Формирование методической компетентности воспитателя

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Лымарь Светлана Михайловна

Организация: МБДОУ д/с № 22 «Сказка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Кстово

Конец XX века - начало XXI ознаменован переходным периодом в системе дошкольного образования: от использования унифицированной образовательной программы - к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии развивающего образования, от детских садов одного вида - к различным видам дошкольных образовательных учреждений, от работы ДОУ в режиме функционирования - к деятельности в режиме развития.

В современных условиях предполагается владение воспитателем такими умениями, как выбор программы из комплекса вариативных, рекомендованных государственными органами управления образованием, разработка собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, поиск и апробирование активных методов обучения дошкольников, работа по созданию модели организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, работа в экспериментальном режиме и многое другое.

В связи с вышеизложенным актуальным в деле профессиональной подготовки воспитателей дошкольного образовательного учреждения является компетентностный подход.

Исследование профессионально-педагогической компетентности - одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых . В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается с позиции разных подходов (личностно-деятельностного, системно-структурного и других) и трактуется как основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека; система знаний и умений педагога, проявляющаяся при решении возникающих на практике профессионально-педагогических задач ; совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

Методическая компетентность -это важная составляющая в практической деятельности каждою педагога. Она связана с подбором средств и методов обучения, форм взаимодействия ученика и учителя, кроме того, методическая компетентность способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся.

Методические компетенции будут считаться компонентами компетентности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в области профессиональной компетентности педагога именно методическая компетентность является одной из ключевых, ввиду того, что ее формирование позволяет решать как профессиональные задачи в той или иной предметной области образования, включая воспитание и развитие обучающихся.

По утверждению Т.Н. Гущиной, методическая компетентность представляет собой совокупность знаний в области методики, а так же операционно-методических и психолого-педагогических умений.

Исходя из анализа понятия методической компетентности в научной литературе, можно сформулировать ее как результат освоения методической системы, процесс овладения навыками и знаниями для реализации в профессии.

Изучением проблемы формирования методической (научно-методической) компетентности, методической подготовки педагогов занимались отечественные исследователи Т.Э. Кочарян, С.Г. Азаришвили, Т.И. Шамова, Т.А. Загривная, И.Ю. Ковалева, Т.Н. Гущина, А.А. Майер и многие другие.

Т.Н. Гущина определяет методическую компетентность как интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагогического работника, опосредующую результативный профессиональный опыт, как системное образование знаний, умений, навыков педагога в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности.

И.В. Ковалева рассматривает научно-методическую компетентность как интегральную характеристику деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающую системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в научно-методической и педагогической деятельности в целом.

Развитие методической компетентности воспитателя в процессе профессионально-педагогической деятельности стало одной из приоритетных задач методической службы дошкольного образовательного учреждения.

Изучением проблемы формирования методической (научно-методической) компетентности, методической подготовки педагогов занимались отечественные исследователи , , и многие другие. определяет методическую компетентность как интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагогического работника, опосредующую результативный профессиональный опыт, как системное образование знаний, умений, навыков педагога в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности. рассматривает научно-методическую компетентность как интегральную характеристику деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающую системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в научно-методической и педагогической деятельности в целом. На основании анализа психолого-педагогической литературы, исследований в области образовательной теории и практики можно сделать вывод о том, что единого взгляда на определение понятия и структуры как профессионально-педагогической, так и методической компетентности не существует.

В структуре методической компетентности ученые выделяют следующие компоненты: личностный, деятельностный, познавательный (когнитивный) и др.

Личностный компонент методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы соотносим с умениями, связанными с психологической стороной личности педагога: коммуникативные, перцептивные, рефлексивные.

Деятельностный компонент заключает в себя накопленные профессиональные знания и умения, умение актуализировать их в нужный момент и использовать в процессе реализации своих профессиональных функций. Также он предполагает овладение воспитателем исследовательскими и творческими умениями.

Познавательный компонент основывается на умениях, составляющих теоретическую подготовку воспитателя: аналитико-синтетические (умение анализировать программно-методические документы, выявлять методические проблемы и определять пути их решения, умение классифицировать, систематизировать методические знания); прогностические (умение прогнозировать эффективность выбранных средств, форм, методов и приемов, умение применять методические знания, умения, навыки в новых условиях); конструктивно-проектировочные (умение структурировать и выстраивать процесс обучения, отбирать содержание и формы проведения занятий, подбирать методики, методы и приемы, умение планировать методическую деятельность).

В ходе исследования были определены педагогические условия развития методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе его педагогической деятельности:

- развитие ценностного отношения к педагогической деятельности на основе интеграции личностной позиции воспитателя и имеющихся у него общекультурных, психолого-педагогических, методологических и методических знаний, актуализации его индивидуального опыта;

- включение воспитателя в активное творческое взаимодействие в системах «воспитатель - ребенок», «воспитатель - воспитатель», «воспитатель - старший воспитатель (либо другое лицо, осуществляющее сопровождение методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении)», «воспитатель-родитель» на основе «субъект-субъектных» отношений;

- осуществление дифференцированного целостного методического сопровождения деятельности воспитателя, которое имеет аналитический характер, а его результаты - диагностическую направленность, и предусматривает выработку педагогических умений и навыков, необходимых для самостоятельного осуществления педагогической деятельности (самоорганизация, саморегуляция);

- рефлексия педагогических действий на разных этапах деятельности (самоанализ и самооценка).

Развитие методической компетентности - процесс, продолжающийся всю профессионально-педагогическую деятельность воспитателя ДОУ, поэтому определить временные рамки этапов формирования методической компетентности (как, например, в вузе) не представляется возможным. Вместе с тем, исходя из задач методической работы по повышению квалификации педагогических работников и соотнеся этапы с уровнями сформированности методической компетентности, мы выделяем 3 уровня развития методической компетентности воспитателя ДОУ:

- начальный или базовый (развитие происходит на имеющемся уровне методической компетентности в индивидуальном режиме методического сопровождения);

- основной или продуктивный (воспитатель - деятельностный участник методической системы дошкольного образовательного учреждения);

- креативный (процесс развития происходит самостоятельно на основе самореализации, носит исследовательский и творческий характер); при этом процесс развития методической компетентности рассматривается как многоуровневый.

Формирование профессиональной компетентности осуществляется в процессе подготовки будущих педагогов. Однако, совершенствование и развитие этой компетентности может происходить только в процессе профессиональной деятельности педагога в условиях образовательной среды учебного учреждения.

Большинство исследователей приходят к выводу, что формирование профессиональной компетентности происходит только при преодолении профессиональных трудностей, решении задач, поиска выхода из ситуации. И одной из наиболее распространенной причин трудностей, являются проблемы методического характера.

Таким образом, в свете современных требований, развитие методической компетентности воспитателя ДОУ, пройдя путь от обучения простейшим действиям по подбору методов и приемов к работе в рамках целой методической системы, является необходимым условием для развития профессиональной компетентности педагога в целом.

 

Сптсок литературы

1. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / . - Красноярск: КГУ, 19с.

2. , Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением№ 6(32). - С.70-79.

3. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов / Отв. ред. . - М.: Изд-тво ГНОМ и Д, 20с.

4. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Дисс… канд. пед. наук. - СПб: РГБ, 2с.

5. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – 2 изд. доп. испр. и перераб. - М.: Логос, 20с.

6. , , Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: Монография / . - Шадринск: Исеть, 20с.

7. Профессионализм личности преподавателя / . - М.: АПН, 19с.

8. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением№ 1(35). - С.8-15.

9. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением№ 1(35). - С.4-8.

Опубликовано: 03.10.2022