Технологические аспекты деятельности воспитателя по программе «Воспитания дошкольного образовательного учреждения»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Турутина Ольга Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 46»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Арзамас

В настоящий момент Российская система образования находится на этапе обновления всей системы воспитания.

Начиная с 2019 года на государственном уровне предприняты серьезные шаги, направленные на усиление системного подхода к процессу воспитания.

Начиная с 2020 г. подготовлены и уже реализуются законодательные и нормативные документы, призванные упорядочить воспитательную деятельность всех образовательных организаций, качественно изменить содержание воспитательной деятельности и обеспечить грамотное управление этими процессами.

Наиболее значимыми нормативными документами в области воспитания на сегодняшний день являются:

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (вступил в силу с 1 сентября 2020 года)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО.

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

В этих документах делается акцент на усиление воспитательного потенциала образовательных организаций, на создание системы воспитания не только на уровне ОО, но и на уровне муниципального образования, региона и федерации в целом.

«Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

Одна из основных целей развития системы образования согласно этому указу В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304–ФЗ – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Новый закон уточнил понятие воспитания.

Воспитание–деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитание детей опирается на основы оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Также новый закон конкретизировал определение образовательной программы и примерной основной образовательной программы. Теперь в качестве структурных компонентов в них входит рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы. Об этом говорится в п. 9 ст. 2 и п. 9.1. ст. 12 новой редакции закона.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Цель Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общегосударственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ:

  • создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
  • обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
  • повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;
  • сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
  • обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Зачем нужна отдельная программа воспитания в детском саду?

Связано это с тем, что требования ФЗ «Об образовании» едины для всех образовательных организаций, в том числе и детских садов. Это же касалось требования разработать рабочую программу воспитания.

Программа воспитания дошкольного образования является локальным документом, компонентом к основной образовательной программе дошкольного образования учреждения, не противоречит ее принципам, целям, задачам и содержанию.

Она составляется с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, путем выявления воспитательных задач основной образовательной Программы и объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Реализация программы обеспечивает формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

Рабочая программа воспитания для педагога дошкольного образования – это индивидуальный инструмент, учитывающий конкретные условия, обеспечивающие реализацию Основной образовательной программы ДОО и требований государства к уровню дошкольного образования; для родителей – реализация требований стандарта, выполнение социального заказа; для воспитанников – это реализация личностного развития через призму образовательных потребностей и возможностей.

Анализ современных нормативных документов, позволил определить место и значение рабочей программы воспитания в образовательном процессе ДОО.

Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в положение о рабочей программе воспитания, в содержание данной программы в зависимости от результатов и изменений в условиях воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания определяет целевые ориентиры, содержание, объём воспитательной работы по следующим направлениям: патриотическому, социальному, познавательному, физическому и оздоровительному, трудовому, этико-эстетическому развитию личности детей.

Рабочая программа состоит их трёх разделов целевого, содержательного и организационного. Рассмотрим обозначенные разделы последовательно:

  • Пояснительная записка
  • Целевой раздел
  • Содержательный раздел
  • Организационный раздел

Целевой раздел рабочей программы воспитания включает:

  • пояснительную записку, в которой указаны:
  • перечень нормативно-правовых документов, на основе которых разработана рабочая программа воспитания ДОО;
  • принципы и подходы к формированию программы;
  • ценности, обозначенные в пояснительной записке Примерной программы воспитания;
  • цель рабочей программы воспитания, которая приводится в полном соответствии с текстом Примерной программы воспитания; цель может быть дополнена подцелями с учетом специфики данной образовательной организации (контингент детей; региональный компонент, запрос родителей и др.); цель конкретизируется в задачах работы и соотносится с основными планируемыми результатами;
  • особенности, предпочтительные формы организации

воспитательной работы и их сочетание;

  • значимые для разработки и реализации рабочей программы воспитания характеристики;
  • используемый методический комплект (в соответствии с ООП ДОО).
  • планируемые результаты освоения программы – структурный элемент программы, определяющий основные компетенции, которыми получат возможность овладеть воспитанники в процессе реализации воспитательной программы в данной группе. Планируемые результаты предполагают наличие системы педагогической диагностики и в целевом разделе фиксируются кратко.

Содержание Программы Воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Направления воспитания определены в Примерной рабочей программе:

патриотическое направление воспитания; социальное направление воспитания; трудовое направление воспитания; познавательное направление воспитания; физическое и оздоровительное направление воспитания; этико-эстетическое направление воспитания.

Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.

Ценности - «родина» и «природа».

Задачи патриотического направления воспитания:

- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Ценности - «семья», «дружба», «человек» и «сотрудничество» лежат в основе социального направления воспитания.

Цель - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Основные задачи социального направления воспитания:

- формирование у ребёнка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях;

- формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:

эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила;

- развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма

Ценность – «знания».

Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребёнка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

- развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

- приобщение ребёнка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.)

Ценность – «здоровье».

Цель данного направления – формировать навыки здорового образа жизни, в основе которых лежит безопасность жизнедеятельности. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

- обеспечение построения педагогического процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребёнка;

- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;

• укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;

• формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

• организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;

• воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности

Ценность – «труд».

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребёнка к труду.

Основные задачи трудового воспитания:

- ознакомление детей с доступными видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей;

- формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования;

- формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи)

Ценности – «культура» и «красота».

Цель эстетического воспитания – становление у ребёнка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребёнка.

Основные задачи этико-эстетического воспитания:

- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

- воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, ее влиянии на внутренний мир человека;

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребёнка действительности;

- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Организационный раздел включает в себя описание материально-технического обеспечения программы воспитания вашего детского сада. Необходимых материалов, оборудования и инвентаря для обеспечения комфортного воспитания, в том числе литературы, музыкальных инструментов и т.д.

В этом разделе описаны общие требования к условиям реализации программы, а также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, кадровое обеспечение воспитательного процесса, нормативно-методическое обеспечение реализации программы воспитания.

Календарный план воспитательной работы составляется на основе Рабочей Программы воспитания и является ее неотъемлемая частью. Он содержит проекты встреч и всех значимых мероприятий детского дошкольного учреждения. Проектирование событий позволяет составить целостный годовой цикл методической работы основываясь на традиционных ценностях.

Календарный план позволяет воспитателям создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

Концепция воспитания базируется на том, что воспитательная миссия должна быть усилена. У дошкольников нужно формировать:

- чувство патриотизма, представления о гражданственности, правопорядке и законе,

- воспитывать уважение к культурному наследию страны, старшему поколению, природным богатствам.

В связи с этим программа воспитания направлена на решение комплекса развивающих, воспитательных и обучающих задач.

 

 

Опубликовано: 01.11.2022