Развитие детской инициативы в музыкальной деятельности через музыкальные сказки
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Балясникова Элла Петровна
Организация: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» структурное подразделение «Детский сад «Радуга»
Населенный пункт: Самарская область, Волжский район, п.г.т. Стройкерамика
Цель: дать представление о музыкально – сценическом жанре; обогатить детей новой информацией о музыкальном театре; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности.
Развивающие задачи: развить музыкальные и творческие способности детей посредством музыкально - практической деятельности в жанре музыкальной сказки и детской оперы; развивать умение двигаться под музыку; совершенствовать вокально-хоровые навыки, развивать память, дикцию, умение свободно держаться на сцене;
Воспитательные задачи: способствовать позитивному отношению к театру; воспитывать музыкальный и эстетический вкус к классическим образцам оперы; воспитывать доброе отношение друг к другу, взаимопомощь и уважение;
Образовательные задачи: закрепить знания детей о музыкальных сказках, об опере; обогатить духовный мир ребят, эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания.
Виды деятельности детей:
1. Исполнение песен-арий
2. Исполнение танцев
3. Слушание музыки
4. Слушание звучания колокольного звона (в исполнении фортепиано и в записи)
5. Театральная игра (мимика, жесты, выразительность, эмоциональность…)
6. Умение чётко, грамотно и в образе говорить текст.
Сказки. Что это такое? Это наследие народной мудрости. Всё это пережито, перечувствовано и выстрадано. Ребёнок, дитя, не знает ещё всех жизненных ценностей, а сказка-мудрость передаёт эту ценность ему: ласка матери, красота природы, высота слова.
Слушая сказки, а тем более, исполняя их, дети вдохновляются духом добра. А в музыкальных сказках слово усиливается музыкой. Именно музыка поднимает сказку на порядок выше, положительно воздействует на душу ребёнка.
И это чудесное состояние, которое они пережили, им хочется ещё раз пережить, повторить. Как и когда читают детям сказки, они просят одну и ту же сказку прочитать ещё и ещё раз, а музыкальные сказки – особенно.
Эти переживания – богатство, потому что музыка приносит степени и оттенки чувств: волнение, покой, радость, ликование…Ребята обогащаются этим.
Поэтому мы и вовлекаем детей в музыкальные сказки, удивительное творчество, благотворно влияющие на развитие и, что очень важно, на душу ребёнка.
С сентября 2015 года мы с детьми в детском саду познакомились с некоторыми музыкальными сказками. И я предложила ребятам, их родителям и своим коллегам начать постановки сказок. Моё предложение было одобрено.
И уже в октябре у нас был дебют. С ребятишками старшей группы мы поставили музыкальную сказку «Теремок». Слова сказки в стихах я нашла в интернете, а музыку и все песенки написала сама.
С подготовительной группой мы поставили сказку «Колобок» - эту сказку я нашла в журнале «Музыкальный руководитель», но добавила танцевальные номера и музыку к ним.
На Новый год дети старшей группы подготовили сказку «Петушок и лисичка у Петрушки в гостях» и показали её ребятишкам 2 младшей группы.
А с ребятами из подготовительной группы мы подготовили сказку «Новый год в лесу» и показали её в средней, старшей и своей, подготовительной группах.
Надо отметить, что желание играть в музыкальных сказках у детей огромное. Подготовить сказку, да ещё и с песнями, танцами, музыкально-ритмическими движениями – это большой труд. Но ребятам этот труд в радость. На репетиции они бегут с удовольствием, очень терпеливо занимаясь и отрабатывая и пение, и танцы, и слова.
Здесь ребятишки много слушают музыку, учатся понимать её оттенки и интонации. Так же проходит огромная работа над речью и дикцией. Кроме этого, у ребят развивается память, мышление.
На Рождество у нас прошёл праздник, в котором принимали участие не только дети (они пели, читали стихи, танцевали, играли на музыкальных инструментах (оркестр), а ребята старшей группы показали гостям музыкальную постановку «Игрушки»), но и коллектив садика.
Мы подготовили и показали сказку «Снежная королева».
Очень важно то, что во время подготовки, репетиций и концертов формируется действительно слаженный, сплочённый и дружный коллектив, где не каждый за себя, а один за всех и все за одного.
Очень трогательные отношения в нашем коллективе и среди коллег, и детей и родителей. Все друг другу помогают, друг за друга переживают и искренне радуются успехам друг друга.
Костюмы и декорации тоже готовим сообща. Это и весело, и интересно.
Но, наверно, самое важное то, что наша работа – дарить радость людям, нести им свет и тепло своим творчеством. И дети это понимают.
Совсем недавно познакомила детей с оперой. Планирую начать постанову опер в старшей и подготовительной группах.
В сказках - операх дети совсем не говорят, а только поют. Детская опера – сложный музыкальный жанр, но дети от него просто в восторге.
Они увлечены, заняты интересным и полезным делом.
Надеюсь, что это творчество станет для нас традиционным.
Ребятам, их родителям и воспитателям очень нравится этот вид деятельности. И все мы получаем радость от нашего творчества.
Хочу так же сказать, что мне посчастливилось работать в замечательном, дружном коллективе, где царит атмосфера любви, взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи.
Вывод: Таким образом, благодаря использованию методики музыкальных сказок, отмечается результативность и эффективность работы. За небольшой период заметна положительная динамика: было отмечено, что если в начале года некоторые дети стеснялись, были замкнуты и закомплексованы, то сейчас с определённой долей уверенности можно сказать, что ребятишки стали более раскрепощённые, сами проявляют инициативу участия, научились сопереживать и дружить.