Организация эколого-туристической деятельности в детском саду

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Казьмирчук Светлана Семеновна

Организация: МБДОУ ДС №44 «Золушка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества.

Экологическое образование не является изолированным направлением (дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

В настоящее время существует множество программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, в которых представлено основное содержание работы, активно разрабатываются педагогические технологии экологического воспитания дошкольников, идет поиск новых методов и приемов. В связи с этим, ряд исследователей (Завьялова Т. П., Бочарова Н.И., Л Е. Куприна, Л. Павлова и другие) обращают внимание на использование эколого-туристической деятельности в условиях ДОУ.

Особая актуальность применения и расширения возможностей туризма как важного средства в решении образовательных задач отмечается в связи с проблемой экологии человека и природы. Сочетание терминов «экология» и «туризм» вошло в педагогическую литературу как «эколого-туристская работа» (Л Е. Куприна, 1990). Под содержанием этих терминов для детей дошкольного возраста понимается, прежде всего, игровая деятельность, основанная на краеведческом принципе, в процессе которой формируются экологические знания и нормы поведения в природном окружении.

Из всех видов деятельности человека туризм в наибольшей степени

приближает его к природе. Однако в современных условиях экологического кризиса, когда потребность человека в общении с природой возрастает, туризм нередко выступает как разрушающая сила по отношению к природной среде. В то же время правильно организованная туристская работа превращается в природоохранную силу и становится эффективным средством экологического воспитания.

Благодаря естественной обстановке, закладывать основы нравственных норм туристского природопользования можно очень продуктивно на фоне повышенного интереса детей.

К основным правилам туристского природопользования относят, прежде всего: бесшумное поведение в природе, выбор места для бивака, выбор и сбор топлива для костра, бережное отношение к растительному и животному миру. Во время прогулок обсуждаются факты отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду и находятся оптимальные решения к определенных случаях

Данный вид организационной работы с детьми в ДОУ еще не достаточно разработан и изучен. Организация эколого-туристической деятельности очень редко применяется воспитателями детских садов. Но туристическая деятельность в экологическом воспитании может и должна использоваться в качестве вспомогательного средства. Эколого-туристическая деятельность с одной стороны позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках экологического воспитания, а с другой способствует развитию интереса к путешествиям. Введение элементов туристической деятельности в учебно-воспитательный процесс даёт возможность воспитателю решить вопросы, от которых зависит успех его деятельности.

Эколого-туристические мероприятия преследуют различные цели и выполняют различные задачи. Например, это здоровый образ жизни детей, занятость детей, всесторонне развитие личности, патриотическое воспитание, экологическое воспитание и образование.

Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех-

четырехлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.

В зависимости от того, какие цели преследуют туристы, будет меняться содержание и название походов. Если решаются эколого-познавательные и природоохранные задачи, то поход будет познавательным или экологическим. Основными целями прогулок с дошкольниками могут являться: познание родного края, здоровый активный отдых, закрепление и углубление полученных знаний об окружающей среде, обогащение эмоциональной сферы ребенка, краеведческая подготовка

Одними из основных форм организации эколого-туристской деятельности в детском саду являются походы и экскурсии на природу.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные познавательные, нравственные и эстетические. Поход - это комплексное мероприятие, прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, мед-сестра воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы. Положительное воздействие на здоровье в походе дети получают от целого ряда факторов:

•Радостные чувства вызывают у дошкольников подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое (или редко посещаемое) и интересное место.

•Положительное воздействие на здоровье оказывает окружающая среда: чистый и насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, цветущие растения, изобилие зеленого (успокаивающего) тона, приятных лесных шумов.

•Длительный переход (пешком, на лыжах, велосипедах) на относительно

большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.

•Положительно на здоровье дошкольников влияют все походные мероприятия (подвижные игры, упражнения, соревнования, чередующиеся с отдыхом, закаливающие процедуры в особо жаркие дни и в благоприятной обстановке).

На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. (Их планируют воспитатель и эколог, согласуй между собой.) Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения (экосистемы), опыта посещения ее детьми.

На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора «своего» постоянного места - тропы, поляны, лужайки. Надо приучать детей любить свой дом, заботиться о нем, наводить в нем порядок. Правильная организация этой части похода очень важна - взрослые показывают дошкольникам, как они там относятся к природе, как любят ее на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.

Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории - педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто, ухожено. И, наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми, даже если на них много цветущих растений. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное

окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми, что позволит составить точный маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, определить содержание наблюдений и других видов деятельности

Ценной является работа по карте-схеме: воспитатель и дети вместе прослеживают маршрут, обсуждают, что можно увидеть, кого можно встретить, вспоминают правила поведения на природе, правила безопасности и туризма. Такая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Выделяют следующие виды экскурсий (исходя из содержания знаний, предлагаемых в ходе экскурсии детям):

- в лес, парк, сквер, на водоем (т. е. на естественные объекты природы):

- на сельскохозяйственные объекты (на огород, на ферму, в плодовый сад).

