Словесные игры — как средство развития речи детей третьего года жизни

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Филонова Наталья Владимировна

Организация: МБОУ СОШ № 9 г. Бийска

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийска

Работу по данной теме я начинала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми моей группы я обязательно использую словесные игры.

Считаю, что хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познание окружающего.

Тема увеличения количества детей с нарушениями речевой и слуховой способности более чем актуальна. Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего развития полноценного ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей. Для детей третьего года жизни характерна потребность в общении.

Теоретической базой для создания условий проведения педагогической работы по развитию речи стали исследователи по вопросам воспитания и развития следующих педагогов и психологов: Павлова.Л.Н, Печора.К.Л, Венгер.Л.А, Пузанова.Б.П, Ямпольская.Р.М, Стребелева.Е.А, Пилюгина.Э.Г.

Тема моей работы по самообразованию «Словесные игры, как средство развития речи детей третьего года жизни»

Игра- это естественный механизм познания мира. Сказал В. Домчог.

Своими задачами я считаю:

. активное накопление словарного запаса детей

. расширение знаний об окружающем мире

. повышение уровня познавательной активности

. умения правильно выражать свои мысли

Актуальность моей работы заключается в том, что словесная дидактическая игра способствует развитию разных сторон психики и личности ребенка. Игра является основным методом обучения детей развитию речи, а также формой обучения, и самостоятельной деятельностью.

Планируя свою работу, я придерживаюсь основных принципов

  • единство обучающих и воспитательных воздействий
  • индивидуально-дифференцированного подхода
  • учёта зоны ближайшего и актуального развития
  • систематичности
  • постепенного усложнения программного содержания повторяемости
  • эстетичности

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Исходя из того, что игра является- одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и она является основным видом деятельности детей, то я во время занятий с игрой ставлю перед собой цели:

  • обучающая;
  • познавательная;
  • воспитательная.

Я считаю, что эти цели дополняют друг друга для лучшего усвоения материала.

На занятиях я использую следующие методы и приёмы:

• словесные (беседа, рассказ воспитателя и т.д.)

• наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий)

• практические (жизненный опыт реальные события)

• взаимодействие ребёнка с взрослыми

• игровые.

 

Благодаря правильному подбору методической литературы, тесному контакту со старшим воспитателем в работе с детьми мне удалось решить ряд проблем. При планировании воспитательно-образовательной работы я опираюсь на «Основную образовательную программу

дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», где учитываю возраст, состояние здоровья и достигнутый уровень нервно-психического развития. Для того, чтобы спланировать свою работу, я наблюдаю за ребёнком, даю небольшие словесные поручения.

Детей в подгруппы распределяю по возрасту и по уровню развития. В течение года группы изменяю в зависимости от того, как дети усвоили материал, и предлагаю им более сложные задачи. Я считаю, что в подгруппах детям легче усвоить материал.

Свою работу я планирую следующим образом: первое и главное это игры-занятия. Они дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Я предварительно изучаю содержание соответствующей темы, распределяю материал, по занятиям соблюдая последовательность от, простого к сложному. Темпы овладения умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними научаются быстрее, чем называть их. На моих занятиях дети знакомятся и повторяют потешки, прибаутки, стихи. Знакомятся с новыми сказками, обогащают свой словарный запас.

Использование словесных игр я начинаю в период адаптации. Это были пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. «Сорока-сорока.», «Коза –рогатая» По мере освоения и запоминания словесных игр с пальчиками я стала вводить игры на формирование словаря: «Большой - маленький.

Словесные игры я включаю в разные режимные моменты: утром, перед занятием-как речевую гимнастику, днём –на прогулке, перед обедом- чтоб успокоить детей перед сном, а также занимаюсь в индивидуальной работе.

Свои занятия я провожу в игровой форме. Игру и обучение я сочетаю так, чтобы одно не мешало другому, а помогало. Решающая роль на занятиях принадлежит мне - это эмоциональное поведение, правильность речи, дружелюбное отношение к детям. Когда я разговариваю с ними, то делаю это ласково, весело и тем вызываю положительные эмоции, желание заниматься. Дети занимаются охотно, с интересом, что благотворно влияет на усвоение ими знаний и умений. Для этого использую стишки, потешки, сказочных персонажей, игрушки, картинки. Я считаю, что у детей возрастает интерес, когда в тексте стихотворения, отвлечённое слово заменяю именем ребёнка. Индивидуального внимания требует каждый ребёнок. Программный материал осваивается каждым ребёнком по-разному у некоторых бывают затруднения, поэтому я после общего показа ещё раз показываю детям, которые нуждаются в этом. Передо мной стоит задача, научить детей слушать. Стараюсь, чтобы на каждом занятии, если это повтор использовать разнообразный материал (книжки, картинки, героев сказок). Материал для словесных игр подбираю яркий, чёткий, соответствующий возрасту детей и нравившийся им. Добиваюсь, чтобы ребёнок посредством словесной игры активно пополнял свой словарный запас, и формировал представление об окружающем.

