Формы и методы проведения занятий по ФЭМП в старших группах по ФГОС

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Герасименко Галина Федоровна

Организация: МБДОУ № 16

Населенный пункт: Краснодарский край, Новопокровский р-н, ст-ца Плоская

Игра — это наивысшая форма исследования.

Альберт Эйнштейн

 

Эпиграфом к своей статье я взяла высказывание Нобелевского лауреата по физике Альберта Эйнштейна «Игра – это наивысшая форма исследования». Ведь именно игра с элементами обучения помогает в развитии познавательных способностей ребенка.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития детей. Задача состоит не только в том, как правильно держать ручку, писать, считать, но и в умении думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

В ФГОС записано: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому формированию элементарных математических способностей отводиться важное место.

Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми, в общении со сверстниками.

Из чего же складывается спешное занятие по ФЭМП?

  1. Грамотная речь воспитателя
  2. Правильный подбор раздаточного и демонстрационного материала
  3. Выбор оптимальных методов и приемов
  4. Готовность воспитателя к занятию
  5. Компетентность педагога

 

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются разнообразные методы обучения:

• практические

• наглядные

• словесные

• игровые

В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод.

Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

- выполнение разнообразных практических действий;

- широкое использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Практический метод подкрепляется приемами:

- Упражнение в виде заданий («Закончи рисунок по заданным фигурам», «Из каких геометрических фигур составлен рисунок» и т.д.)

Используется много раздаточного материала, + 1ребенок у доски, и разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуально, в парах, подгруппой и тд.)

 

Широко используются приемы, относящиеся к наглядным:

1. Показ (демонстрация) Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:

- четкость показа способов действия;

- согласованность действий со словесными пояснениями;

- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ:

- активизация восприятия, мышления и речи детей.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания.

Весь материал и наглядный и демонстрационный должен быть ярким, красивым, качественным и привлекательным.

 

Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

Вопросы к детям активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств.

Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

Основные требования к вопросам как методическому приему:

- точность, конкретность, лаконизм:

- логическая последовательность;

- разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по- разному

- давать детям время на обдумывание;

-количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

 

Игровые методы.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не замечают, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игры с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Вот часть игр, которые я использую в своей работе. (смотреть слайды с играми)

 

Согласно ФГОС ДО процесс овладения знаниями, в том числе и элементарными математическими представлениями, должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным. Поэтому задача воспитателя - поддерживать у ребенка познавательный интерес!

Как же «разбудить» этот познавательный интерес?

Необходимы неожиданность, новизна, несоответствие прежним представлениям. Важно сделать обучение занимательным. При таком подходе обостряются эмоционально-мыслительные процессы, которые заставляют наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать и доказывать.

 

Литература

  1. 1.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. 2.Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. 3.«От рождения до школы» основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  4. 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября»
    https://urok.1sept.ru/статьи/625146/
  5. 5.Образовательный портал «Мой университет»
    http://moi-universitet.ru/
Опубликовано: 08.11.2022