Психологические аспекты профессионального общения современного педагога
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Рахматуллина Ольга Ивановна
Организация: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» структурное подразделение «Детский сад «Радуга»
Населенный пункт: Самарская область, Волжский район, п.г.т. Стройкерамика
Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения: ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Другим направлением является исследование проблем взаимопонимания между педагогами и воспитанниками.
Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта. Педагогическая система "педагог - воспитанник" в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др.
Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых.
Итак, педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуализироваться, для педагога выступают как социально заданные. Однако поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение.
Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, воспитанниками и их родителями, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Полученные знания на курсах, помогли мне эффективно улучшить работу с педагогами и коллективом в целом, т.к. эффективность и результативность работы во многом зависит от тесной взаимосвязи и взаимоотношения педагогов. Научилась правилам профессионального общения, правилам разрешения конфликтных ситуаций, уверенному поведению.