Здоровьезберегающая деятельность в ДОУ. Альтернативные формы физического развития и оздоровления дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Вечерская Эдита Вячеславовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №11»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна. При определении целей деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями, общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья дошкольников вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

В нашем мире множество отрицательных факторов, влияющих на здоровье каждого человека: и неблагоприятная, почти катастрофическая экологическая обстановка, низкая санитарно-гигиеническая культура населения, удорожание жизни, реклама. А одолеть все это могут лишь знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью действий: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек. Ведь все физические, социальные и экономические факторы окружающей среды, в которой человек живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье и на его восприимчивость к болезням. Задачей является воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуальтно-познавательного развития может только здоровый ребенок.

Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Во многом здоровье ребенка обусловлено социально-экономическими, климато-географическими и экологическими условиями [2, С.3].

На сегодняшний день одной из важнейших задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) [3].

Решение данной задачи и основная цель родителей и сотрудников нашего дошкольного учреждения - вырастить ребенка физически здоровым, инициативным и разносторонне развитым. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к физическому совершенству, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих является приоритетным направлением в работе с детьми.

Особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей и формирование соответствующей предметной среды с целью проведения физических упражнений и закаливающих процедур [1, С.22].

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общественных ценностей [2, С.4]. Именно поэтому наша система мероприятий по здоровьесберегающей деятельности направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста.

Для решения вышеизложенных проблем в 2022 году в нашем детском саду был запущен педагогический проект по внедрению образовательного физкультурно-оздоровительного марафона «Будь здоров!» (далее по тексту Марафон), каждый этап которого посвящен определенному календарному дню здоровья.

Основная цель Марафона – это внедрение инновационных форм работы в соответствии с ФГОС ДО и совершенствование физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении, посредством создания системы тематических мероприятий в образовательной области «Физическое развитие» в течение года.

Марафон направлен на решение следующих задач:

  1. Внедрять в педагогическую деятельность новые инновационные формы и методы работы и способствовать распространению передового педагогического опыта.
  2. Формировать у воспитанников жизненные принципы, направленные на ведение здорового образа жизни.
  3. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, физические качества воспитанников.
  4. Пропагандировать активное увлечение физической культурой и спортом среди сотрудников, воспитанников детского сада и их родителей.
  5. Вовлекать родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения путем организации совместных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности.

В рамках Марафона в 2022 году были организованы следующие тематические мероприятия:

1. Февраль (День зимних видов сорта) - Образовательный проект «Малые Зимние Олимпийские игры в ДОУ» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет);

2. Март (День Земли) - Тематическая неделя «Символ планеты Земля – Мяч» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет): интегрированное занятие «Символ планеты Земля – Мяч» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет); игровые развлечения с мячом на улице для дошкольников 4-7 лет, развлечение на воде «Мой веселый звонкий мяч!» для дошкольников 5-7 лет;

3. Апрель (Всемирный день здоровья) - Образовательный проект «Движение – это здорово!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет);

4. Май (День семьи) - Спортивные праздники с участие родителей «Спорт, здоровье и семья - неразлучные друзья!» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

5. Июнь (День эколога) - Тематические мероприятия: Физкультурно-экологическое развлечение в форме путешествия по станциям «Ребятам о зверятах» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет); физкультурно-оздоровительное развлечение «Земляничка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет); участие команды воспитанников в Городской легкоатлетической спартакиаде «Быстрее, выше, сильнее» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

6. Сентябрь (Российский день леса) - День здоровья «Лес - легкие планеты!» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

7. Октябрь (Всемирный день здорового питания) - Витаминный День здоровья для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

8. Ноябрь (Всемирный день отказа от курения) - Тематический месячник «Мы за здоровые привычки!» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет): серия интегрированных занятий «Знай свое тело!», спортивный праздник с участие родителей «В здоровом теле - здоровый дух!».

9. Декабрь (Исторические даты) – Образовательный физкультурно-оздоровительный патриотический проект «Мы – наследники Великого Петра!» для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

В течение всего Марафона было проведено более 30 мероприятий в различной форме (проекты, соревнования, занятия, веселые старты, развлечения, дни здоровья, праздники, акции, мастер-классы, выставки творческих работ и др.)

Подводя итоги Марафона «Будь здоров!», можно констатировать следующее.

Во-первых, у воспитанников сформированы разносторонние представления о физкультуре и спорте, о своём организме, об экологии и охране окружающей среды, о здоровье и здоровом образе жизни. Продолжается развитие и совершенствование у воспитанников физических качеств: силы, выносливости, ловкости, уверенности в себе, координации движений и ориентировки в пространстве, продолжается обучение воспитанников творческому использованию двигательного опыта.

Во-вторых, проведение физкультурно-оздоровительных тематических мероприятий такого рода способствует приобщению семьи к физкультуре и спорту, созданию у её членов активной жизненной позиции, формирует у детей представления о здоровом образе жизни на примере взрослого поколения.

В-третьих, на всех мероприятиях было обеспечено получение детьми позитивного коммуникативного опыта, умений взаимодействия и совместной деятельности в команде со взрослыми и сверстниками, позитивного отношения к окружающим.

Все участники получали положительный эмоциональный заряд, так как все мероприятия были призваны доставлять удовольствие, в доступной для детей форме являлись демонстрацией достижений в различных видах движений.

В-четвертых, создано множество различных методических разработок, активно внедряемых в педагогическую практику дошкольного учреждения и сегодня, обеспечивалось повышение квалификации педагогов в вопросах физического развития воспитанников, через организацию методических мероприятий для педагогов. На основе образовательного проекта «Малые Зимние Олимпийские игры в ДОУ» был разработан проект «Олимпийские игры в дошкольном учреждении», который вошел в Программу развития дошкольного учреждения.

В-пятых, к сотрудничеству в физкультурно-оздоровительной деятельности привлекались родители воспитанников. Родители вместе с детьми приняли активное участие в предложенных мероприятиях в течение всего года.

В-шестых, появилась возможность трансляции педагогического опыта посредством участия в конкурсах различного уровня с данными разработками. Например, в 2020 году проект «Мы – наследники Великого Петра!» стал лучшим проектом года во всероссийском конкурсе педагогического мастерства «К вершинам профессионального успеха» (Санкт-Петербург), в 2022 году данный проект завоевал серебряную медаль международного конкурса «Факел» (Новосибирск).

Таким образом, образовательный физкультурно-оздоровительный марафон «Будь здоров!» можно признать успешными, так как все организованные мероприятия привели к достижению основной цели, совершенствованию физкультурно-оздоровительной деятельности и успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в нашем дошкольном учреждении.

 

Список литературы и источники:

  1. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий / М.Н. Кузнецова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 96с. С.22
  2. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 96с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155
  4. Шебеко В.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника: Книга для воспитателей детского сада. - М.: 2001.
  5. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов ДОУ. - М.: ВЛАДОС, 2002.

 

 

Опубликовано: 28.03.2023