Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Помыткина Татьяна Валерьевна

Организация: МБДОУ «Новоторъяльский ДС «Солнышко»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Новый Торъял

Здоровье- бесценное достояние не только человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка активно воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

Моя задача как музыкального руководителя, создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных. А так же стараемся сохранить здоровую психику ребенка и обеспечить комфортное нахождение в образовательном учреждении.

На музыкальных занятиях я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Валеологические песенки- респевки
  • Логоритмика
  • Пальчиковые игры
  • Речевые игры, упражнения
  • Гимнастика для глаз
  • Психогимнастика
  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастики
  • Игровой массаж
  • Ритмопластика.

 

Валеологические песенки распевки. С них начинается каждое музыкальное занятие. Это несложные добрые тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Часто распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Например:

  • утро! утро! (поворачиваются друг к другу)
    Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
    И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)
    Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
    Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
    Как в саду цветочки!
    Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!
    А теперь похлопаем смелее, смелее!
    Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
    И здоровье сбережем (разводят руки в стороны)
    Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

 

Логоритмика направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь- движение», особенно актуальна для детей имеют проблемы в речевом развитии. Она основана на тесной связи слова движения и музыки. Я использую пальчиковые игры, речевые музыкально- двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под пение, ритмодекламацию , ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

 

Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, оказывая благоприятное воздействие на все внутренние органы. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

Например: "Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

На своих занятиях использую мелодизированные пальчиковые игры, соединяя с дыхательной гимнастикой.

 

  • игры, упражнения развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Широко использую речевые игры Т. Тютюнниковой. В них текст поётся или ритмично декламируется. Это игры на основе детского фольклора. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Например:

«Лиса по лесу ходила».

Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходила,

Дробный шаг по кругу

Звонки песни заводила.

На последний слог- разворот лицом в круг

Лиса лычки драла,

Хлопки-тарелки

Себе лапотки сплела.

Поочерёдное выставление ног на пятку

С детьми старшего дошкольного возраста часто использую ритмодекламацию - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки, что детям очень нравится.

 

Гимнастика для глаз.Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима чтобы: снять напряжение; предупредить утомлени; тренировать глазные мышцы; укреплять глазной аппарат.

Для выполнения такой гимнастики достаточно бывает 2-3минут, а польза от существенна.

 

Психогимнастика. Порой нам стоит огромных усилий проконтролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Учим детей контролировать свои эмоции, чувствовать этот «контроль» и как он «Работает» в игровой форме. Для этого использую следующие методы и формы ( этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).

Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки, музыкотерапию.

 

Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушаем правильно подобранную музыку. Это повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапию можно проводить в течение всего дня: можно детей встречать, укладывать спать, поднимать после дневного сна, в качестве фона для занятий, свободной деятельности, во время принятия пищи. Так, слушая запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка может успокоитт ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для детей гиперактивных, легковозбудимых.

 

Пение. Вокалотерапия благотворно действует на бронхо- легочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Люди, имеющие сильные голоса как правило имеют крепкое здоровье. Это отличное средство для самовыражения и для снятия внутреннего напряжения. Этим мы с детьми занимаемся ежедневно на каждом музыкальном занятии.

 

Перед пением делаем дыхательную гимнастику. Она способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.

· положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

· способствуют восстановлению центральной нервной системы;

· улучшает дренажную функцию бронхов;

· восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

· исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Делаем гимнастику без звука, звуковую и под музыку. Например:

"Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

 

Для устранения напряженности и скованности артикуляционных мышц, разогрева мышц языка, губ, щек, челюсти, развития мимики использую на занятиях артикуляционную гимнастику. Она направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, голосовой аппарат. Упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки).

 

Обязательное условие на занятиях – движение рук одновременно с пением. Руки помогают телесно переживать происходящее, осуществлять музыкальные действия более осмысленно, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. Когда мы исполняем попевки на двух нотах соль-ми, ладошкой показываем движение мелодии вверх-вниз, т.е. руки повторяют движения мелодии, или же они повторяют поступенное движение мелодии вверх или вниз, или же отрывистые движения звука на стаккато, или же мягкие движения рук – плавный звук на легато. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Красивые, пластичные движения рук, дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей. Например: «Птенчик потерялся» (открывают широко рот)

"Жаба Квака"

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села, песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша!

 

Оздоровительные и фонопедические упражнения для укрепления хрупких голосовых связок детей проводятся, подготавливая их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В этом помогают мне разработки В.Емельянова, М.Картушиной, которые способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. А о лечебных свойствах звуков, произносимых голосом, знали испокон веков, с их помощью лечили самые различные заболевания.

 

Помимо вышеназванных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях использую игровой массаж. Игровой массаж нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны даже и здоровому человеку. Например:

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

 

Ритмопластика. Этот метод основан на выполнении детьми под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики: восполнение «двигательного дефицита»;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

 

Позитивный настрой, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии – вот три основных кита музыкального искусства, на которых я стараюсь строить свои музыкальные занятия в детском саду.

 

Литература:

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г.Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
  2. О.Н.Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»
  3. Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающшие технологии в дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2017. - №8. С. 13-20.
  4. Зенина, Е.А. Здоровьесберегающие технологии для старших дошкольников / Е.А. Зенина // Инструктор по физической культуре – 2018. - №8. – С. 6-20.
  5. Иванова, Л.А., Казакова, Щ.Ф., Гавриш, Г.И. Реализация здоровьеформирующей технологии в ДОУ через новые формы двигательной активности // Olympus – 2015. - №1 (1) - С. 123-128.
  6. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» г.Москва, изд. ТЦ «Сфера», 2208.
  7. Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» г.Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
Опубликовано: 04.11.2022