Духовно-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ посредством формирования экологического сознания
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Лабовская Светлана Владимировна
Организация: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №126»
Населенный пункт: Саратовская область, г. Саратова
Автор: Митина Людмила Анатольевна
Организация: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №126»
Населенный пункт: Саратовская область, г. Саратова
- приобщение детей к духовно - нравственным ценностям;
- раскрытие духовного потенциала ребёнка посредством участия в практической деятельности, расширения кругозора;
- формирование экологического сознания, позитивного отношения к окружающей среде, гражданской ответственности;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей;
- развитие у детей внутренней потребности любви к природе, активное участие в природоохранной и экологической деятельности как проявление любви к родному краю, Родине.
Особая роль в нравственном воспитании, особенно в воспитании патриотизма, отводится природе, так как родная природа окружает ребёнка и наиболее понятна ему.
В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта. Дети обретают первичные представления о явлениях природы, учатся познавать, чувствовать, сопереживать природе, отражать свое отношение к ней в изобразительной и других видах деятельности.
Поэтому экологическое воспитание дошкольников мы рассматриваем, как духовно - нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы находится осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Азы нравственно - экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью осознанного поведения в природной среде.
Чтобы повысить эффективность нравственно - экологического образования, в работе с детьми мы стараемся использовать разнообразные средства, формы и методы работы: нод, экскурсии, целевые прогулки, чтение и обсуждение художественной литературы о природе, фольклор, творческие, театрализованные и дидактические игры, опыты и эксперименты, практическая и проектная деятельность с детьми и их родителями.
Экскурсии, в том числе, виртуальные, в лес, в парк, в подводный мир и воздушный океан содержат насыщенный материал для познания окружающего мира и воспитания отзывчивости, развития познавательного интереса, эмпатии, расширения кругозора, обогащение словарного запаса дошкольников.
- ежедневных прогулках метод наблюдения за живой и неживой природой, обсуждение увиденного, возможность проявления детьми своих эмоций, чувств об объектах наблюдения является очень продуктивным способом привлечения воспитанников с ОВЗ к данной теме. Здесь же проводятся дидактические, словесные, подвижные, народные игры, рисунки на асфальте экологической тематики. Последующее фиксирование в дневнике наблюдений полученной информации в виде схем и рисунков является эффективной формой развития памяти, навыков учебной деятельности у дошкольников с ОВЗ.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Центр экспериментирования», где совместно с детьми проводятся различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Как вырастить витамины на подоконнике?», «Как увидеть движение воды через корешки?», «Что такое воздух», «Свойства воды», «Плавает – не плавает». Материал для экспериментирования подбирается и адаптируется с учётом возможностей воспитанников данной категории, где главной целью является привлечение детей к данной деятельности, развитие умения понимать и не боятся выполнять поставленные задачи.
Формирование экологического сознания и духовно-нравственное воспитание невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей. В группе есть «Книжная полка почемучек», где находятся книги о природе, энциклопедии: «Красная книга Саратовской области», «Куда дует ветер?», «Маленькому почемучке о птицах, о море» и другие
Метод проектной деятельности особенно актуален при работе с детьми с ОВЗ и их родителями. В рамках проектов: «Зеленая Вселенная», «Как прекрасен этот мир!» «Грядки на площадке», «Как помочь природе в городе» и др. значительный интерес и высокий результат показали следующие формы работы:
- участие в общенациональной кампании по восстановлению лесов «Сохраним лес» (высадка саженцев дуба и рябины рядом с площадкой детского сада);
- участие во Всероссийском «Дне эколят» (Праздник посвящения воспитанников группы в «эколята», участие в конкурсе рисунков на асфальте «Мы ландыши не рвем, а рисуем», наведение порядка и чистоты на участке детского сада);
- изготовление поделок, гербарий из листьев и плодов растений, целью которого является воспитание бережного отношения к природе, эстетического восприятия мира окружающей природы;
- создание фито модулей в пространстве группы «Хорошее настроение», «Красота в моей группе», фито стены из комнатных растений «Чистый воздух» - формирование навыков практической деятельности в природе, ответственного отношения к растениям и своему здоровью;
- изготовление кормушек для зимующих птиц – развитие эмпатии, воспитание милосердия и любви к природе;
- театрализованные игры и представления экологической тематики- закрепление полученных знаний о природе.
Эмоциональный отклик у детей вызывают экологические занятия на темы:
«Покормим птиц зимой», «Осторожно: животные», «Красная книга Саратовской области», «Цветущие растения на нашем участке»; «Уроки заботы и доброты», ситуативные беседы «Как помочь деревьям?», «Зачем нужны насекомые?»
Особой популярностью у воспитанников группы и их родителей пользуются театрализованные игры и спектакли на экологическую тему: «Цветик-семицветик на новый лад», «В гостях у доктора Айболита». Проведение совместных с детьми «Круглых столов» для родителей, где ключевым вопросом является любовь к родной природе и защита её интересов.
Основной формой работы проекта «Как прекрасен этот мир!» были фотосессии и фотоотчёты о природе родного края. Где родители во время совместных прогулок с детьми наблюдали и фотографировали самые удивительные, самые яркие проявления сезонных изменений в природе. Учились вместе с детьми замечать, обсуждать красоту окружающего мира природы. Фотографии выставлялись на групповом вернисаже, где дети получали возможность обменяться впечатлениями об увиденном, поделиться эмоциями, незабываемыми моментами общения с живой природой. Из собранных в течение года фотографий был создан журнал группы «Времена года глазами наших детей»
Таким образом, мы отметили, что именно в практической деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, формируется нравственная позиция по отношению к природе, деятельная любовь к ней, которая выражается «не только в любовании, но и в доступной детям деятельности по охране природы», т. е. в осознанном поведении
- роль в решении данной задачи так же играет непосредственное и систематическое участие родителей дошкольников в воспитательно-образовательной процессе.
Семья является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием.
Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносятся на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы, совместная практическая деятельность родителей с детьми на участке детского сада, благоустройство близлежащей территории: высадка деревьев, кустарников, цветов. Фото отчет родителей по озеленению собственных участков, дач; прогулок в парках города; совместное изучение Красной книги Саратовской области.
- участвуют в конкурсах, экологических акциях, как то: «Поможем птицам зимой: изготовление кормушек» (ежегодно), «Чистая вода», «Не разводим костры» и др.
Возрождение традиций семейного воспитания, культуры природолюбия, формирования гражданина – создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» - приоритетное направление нашей работы.
Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Формируя гуманное отношение к природе у детей, решается задача воспитания высоко нравственного гражданина. Главное, чтобы ребенок понял, а взрослый собственным примером показал, что человек и природа взаимосвязаны, и поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Используемая литература:
1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
3.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
4.Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с.