая мама развивать речевое дыхание, введя в повседневную жизнь ребёнка тренажёр «Поддувалочка», изготовив тренажёр самостоятельно.

Для этого необходимо:
- Ножницы
- Простой карандаш
- Цветной картон
- Клей карандаш
- Нитки

- Скотч

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Для изготовления пособия нам понадобится лист цветного картона, разрезаем пополам, склеиваем детали попарно. Удобнее использовать клей-карандаш, прохожусь им по всей поверхности и особенно по краям.

2. Вырезаем на основе склеенного листа, с помощью шаблона круга, квадрата, треугольника серединку.

3. Ламинируем. Ещё раз вырезаем. (можно не ламинировать)

4. Берём прочную, но не толстую нить. По середине детали вставляем нитку склеиваем.

5. Прикладываем на середину основы деталь и с помощью скотча закрепляем нить с обратной стороны.

6. Так выглядят сделанные пособия с обратной стороны.

7. Теперь можно испытать тренажёр по развитию дыхания в работе.

Готовый результат: Дидактическое пособие «Поддувалочка» готово к использованию в работе с детьми. Можно заниматься индивидуально, а можно использовать в работе с группой детей. Для этого необходимо сделать несколько таких пособий - тренажёров для развития дыхания, используя разнообразные шаблоны.

Мы познакомились с тренажерами для дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи, изготовить тренажеры. И данные тренажеры можно использовать при разработке занятий по пяти образовательным областям.

Вывод: Конечная цель использования здоровье- сберегающих технологий в детском саду по ФГОС и ФОП— сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Одним из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления и развития речи дошкольников является, во- первых то, что не требует высоких экономичных затрат и поэтому может применяться в любом дошкольном учреждении, а во- вторых, доступность рекомендуемых средств и методов дыхательной гимнастики позволяет использовать ее воспитателями и родителями с их детьми.

 

 

Литература:

1. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2021

2. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада [Текст] / М.Ю.Картушина. – М.: Творческий центр "Сфера", 2020. – 384 с.

3. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» (методическое пособие). – М.: ТЦ Сфера, 2019.

4. "Игры, которые лечат". .А. С. Галанов. - М., ТЦ "Сфера", 2019.
5. Лавров Н. Н. "Дыхание по Стрельниковой". – Ростов-на-Дону.– Феникс. – 2021.
6. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья. Меньшикова Г. В. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2019.
7. Интернет- ресурсы

 

Опубликовано: 28.08.2024