Становление певческой культуры детей старшего дошкольного возраста как педагогическая и методическая проблема

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Гордиенко Галина Николаевна

Организация: МАДОУ ДС №38 «Домовоенок»

Населенный пункт: ХМАО- ЮГРА, г. Нижневартовск

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет художественно – эстетическое направление, как одно из приоритетных направлений в развитии детей дошкольного возраста и даёт ему следующую характеристику: «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»[8,c.9]

Пение – удивительное искусство, имеющее ряд особенностей, которые позволяют считать его прекрасным средством осуществления музыкального воспитания дошкольников. Это одно из могучих средств формирования личности ребенка, развития его творческих способностей и музыкального вкуса, которое требует высокого художественного уровня исполнения. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблеме изучения певческих умений детей старшего дошкольного возраста посвящено значительное количество исследований. В педагогических трудах Л.А. Венгрус, Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, И.Л. Дзержинской и др. подчеркивается, что пение является фундаментом, на котором строится дальнейшее музыкальное развитие ребенка. Многие авторы объясняют это тем, что певческая деятельность – один из самых доступных и поэтому привлекательных для ребенка видов музыкальной деятельности. Ведь каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос (от лат. vox), который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Этим инструментом человек может воспользоваться всегда и в любое время на протяжении всей жизни. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству»: «Пение первоначально и существенно подобно разговору» [//]. Знаменитый венгерский педагог и композитор Золтан Кодаи, считал пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путём их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия».

Вокальное воспитание в детском возрасте способствует формированию не только певческого голоса, но и становлению общей певческой культуры. Основной путь вокального воспитания заключается в создании условий, при которых процесс формирования певческих навыков мог бы осуществляться естественно и последовательно с самого начала и до конца.

Певческая культура детей старшего дошкольного возраста считается одной из наиболее важных проблем музыкального развития детей. Под певческой культурой мы понимаем следующие взаимосвязанные компоненты: певческий опыт, певческую грамотность, творческое развитие и владение голосом как «инструментом» духовного самовыражения. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческой культуры, связью со здоровьем детей, влиянием певческой деятельности на формирование у детей системы музыкальности в целом. Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений'' [1] .

В России интерес к вопросам музыкального воспитания детей сформировался в последнее десятилетие восемнадцатого века. В то время музыкальное воспитание связывалось с общекультурными и социально-нравственными проблемами. Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков – просветитель, педагог этой эпохи. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами». Владимир Федотович Одоевский – выдающийся русский музыковед, ученый, публицист и общественный деятель, предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования. В своих многочисленных статьях Одоевский выступал активным сторонником и пропагандистом выдающихся достижений русской музыкальной классики.

В девятнадцатом веке актуальным было обучение детей церковному хоровому пению. Центрами образования были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия по хоровому пению. Дети из низших слоев общества обучались предпочтительно в монастырских школах, а также у священников “мастеров грамоты”. Наравне с мастерами грамоты были и мастера пения, которые специально обучали детей пению. С появлением частных школ и индивидуального обучения, пение стали включать в число основных предметов. А.Е. Варламов, композитор и педагог, один из основателей русской вокальной школы говорил о необходимости и продуктивности раннего обучения вокальным навыкам. Он считал: "если учить ребенка петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, что взрослому даётся с трудом".

В наше время, на развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Л.А. Венгрус, Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, И.Л. Дзержинской и др. Они разработали теоретические основы для построения системы музыкального воспитания в советский период, их идеи актуальны и сегодня.

За рубежом среди массового музыкально-эстетического воспитания ХХ века наиболее известными стали системы музыкального воспитания З. Кодаи, М. Монтессори, К.Орфа.

«Шульверк – Музыка для детей» (автор – Карл Орф, немецкий композитор и педагог) – система музыкального воспитания подходящая для всех детей, а не только для музыкально одаренных. Основа которой строится на развитии творческих умений в каждом ребенке в процессе элементарного музицирования. Идея была настолько плодотворной, что нашла отклик и у педагогов-музыкантов других стран. Возник даже новый термин «орф-педагогика». Главный принцип орф-педагогики — «учимся, делая и творя»— позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. Играют дети на самых простых, чаще всего на ударных, шумовых инструментах. Важно также движение ребенка под музыку. Полезно будет разыгрывать с ребенком знакомые детские песни. Можно совмещаться игру на инструментах (барабанах, бубне, ложках, металлофоне и др.) и «звучащие жесты» — хлопки в ладоши, топанье ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и т. д. Так первые опыты музицирования превращаются в развлечение, увлекательное действие, одновременно формируя творческую фантазию, прививая любовь к пению и развивая чувство ритма.

