Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ

Конференция: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Берёзкина Дарья Николаевна

Организация: МДОУ № 2

Населенный пункт: Ивановская область, г. Шуя

Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности[3]. Это положение, отраженное в Федеральном законе РФ «Об образовании», является главным направлением в нашей работе с детьми с ОВЗ.

Внутренний мир ребёнка с нарушениями в развитии очень труден и многообразен. Наша задача заключается в том, чтобы помочь таким детям адаптироваться к условиям окружающей действительности, взаимодействовать с ней, благополучно существовать в ней, помочь сформировать их собственный мир и собственное уверенное понимание себя, своё «Я». Мы должны создать такие условия, в которых проблемным детям будет комфортно развиваться и существовать; в которых они смогут раскрыть свои способности, получить необходимые знания, преодолеть свои страхи и неуверенность, укрепить и сохранить свое здоровье.

Работа педагога должна быть направлена на поддержание здоровья детей, как психологического, так и физического. Показатели физического и нервно-психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья отличаются от показателей сверстников. Для них характерны эмоциональная неуравновешенность, беспокойство, неустойчивость внимания и истощаемость нервных ресурсов, заторможенность, отсутствие желания к деятельности и т.д. Для решения этих задач мы используем различные здоровьесберегающие технологии. Используя каждую из них, мы добиваемся положительных результатов в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

В своей работе мы используем психогимнастику, которая направлена на снятие эмоционального напряжения. С помощью мимики, движений дети учатся выражать свои эмоции. Психогимнастика помогает ребёнку преодолеть проблемы в общении, лучше понять окружающих и самого себя, а также развивать артикуляционную моторику.

Следующая технология, используемая нами, это Су-Джок терапия. В переводе с корейского «Су» кисть, «Джок» стопа. На кистях и стопах располагаются активные точки, соответствующие всем органам тела. Оказывая воздействие на данные точки, мы стимулируем функционирование внутренних органов. В. А. Сухомлинский писал «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Упражнения Су-Джок терапии обогащают знания ребёнка о своем теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, влияют на развитие речи, способствуют общему укреплению организма, а также создают комфортные условия во время занятий[4]. Су-Джок терапию мы совмещаем с пальчиковой гимнастикой и самомассажем.

Среди большого разнообразия пальчиковых игр, нами особенно часто используется Аква-гимнастика. «Пальчиковые игры в воде» - это упражнения на знакомство с водой и ее свойствами, игры в воде сопровождаются проговариванием стихов и чистоговорок с движениями, инсценировкой каких-либо рифмованных историй, сочинением сказок при помощи пальцев и различных мелких игрушек[5]. Нами разработаны комплексы игровых упражнений и игр (занятия с тактильными тренажерами (воздушные шарики наполненные различными крупами) в воде; упражнения в мини-бассейне с водой и разными наполнителями (гидрогель, фасоль, кинетический песок, мелкие и крупные игрушки и камушки и др.); самомассаж кистей и пальцев рук в воде с природным, бросовым и подручным материалом (различные спринцовки, пипетки, прищепки, шнурки и др.) [7].

Самомассаж ног мы проводим с использованием различных массажных ковриков с нашивными элементами (пуговицы, липучки, шнурки, ткань разных фактур и др.), ребристой дорожки, массажным мячиком. Последний, можно использовать как для рук, так и других частей тела. Летом хороша ходьба босиком по траве, песку, камням и шишкам. Универсальность данного метода заключается в том, что его могут использовать как логопеды, воспитатели, так и родители в домашних условиях.

Данная терапия оказывает благоприятное воздействие на весь организм ребёнка в целом, способствует развитию координации движений, развитию памяти, внимания, мелкой моторики и, как следствие, активизации речи.

Арт-терапия - одна из действенных здоровьесберегающих технологий. Данная терапия основана на использовании возможностей искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Эффективность арт – терапии в работе с детьми с ОВЗ обусловлена тем, что включает в себя такие методы, которые органичны для ребёнка: это игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия и другие. Все виды терапий направлены на снятие эмоционального напряжения, высвобождение негативной энергии, страхов, раскрытие индивидуальных способностей детей, развитие познавательного интереса, инициативности, творчества.

