Использование разнообразных форм театрализованной деятельности для оптимизации работы с детьми с ОВЗ

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Лабовская С.В., Митина Л.А.

Организация: МБДОУ «Детский сад ком. вида №126» г.Саратова

Населенный пункт: Саратовская область, г.Саратов

Театрализованная деятельность в ДОУ базируется на принципах развивающего обучения, методы и организации которой опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие стрессообразующих факторов;

2) раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие мотивации:

а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд («У тебя получится, попробуй, всё будет хорошо...»)

Содержание занятий по театрализованной деятельности тесно связано с темами непосредственно организованной деятельности во всех направлениях развития детей группы. Театрализованная деятельность, таким образом, является неотъемлемой частью образовательной деятельности ДОУ.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр спектаклей и обсуждение их;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
-игры-драматизации.
Для правильной организации театрализованной деятельности учитываются следующие принципы:

1.Содержательность, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения сочетают движения, речь, мимику, пантомимику в различных вариациях.

Театрализованная деятельность является стимулом для развития и совершенствования речи детей. В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому мы решили, что будет целесообразно использовать театрализованную деятельность в работе для оптимизации работы с детьми с ОВЗ.

Цель: создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Задачи:

- Формирование коммуникативной направленности речи детей и коррекция ее нарушения;

- Развитие эмоционально окрашенной связной речи;

- Раскрытие духовного и творческого потенциала ребёнка;

- Развитие психических процессов и личностных качеств у детей;

- Воспитание умения объединяться и сотрудничать;

- Реализация творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощение и повышение самооценки.

- Формирование у детей представлений о социокультурных ценностях семьи, общества.

Направления работы

I. Создание так называемой театрализованной среды:

Центр «Сказочный мир театра», в который входят: Уголок ряженья, Уголок Пальчикового театра, Кукольного театра, Многофункциональная ширма.

II. Сотрудничество с театрами.

Сотрудничество с социумом – одна из эффективных форм социализации детей с ОВЗ. Театральные студии «Аленький цветочек», «Десятое королевство» при содействии Министерства Саратовской области, библиотеки принимают активное участие в образовательном процессе нашего ДОУ, группы. «Сказочный карнавал» - опыт публичного выступления наших воспитанников.

III. Собственно театрализованная деятельность группы.

Принимая во внимание особенности развития детей с ОВЗ, их речевые нарушения, в работе с детьми используем разнообразные формы театрализованной деятельности.

1. «Пальчиковый театр» открывает широкие возможности для работы с артикуляцией, звуками, дыханием, происходит координация речи с движением. Речь окрашивается эмоционально, активно развивается просодическая сторона речи.

Ребенок учится вести монологи и диалоги, решаются эстетические и воспитательные задачи.

2. «Театр одной куклы» - так мы называем импровизированный диалог ребёнка с куклой.

Что очень часто помогает ребёнку в трудных или проблемных жизненных ситуациях, способствует эмоциональной разгрузке, является источником информации о внутреннем мире ребёнка для педагогов группы.

3. «Театрализованные этюды» «Я сегодня ягода-малина (гриб, мухомор) посредством которого ребёнок может выразить свое настроение, отношение к проблеме, выговориться, помогают детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству

4. «Плоскостной театр» (настольный) чаще всего используется в самостоятельных играх нашими детьми. Разыгрываются знакомые сказки. Дети передают посредством персонажей своё настроение, и часто на примере знакомых сказок и персонажей придумывают свой сюжет или новый финал выбранной сказки. На основе речевых клише развивается спонтанная речь.

5. «Кукольный театр» Куклами управляет ребёнок, при этом двигается сам. Речь связывается с движениями, ребенок контролирует себя, соблюдая очередность в произношении текста.

6. «Театр своими руками».

  • закрепления лексических тем на занятиях по изобразительной деятельности мы создаем объёмные фигуры изучаемых объектов: животные, птицы, рыбы, насекомые и т. д. получается «Театр своими руками». Разыгрывая театральные постановки с такими персонажами, дети легко запоминают их названия, характерные особенности, среду обитания и т. д. Быстро обогащается словарный запас ребенка, закрепляются и расширяются знания об окружающем мире.
  1. «Театр масок». Надевая маску, ребенок вживается в выбранный им образ, импровизирует, подражая повадкам, характеру, особенностям речевого поведения персонажа.

8. И, наконец, самый интересный и самый сложный для детей «Сценический театр, драматизация», где ребенок реализует заданный образ.

В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с требованиями учителя-логопеда: заменяются, вставляются и исключаются слова с учетом возможностей ребенка.

Как правило, все дети стремятся участвовать в спектакле – это огромный стимулирующий фактор. Между детьми распределяются все роли, как положительных, так и отрицательных персонажей, что способствует полноценному всестороннему восприятию и инсценируемого произведения, и окружающего мира в целом.

IV. Проект.

И, конечно, же, наши главные союзники – родители. Они активно включаются в данный вид деятельности. Одной из форм работы в этом направлении стал проект «Сказочный мир театра», который призван был решить следующие задачи:

  • привлечение родителей к проблеме социализации детей с ОВЗ,
  • поддержка инициативы детей и родителей в творческой деятельности;
  • художественно-эстетическое развитие детей в совместной театрализованной деятельности с родителями, создание единого культурно - образовательного пространства «Детский сад – семья»,

внесение разнообразия в семейные традиции воспитания детей в творческой деятельности

В рамках проекта было использовано много различных форм работы:

Игра – драматизация по русским народным сказкам (совместное с родителями творчество); обыгрывание этюдов, потешек, сказок с использованием различных видов театров; фотоотчёт «Театральные выходные»; Театрализованное представление с участием родителей «Чудеса у ёлочки». Родители с удовольствием приняли участие в импровизированном шоу "Все профессии хороши. Выбирай на вкус!" с использованием кукол варежкового театра.

Таким образом, совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок внутри коллектива проявляет индивидуальные личностные особенности, что способствует формированию его внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, хорошее настроение, позволяет детям проявлять инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопонимания и взаимопомощи, умения жить и творить в коллективе. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

 

Опубликовано: 27.12.2021