Основы алгоритмизации и программирования для дошкольного возраста в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» в условиях ДОУ

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Кулаковская Анна Валерьевна

Организация: МАДОУ № 4

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Армавир

Автор: Клочак Юлия Алексеевна

Организация: МАДОУ № 4

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Армавир

Автор: Широбокова Ольга Алексеевна

Организация: МАДОУ № 4

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Армавир

Аннотация. В данной статье представлена проблема осмысления воспитателями детских дошкольных образовательных учреждений образовательной среды «ПиктоМир», ее целей, актуальности, методических аспектов. Авторы статьи высказывают свое видение перспективы внедрения

основ алгоритмизации и программирования в старших группах ДОУ.

Ключевые слова: пиктограмма, конструирование, робототехника, дошкольный возраст, мелкая моторика.


Начиная с 2020 года и завершая 2022 годом, в системе образования дошкольного и младшего школьного возраста проводится эксперимент по апробации цифровой образовательной среды «ПиктоМир», представляющей собой систему, направленную на освоение дошкольниками и младшими школьниками начального уровня овладения алгоритмизацией и программированием.

Нет сомнения в том, что данную область можно отнести к инновационным и актуальным. Ведь мы живем в эпоху, которую можно охарактеризовать как время информатизации, компьютерной и робототехники. Важно то, что маленького человека интересует это направление. Нередко взрослые восхищаются умением ребенка обращаться с мобильным телефоном, управляемой машинкой, быстро разбираться с игрушкой-трансформером, складывать пазлы, работать с конструктором, понимать условия и технику видеоигр. Каждый ребенок захочет не только играть в предлагаемую игру, но и создать собственную игру или мультфильм. Важно поддержать этот интерес и обеспечить ему дальнейшее развитие, что даст возможность приобщить к техническому творчеству, а в дальнейшем, возможно, открыть дорогу к научно-техническим, инженерным профессиям, которые в будущем станут одними из приоритетных.

Замысел данной системы заключается в том, что обучающийся может из представленных на мониторе компьютера пиктограмм сложить программу, управляемую роботом-исполнителем.

Данная программа имеет ряд преимуществ:

  1. Она опирается на труды отечественных психологов и педагогов. Так курс алгоритмики построен на основе учения Л.С. Выготского. Необходимость использования алгоритмизации в обучении доказывали С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
  2. Дает возможность с дошкольного возраста в игровой форме познакомить ребят с основами программирования.
  3. Помогает осуществить принцип индивидуального подхода, который предполагает и индивидуальный темп и уровень развития ребенка.
  4. Позволяет подключить к работе детей, не умеющих читать, благодаря бестекстовым программам.
  5. Обеспечивает поэтапность обучения: техническое творчество - элементы конструирования – алгоритмика – робототехника.
  6. Стимулирует развитие алгоритмического мышления, предполагающего умение осуществлять планирование собственных действий, расчленять сложную задачу на более простые, составлять план решения задачи.
  7. Обеспечивает преемственность дошкольного образования, начального и среднего.
  8. Дает возможность детям дошкольного возраста познакомиться с такими формами работы, как дискуссия, демонстрация, сотрудничество в малых группах, работа на компьютере, что облегчит в дальнейшем адаптацию к школьному обучению.
  9. Система включает привлекательные для детей средства связи с программой, позволяет заинтересовать получением результатов собственного труда, что способствует ранней подготовке к восприятию программирования.

Несомненно, все новое, особенно касающееся образования дошкольников, требует тщательной экспериментальной апробации. В стадии активного развития находится методика ознакомления дошкольников с основами программирования, выявляются оптимальные условия достижения максимальной эффективности, требует дальнейшего наблюдения влияние занятий на психологию ребенка.

Но первый положительный опыт дает определенные результаты. Экспериментальным путем доказано, что дети дошкольного возраста способны к усвоению основ программирования. Достижением в методике обучения этому направлению была идея создания программы при отсутствии умения читать, когда программы собираются из готовых элементов. В системе «ПиктоМир» ребята складывают программы, собирая алгоритмы. Работая в системе, дошкольники знакомятся с линейной программой, исполнением программы, пошаговой отгадкой, записью программы линейными подпрограммами, сокращенной записью программы. Дальнейшей целью опытной работы ученых и практиков было выяснение вопроса обратной связи: насколько ребенку это интересно.

Экспериментальная работа с детьми дала опыт методических наработок. Определенный вклад в это направление внесли И.Б Рогожкина и А.Г Кушниренко, работавшие с детьми старшей и подготовительной групп московского детского сада. Они доказали, что хорошие результаты дает предшествующий ознакомлению с программированием этап, который посвящается играм без применения компьютера: игра в Робота и Капитана. В данной игре один участник игры выполняет функции капитана, а другой - робота, который выполняет задания Капитана. Учеными применялись игры с использованием магнитных досок, на которых можно было передвигать фишки, которые символизировали Капитана и Робота. Тем самым усиливался уровень абстракции, а, следовательно, переход от наглядно-образного к алгоритмическому мышлению. Затем ребятам предлагалось разрезать листы с изображением нарисованных на них пиктограмм - команд на одинаковые кусочки и заменить исходную линейную программу программой с циклом-повторителем. Следующим этапом заданий было нарисовать пиктограммы для команд. Этот подготовительный этап, по выводам ученых, совершенно необходим для успешной организации работы.

Опытная работа с детьми помогла увидеть трудности и проблемы, к которым можно отнести недостаточность развития мелкой моторики, что создает для ребенка трудности в работе с мышкой компьютера.

Беседы с детьми по завершении курса дали ответ на один из главных интересующих вопросов: ребятам хочется составлять программы, потому что это интересно, ведь они играют во взрослые игры и решают, как школьники, задачи.

Определено оптимальное время занятие дошкольника у компьютера. Оно составляет десять минут, после чего ребенок не может сосредоточиться.

Таким образом, ознакомившись с содержанием цифровой образовательной среды «ПиктоМир», убедившись в ее актуальности, значимости для развития алгоритмического мышления, предполагающего учить малышей размышлять, сочетая мыслительный процесс с творчеством, важности для обеспечения преемственности со школьным обучением, мы - воспитатели детского дошкольного образовательного учреждения готовы поддержать предложенную инициативу и включиться в работу по ее внедрению. Данная система не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и формирует важные личностные качества: целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, умение взаимодействовать.

Так с июля 2021 года наш детский сад был включен в состав сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме: «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир» и присвоен статус федеральной инновационной площадки.

 

Используемая литература:

1.Бесшапошников Н.О., Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Райко М.В., Собакинских О.В. Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт разработки и массового внедрения годового курса программирования для дошкольников. Информатика и образование. 2020;(10):28-40. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-10-28-40

2. Дуванов, А. А., Шумилина, Н. Д. Азбука Роботландии – курс информатики для младших школьников [Текст] / А. А. Дуванов, Н. Д. Шумилина // ИТО-РОИ, 2011.

3. Звонкин, А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников [Текст] / А. К. Звонкин. – М. : МЦНМО, МИОО, 2006.

4. Ибука, М. После трех уже поздно [Текст] / М. Ибука. – М. : Альпина нон-фикшн, 2011.

5. Кушниренко, А. Г. Пиктомир: опыт использования и новые платформы [Текст] / А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, К. А. Пронин, М. А. Ройтберг, В. В. Яковлев // 6-ая конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». – Переславль, 29–30 января 2011. 7. Левенчук, А. И. Публикация в ЖЖ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ailev.livejournal. com/948015.html 8.

6. Рогожкина, И.Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности. - Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки).

Опубликовано: 10.06.2022