Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной деятельности детей и родителей
Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО
Автор: Бедунова Ольга Анатольевна
Организация: МБДОУ Дс № 46
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Камышин
Автор: Борисова Людмила Васильевна
Организация: МБДОУ Дс № 46
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Камышин
Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой семье присутствуют свои праздники и традиции. Среди всех семейных праздников самым важным для каждого члена семьи остается День рождение. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. Праздники для каждого человека имеют большое значение, но особенно они важны для малышей, которые ждут их с большим нетерпением и самой искренней радостью.
В дошкольном возрасте закладываются основы всего будущего развития. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Детский сад –вторая семья, поэтому главный праздник года, День рождение, ребенок хочет провести в кругу своих друзей, в детском саду.
В нашей группе мы отмечали Дни рождения достаточно традиционно: пели каравай, говорили пожелания, дарили подарки. Но однажды, повышая свой профессиональный уровень, мы изучили опыт работы педагога-психолога детского сада из Санкт-Петербурга в журнале «Детский сад будущего- галерея творческих проектов». Педагог рассказала о нетрадиционном проведении дня рождения в детском саду. Идея нам очень понравилась, и мы решили реализовать в группе долгосрочный совместный проект «Наша звездочка». Этот проект ярко и красочно влился в жизнь группы. Участниками проекта стали воспитатели, родители и дети.
Цель проекта подарить детям праздничное настроение; формировать культуру празднования дня рождения; укреплять связи ДОУ с семьями воспитанников. Дать каждому ребенку почувствовать себя свою значимость в группе, осуществить функции лидера.
На подготовительном этапе мы заказали небольшой стенд «Наша звездочка» с информацией об имениннике (тайна имени и детский гороскоп) в приемную для родителей. Дети наглядно видят, кто побывал «звездой», а кому это еще предстоит.
В группу заказали интерактивный стенд именинника с использованием магнитов. На этом стенде выставляются фотографии детей –именинников по временам года. Дети сами в свой день рождения находят свою фотографию и помещают её на стенд. Приобрели колпачки для именинников, изготовили звезды-медали, родители связали торт, сшили чехол для стульчика именинника.
Основной этап.
Все дети группы готовятся к празднику именинника заранее. Дети и родители знают, что ребенок-звездочка проживает свой звездный день в детском саду по- особому распорядку, с соблюдением традиций.С самого утра торт и шарик в приемной символизирует всем о том, что в нашей группе праздник. Именинник, заходя в группу, слышит в свою честь звук фанфар. Приготовленная заранее родителями стенгазета вывешивается в группе на видном месте. Стенгазета рассказывает о самых интересных событиях в жизни ребенка.
Поздравляем ребенка, водим «Каравай», в хороводе каждый ребенок передает друг дугу разноцветный шар, одаривает виновника торжества своими пожеланиями.
А потом все вместе читаем стихотворение - пожелание:
-Будь здоровым!
-Будь счастливым!
-Будь как солнышко красивым!
-Будь как звонкий ручеек!
-Будь как бабочки игривы!
-Будь всегда трудолюбивым!
И расти большим, большим!
Вот таким, таким, таким (поднимают руки вверх).
Поднимаем именинника на стульчике, дарим медаль «Звезда», дарим подарки сделанные своими руками. А шарик пожеланий выпускаем в небо на прогулке.
А дальше начинается самое интересное.
В этот день именинник представляет экспресс- выставку. Это могут быть любимые игрушки, коллекции игрушек, рисунки, поделки ,журналы, книги и т.д. Ребенок все приносит из дома ,показывает детям, дает поиграть свои игрушки.
Каждый ребенок группы в течение календарного года по очереди занимает это почетное звание «Звездочки» и с большим азартом вместе с родителями готовит мини-рассказ о себе, оформляет персональную выставку.
Еще одной традицией этого особенного дня для ребенка- звездочки становиться право выбора любимых игр, совместно с воспитателем провести утреннюю гимнастику, физминутку, пальчиковую гимнастику.
В этот день ребенок-звездочка выбирает себе пару и первым выходит на прогулку, на музыкальное и физкультурное занятие. А также разрабатывается альбом именинников, где будут храниться значимые фотографии этого дня.
В заключении хотелось отметить, что проект у нас закончился, так как мы проводили своих воспитанников в школу. Проведенные яркие дни рождения сплотили детей и родителей. Каждый ребенок почувствовал себя значимым в коллективе, уверенным в себе.
Список литературы.
1. Е.С.Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ». Москва 2006.
2. С.Н.Захарова «Праздники в детском саду». Москва 2000
3. Т.Н. Липатникова «Праздник начинается». Ярославль 2001
4. И.Н.Курочкина «Культура поведения ребенка». Москва 2005
5. М.Ю.Картушина «Забавы для малышей». Москва 2007
6. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»:
- Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. Москва 2009.
7. Интернет ресурсы.