Основным видом детской деятельности является игра. Именно это дает возможность успешно использовать игротерапию в коррекционной работе. Игра для ребенка это инструмент для самовыражения. Используя игрушки, ребенок может выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к окружающим людям. Играя, ребёнок, незаметно для себя, проходит трудный процесс социализации: познает правила и нормы поведения, принятые в обществе, приобретает навыки самообслуживания и другие полезные умения, помогающие ему в различных видах деятельности. С помощью игры у дошколят формируются воображение, фантазия, развивается интеллект. В игре ребёнок проживает волнующие его ситуации под вниманием и руководством взрослого. Мы создаем такие игровые ситуации, в которых ребёнок максимально открыт, делится своими переживаниями (используя игру «Кубик настроений» ребенок учится выражать различные эмоции). В игре преобладают положительные эмоции и хорошее настроение, что способствует раскрепощению ребёнка, выплеску негативной энергии. Игра позволяет проявить себя, избавится от проблем с общением. Педагог в это время внимательно наблюдает и корректирует поведение детей в процессе игры.

Не менее результативным методом арт-терапии, который мы используем, это - изотерапия - воздействие на ребёнка посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Помогает раскрыть скрытые способности ребёнка, избавляет его от различных страхов и внутренних конфликтов. Посредством изотерапии можно выявить внутренние переживания ребёнка, раскрыть его творческий потенциал. Рисование в арт - терапии спонтанно и именно это дает ценность данного метода. Здесь не важны художественные способности детей, а именно восприятие ими цвета, формы, линий, используя которые он выражает себя, свое отношение к миру, окружающим его людям. В арт-терапии очень важен выбор цвета. Цвет отражает настроение. Работая с цветом в рисовании, лепке, аппликации ребёнок непроизвольно гармонизирует своё эмоциональное состояние. Рисуя каракули, кляксы, разрывая бумагу, разминая пластилин, он невольно избавляется от злости, агрессии, негативной энергии. В своей работе мы используем различные техники изотерапии: кляксография, марание, каракули, рисование пальцами, монотипия, ниткография, рисование пластилином и другие.

Музыкотерапия - еще один метод, активно используемый нами в работе с детьми с ОВЗ, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Она включает в себя прослушивание музыки, игру на музыкальных инструментах, пение, танцы, рисование под музыкальное сопровождение. Может быть активной и пассивной (дети только слушают музыку). Музыкотерапия эффективна в решении проблем нарушения общения, способствует снятию эмоционального напряжения, развитию творческих способностей ребёнка. Музыкотерапия способствует улучшению контакта с окружающим миром. В активной форме музыкотерапии дети выражают свои эмоции через танец, пение, игру на различных музыкальных инструментах. Прослушивание разной по жанру музыки способствует расслаблению, умиротворению, спокойствию (классическая музыка) или же, наоборот, поднятию жизненного тонуса, бодрости, выносливости (марши). Подбор музыки и музыкального инструмента индивидуален и зависит от проблемы конкретного ребёнка. В.М. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать». Поэтому очень важно правильно диагностировать нарушения и проблемы каждого ребёнка.

Использование описанных технологий и методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья даёт свои результаты. Среди них можно отметить: уравновешивание эмоционального состояния воспитанников; процесс адаптации в группе сверстников проходит легче; наблюдается позитивное отношение к себе и окружающим; повышение коммуникабельности; преодоление психологических барьеров, страхов; развитие мелкой моторики, координации движений и расширение словарного запаса.

Универсальность и доступность данных методик и технологий позволяет использовать их как в образовательных учреждениях, так и в домашних условиях для детей с проблемами социальной адаптации, эмоциональной неустойчивостью, заниженной самооценкой и нарушениями в поведенческой и познавательной сферах.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.: Сфера, 2008.
  2. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова//Методист. — 2007. — №2.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/su-dzhok-terapija-v...
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/-akva-gimnastika-individualnaja-rabota-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-ruk-u-detei.html
  6. https://multiurok.ru/files/vospitatiel-naia-rabota...
  7. https://infourok.ru/akvagimnastika-individualnaya-rabota-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-1274454.html
Опубликовано: 08.11.2022