Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Абрамова Мария Ивановна

Организация: СП «ДС к/в «Звездочка» МБДОУ «ДС «Планета детства» к/в»

Населенный пункт: Республика Мордовия, Чамзинка

Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.

Использование нетрадиционных техник рисования мы начинаем с первой младшей группы по принципу « от простого к сложному». В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них.

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования.

 

«Пальцевая живопись»

Краска наносится пальцами, ребёнок опускает пальчик в гуашь и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»

Ребёнок опускает свою ладошку в плоскую розетку с гуашью и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой и смываются.

«Оттиск печатками»

Для этого изображение вырезается из картофеля, ластика, плотного поролона, либо используются пробки разного диаметра, листочки растений. Ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу

«Рисование методом тычка»

Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Оттиск мятой бумагой»

Ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и розетка и смятая бумага. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование ватными палочками»

Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Ребёнок опускает ватную палочку в гуашь и наносит точки, пятнышки. Сначала можно нарисовать по контуру, а затем заполнить весь рисунок точками. Для каждой новой краски берите новую палочку.

 

Работая в данных техниках, дети могут почувствовать радость творчества, независимо от способностей, дети не поставлены в определенные рамки, не боятся сделать что-то не так, а следовательно все в одинаковой мере успешны, это способствует повышению детской самооценки. Мы добиваемся того, чтоб дети рисовали как можно больше разными способами, чтобы у них был выбор, развивалась фантазия, воображение, мышление, творчество; чтобы после выполнения своих работ, их счастливые глаза сияли, сверкали, раскрылась их душа, чтоб они нарисовались вдоволь и с удовольствием. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получается красиво. Приобретая знания, ребенок будет не только развиваться, но и адаптироваться к жизни, к школе. Я разработала программу кружка художественно-эстетической направленности «Радуга» (нетрадиционные техники рисования), опираясь на авторскую программу Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. (Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий)». Мною накоплен и систематизирован практический материал по данной теме, составлено перспективно-тематическое планирование. Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду. В своей группе я создала условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала. Проанализировав работу кружка «Радуга», пришла к выводу, что повысился интерес к изобразительной деятельности, дети познакомились с основными техниками нетрадиционного рисования, освоили основные нормы и правила общения друг с другом, результативно умеют работать, как индивидуально, так и коллективно, стали отзывчивее друг к другу, способны оценить результаты своей работы и работы сверстников.

Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание уделяю обсуждению детских работ, а также обязательно практикую анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараюсь оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. Положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей – важный стимул развития детского творчества. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки творчества, широко использовать их в оформлении детского учреждения. И дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада.

В развитии детского творчества следует отметить немаловажную роль родителей, которых я активно привлекаю к совместной работе. Убеждаю их в том, что они должны быть помощниками своим детям, а не только «оценщиками» их достижений, для этого ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы. Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

В процессе работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности было выявлено, что использование нетрадиционных техник рисования не только не снижает уровень развития детей, но и повышает его, способствуя при этом развитию творческой активности, эстетического отношения к окружающему миру, развитию изобразительных умений и расширению диапазона творческих проявлений дошкольников. Наши дети участвуют в различных конкурсах художественного мастерства, как на уровне детского сада, так и на муниципальном, республиканском, международном уровнях.

Таким образом, факт наличия творчества у дошкольников и возможность его целенаправленного формирования средствами нетрадиционных графических техник является для меня категорией, не имеющей границ для дальнейшего педагогического совершенствования. Овладевая основами изображения, дошкольники не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимые для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

 

Литература:

1.Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Просвещение, 2013. — 125 с.

2.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М. Просвещение, 2013. — 234 с.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

4. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина. – Каро, 2007.

5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

 

 

 

 

 

Опубликовано: 29.12.2022