Все занятия делю на два этапа:

первый этап - от 2 до 2.6 лет

второй этап - от 2.6 до 3 лет

На каждом этапе своя задача:

• в игре воспроизводит ряд логических, связанных действий

• в игре действует взаимосвязано, последовательно, действия сопровождает словом

Моя задача заключается в том, чтобы ребёнок переходил с нижнего уровня развития на более высокий.

Справившись на первом этапе, с поставленной задачей и получив ряд умений, и навыков я ставлю перед ребёнком следующую более сложную задачу.

Способность внимательно слушать у детей ещё не совсем сформировалась. В силу своей активности им трудно сидеть спокойно, не отвлекаясь, однообразие их утомляет. С этим я тоже считаюсь на своих занятиях.

В играх я применяю наглядность в сочетание со словом. Это зависит от типа игры. Между наглядностью и словом я устанавливаю разные соотношения: в одном случаи ведущую роль играет наглядность, в другом слово. Чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в наглядно- действенном подкреплении слова.

Показывая способы действий по ходу занятий, я сопровождаю свой рассказ словами детей, побуждаю называть то, что они видят. Я так же на занятиях использую вопросы. подсказывающие ответ. Отвечая на мой вопрос, ребёнок пользуется звукоподражанием, что полезно для активной речи. На своих занятиях, я пользуюсь словом в разных целях. Например, создать у детей интерес, привлечь внимание к наблюдаемому объекту, объяснить, побуждать к действию. С детьми раннего возраста я говорю короткими фразами, избегаю лишних слов, так - как длительная - речь не понятна им.

Я организовываю игры так, чтобы зрительные впечатления, выполняли свою роль, но не отвлекали от прослушивания. При этом соблюдаю постепенность и последовательность. Мои словесные обращения к детям - объяснение наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы служат для понимания моей речи детьми. Некоторые дети, не умея говорить, начинают понимать слова и фразы, которые произносят окружающие. Так же моя речь способствует развитию собственной речи детей, давая им образец для подражания. Стихи, потешки я знаю наизусть, поэтому мне не трудно рассказывать свободно, выразительно, естественно. Так как словесные игры являются одним из видов дидактических игр, то для достижения лучших результатов словесные игры провожу систематически и последовательно. Игры провожу в помещении, а также на улице.

 

Словесные игры я объединяю в четыре группы:

1 группа- это игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений и явлений: «Магазин», «Да - нет».

2 группа- это игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия: «Похож - не похож».

3 группа - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?»,

«Назови- одним словом».

4 группа- это игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Летает, не летает».

На моих занятиях у детей формируется активная речь, воспитывается правильное звукопроизношение, уточнение, закрепляется и активизируется словарь, развивается правильная ориентировка в пространстве.

Таким образом, чтобы игры- занятия давали положительный результат, я владею необходимыми знаниями и практическим умением.

Мною собраны и систематизированы занятия, упражнения, игры, способствующие развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Для анализа учебной деятельности постоянно наблюдаю за развитием детей, веду документацию на каждого ребёнка. По показателям нервно- психического развития, соответствующим возрасту определяем уровень развития каждого ребёнка.

Но не только игры- занятия и положительное эмоциональное общение с ребёнком способствуют развитию речи, но и предметно-развивающая среда, которая представлена в моей группе: игровыми зонами и оформленными уголками.

В дальнейшем я планирую усовершенствовать диагностику развития речи у детей третьего года жизни посредством словесной игры.

Я составила индивидуальные листы занятий по развитию речи для улучшения динамики детей. Собранные данные мною за три года подтверждают положительную динамику развития речи у детей третьего года жизни.

В результате моей работы выделила следующие критерии развития речи детей:

низкий уровень развития: пользуется в речи облегчёнными или полными словами. Например, кукла- «ля-ля», машина- «би-би», собака- «ав-ав» и т.д. Наблюдаю в момент сильной заинтересованности ребёнка.

средний уровень развития: строит предложения из двух и более слов. Например, кукла спит, дети играют мячом. Наблюдаю во время игры, занятий, режимных процессов.

высокий уровень развития: начинает употреблять в своей речи сложные предложения. Появляются вопросы: «Где?», «Куда?». Например, мы ходили гулять на улицу. Там видели кошку, собаку. Куда побежала собака? Наблюдаю во время беседы с ребёнком на любую тему, или по картинке.

 

Результаты исследования показали, что после коррекционно-развивающей работы к концу года дети улучшили уровень развития речи.

Литература.

1 Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: 2002г.

3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2004г.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: 2001 г.

5. Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения.– М.:1983 г.

6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе.-.: 2010г.

7. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи .-М.: 2007г.

8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы».-М.: 2010г.

9. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г

10. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 2007г.

11. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

12. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-4 лет. - М.: 2010г.

13. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 2012г.

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 04.08.2022