Для определения места эколого-туристической деятельности в педагогическом процессе, её влияния на экологическое развитие детей было осуществлено экспериментальное исследование. Оно включало II этапа - констатирующий и формирующий эксперименты, которые проводились в 2008-2009 учебном году в ДОУ №24 г.Ельца

Констатирующий эксперимент показал, что воспитатели старшей группы

используют в своей работе различные прогулки, экскурсии, считают их необходимым средством экологического воспитания дошкольников. Однако анализ планов работы за год показал, что они занимают не значительное место в педагогическом процессе данной возрастной группы. Основными задачами их было: всестороннее развитие детей, воспитание любви к родному краю, к труду, к природе, но воспитатели не в полной мере учитывают возможности разнообразной туристической деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

В ходе наблюдений за поведением и деятельностью детей удалось выявить, что они с желанием стремятся участвовать в прогулках, экскурсиях, подвижных играх, творческих заданиях экологического содержания.

Анализ условий, созданных в детском саду для организации туристической деятельности, показал, что в данном дошкольном учреждении есть достаточно хорошо спланированный и озелененный участок детского сада, в ближайшем природном окружении есть интересные природные объекты и комплексы, которые можно посетить с детьми. Но все это мало используется в организации эколого-туристической деятельности в детском саду.

В ходе изучения деятельности экспериментального дошкольного учреждения по использованию эколого-туристической деятельности была выявлена необходимость в оптимизации этой работы. Для реализации данной цели нами было выделено три направления работы:

1. с педагогами ДОУ;

2. с детьми старшего дошкольного возраста;

3. с родителями.

Для успешной работы воспитателей нами был осуществлен анализ ближайшего природного окружения, определены наиболее интересные объекты для изучения, в соответствии с требованиями программы для детского сада и возможностями детей старшего дошкольного возраста, спланированы мероприятия по внедрению эколого-туристической деятельности в педагогический процесс детского сада.

Кроме этого, мы предложили провести методический семинар посвященный эколого-туристической деятельности. Цель данного семинара – повышение компетентности воспитателей по вопросам организации эколого-туристической деятельности в условиях детского сада.

В первой части работы мы посчитали возможным предложить педагогам ДОУ следующие вопросы для обсуждения:

1. Краткое введение воспитателей в проблему.

2. Как правильно включать в учебный процесс восприятие объектов и явлений природного и социального окружения в естественных условиях.

3. Возможности проведения туристической деятельности в условиях детского сада.

4. Растения и животные нашего края

5. Анализ ближайшего природного окружения, выбор наиболее интересных мест для посещения в ходе эколого-туристической деятельности.

Для воспитателей были разработаны рекомендации по методике проведения туристических походов с детьми.

Следующим этапом нашей работы было планирование эколого-туристических мероприятий по ознакомлению детей с природой родного края. Мы спланировали работу по сезонам, чтобы дать воспитателям возможность варьирования мероприятий по месяцам.

1. «Рябина и рябинка». Задачи: развивать у детей представлений о растениях ближайшего окружения, учить сравнивать, находить общее и отличия и делать обобщения.

2. Экскурсия на луг «Осенний хоровод». Задачи: сформировать у детей представление о том, что луг – это сообщество многолетних, светолюбивых травянистых растений.

3. Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима». Задачи: Продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой, вспомнить, каким парк был осенью, как и почему он изменился.

4. Экскурсия в ельник. Задачи: систематизировать знания детей о

деревьях и кустарниках, характерных для ельника; обратить внимание детей на зависимость жизни животных от условий окружающей среды; воспитывать любовь к природе родного края.

5. «Весенняя экскурсия на луг». Задачи: развивать у детей способность к установлению особенностей сезона.

6. . Поход в лес «Можно ли бросать мусор в лесу». Задачи: обобщить знания детей о лесе; познакомить с опасными для здоровья лесными растениями нашего региона; воспитывать любовь к родному краю.

7. Экскурсия к реке. Задачи: сформировать у детей представления о реке как о сообществе водных и наземных растений и животных и т.д.

Эффективное взаимодействие ДОУ с родителями решает множество проблем. Родителей важно вовлечь и заинтересовать эколого-туристической деятельностью детского сада. Родители могут участвовать в экскурсиях, походах, туристических прогулках. Родители могут пойти одной своей семьёй. Наиболее оптимальным является объединение двух-трёх семей, в составе которой есть 2 – 3 ребёнка. В этом случае гораздо легче организовать детское общение и отдых на привалах. Самым удачным вариантом будет состав группы из 9 – 12 человек. В этом случае она наиболее мобильна, при этом интересна и разнообразна организуемая совместная деятельность на маршруте и привале.

Для родителей были разработаны методические рекомендации по организации и проведению туристических походов с детьми, организации их досуга, подбору оборудования. В групповом уголке для родителей была помещена карта Липецкой области, г.Ельца и микрорайона с обозначением мест, которые можно посетить с детьми дошкольного возраста.

Спроектированные нами мероприятия по внедрению эколого-туристической деятельности в педагогический процесс старшей группы ДОУ были подвергнуты анализу со стороны дошкольных работников, получили поддержку, частично апробированы. Работа по их реализации будет продолжена в экспериментальном ДОУ.

Опубликовано: 23.09.2016