Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Родионова Ольга Вячеславовна
Организация: МБДОУ д/с № 22 «Сказка»
Населенный пункт: Нижегородская область, г.Кстово
В современном обществе образование претерпевает качественные изменения; важное значение придается формированию креативной личности, готовой к саморазвитию, к самостоятельному добыванию знаний, к эффективному их применению.
Повышение профессионализма педагогов признается важнейшим приоритетом российской государственной политики.
Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, требующий постоянного стремления к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, профессиональному развитию. Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Основным ее источником являются обучение и приобретенный опыт.
В стремительно меняющемся обществе главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться, саморазвиваться и самообразовываться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала относятся и к воспитателю. Обретение этих ценных качеств возможно с расширением пространства педагогического творчества.
Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Понятие креативность толкуется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности.
Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта (AQ) соотносится с креативностью до определенного предела, не слишком высокий интеллект препятствует креативности.
В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик.
Понятие «креативная компетентность» было введено в научный обиход Р. Эпстайном и означало готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремления к самосовершенствованию. Исследователь А. И. Попов относит способность порождать новые идеи (креативность) к профессионально важным творческим компетенциям, а так же включает в эту группу инициативность и предпринимательских дух и способность к лидерству. И так под креативной компетенцией, мы понимаем отражение творчества, инновационную активность, новаторство, создание нового и совершенствование имеющегося.
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
Креативность педагога – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие в процессе педагогической деятельности, это диагностические способности для реализации индивидуально-дифференцированного подхода, способность адресно мотивировать каждого, используя различные подходы и способы, умение четко ставить цель, понятную и принятую всеми, владение различными педагогическими технологиями. Совокупность навыков, обеспечивающих нестандартное решение педагогических задач, включая формирование креативности у детей, обозначается как креативная педагогическая компетентность.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что без креативной компетенции педагога, невозможно реализовать, в полной мере компетентносностный подход в образовании. Креативная компетенция является одной из ключевых компетенций для реализации и донесения компетентносного подхода в образовании, в практической деятельности педагога. Неразвивающийся, инфантильный педагог не может, лишь применяя новые программы, технологии, воспитать творческую, созидательную личность. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма воспитателей – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. И достичь этого можно не только применяя формы индивидуальной работы с педагогами, но и правильно организовав педагогические мероприятия с использованием интересных интерактивных форм.