Мария Монтессори итальянский педагог, врач, долгое время была руководителем детского сада для детей с ограниченными возможностями, научилась чутко чувствовать психологию детей и установила, что музыка – необходимая и очень важная составляющая воспитания. Она применила в своем саду по музыкальному воспитанию, систему воспитания Карла Орфа, но так же внесла туда и свои, абсолютно уникальные черты. По мнению М. Монтессори, важной задачей для родителей является создание развивающего пространства для ребенка. Нужно, чтобы всё, что может понадобиться, было под рукой, а ребенок уже сам сделает свой выбор. Например, инструменты, которые рекомендует К.Орф, можно положить перед ребенком, а он уже выберет тот, что понравится ему больше всего и именно тогда, когда посчитает нужным. Музыкальное развитие ребенка в рамках системы носит поэтапный характер. Первый — развитие внимания к звукам, окружающим ребенка; второй- выявление и закрепление ритмического восприятия музыки; третий - формирование мелодического и гармонического слуха. Первый опыт общения с музыкой приобретается в подготовительных упражнениях - на «слушание тишины», воспроизведении шумов и звуков, манипуляций с шумовыми коробочками. Воспитывать чувство слуха педагог предлагала в «абсолютной тишине». По мнению М. Монтессори для этого необходимо проводить уроки тишины, в ходе которых «душа ребенка приобретает свою собственную награду и духовное наслаждение». Ритмическое чувство М. Монтессори предлагает формировать маршировкой под музыку различных темпов, громкости, в выполнении простых движений — ходьбы, бега, к которым добавляются более сложные элементы рук, ног, корпуса, танцевальные движения. В книге «Мой метод» этот выдающийся педагог писала: «Музыкальное воспитание требует осторожного методического подхода. Ребенка нужно захватить, очаровать любым способом»

Мелодический и гармонический слух по системе М. Монтессори развивают с 3-х лет с использованием специальных колокольчиков. Колокольчики Марии Монтессори – это сенсорный материал, который естественным путем раскрывает музыкальный слух ребенка, заложенный природой в каждом человеке независимо от того, назначено ему быть музыкантом или нет. Колокольчики притягивают внимание малышей. Дальше дети учатся различать музыкальные звуки, знакомятся со звукорядом, читают ноты с помощью специальных нотных досок. Кроме колокольчиков используются еще ( барабан, упрощенные лира и арфа) игра на которых вместе с пением педагога поможет «вступить в общение...с душой ребенка», при этом следует соотносить ритмическую сложность песен с возрастными возможностями — поскольку песню должны подхватывать дети. Использование духовых инструментов - труб, по мнению М.Монтессори, вызывает непосредственные ритмичные мускульные движения и приближает детей к простым танцевальным движениям.

Также немалую известность получила система музыкального воспитания венгерского композитора и педагога З. Кодаи. Особенностью этой системы является опора на народную музыку, воспитание музыкальной культуры детей через активное развитие их музыкальных способностей.

Основные положения его системы:

  • не бывает немузыкальных детей. Есть немузыкальные взрослые, в детстве их музыкальность не заметили, забыли, не развили. З.Кодаи считал, что занятия музыкой должны быть ежедневными, и уделять им нужно больше всего времени.
  • в музыкальном образовании важно пение и запись мелодии на слух. Голос – лучший и наиболее доступный инструмент, как говорил З. Кодаи. Поэтому всегда на первое место он ставил пение, а не игру на инструментах.
  • воспитание будет неполным без музыкальной составляющей. Хороший музыкальный слух нужно воспитывать в каждом человеке, это задача не только семьи, но и общества, государства.

З. Кодаи считал что пение играет огромное значение, так как с одной стороны, оно должно обеспечить ведущую роль внутреннего слуха в музыкальной деятельности (в процессе инструментального обучения через сольфеджио); с другой стороны, еще и потому, что этот общедоступный, бесплатный инструмент способен включить всех в активную музыкальную жизнь, ведь только это может привести к становлению певческой культуры дошкольников. Следует отметить, что пение ведет к цели лишь в том случае, если благодаря ему ребенок всей душой сблизится с музыкой и если путь, выбранный педагогом, ведет к познанию истинных произведений, шедевров музыкальной культуры.

Так как в процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокальных навыков. Пение способствует развитию но и укреплению легких и голосового аппарата, вырабатывает правильную осанку у детей. Пение способствует развитию внимания, памяти, мышления а также развитию речи. Медленное, протяжное проговаривание слов нараспев, помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. В процессе слушания и исполнения вокальных произведений, дети учатся эмоционально откликаться на них, воспринимать их художественные образы, понимать содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуют на чувства детей, вызывают определенные отношения к тому, что в них передано, развивают нравственные качества растущей личности.

Пение вызывает эстетические переживания не только у самих исполнителей, но и у тех, кто их слушает, только в том случае, если исполнители глубоко проникнут в содержание произведения и исполнят его красиво и выразительно. Поэтому очень важно научить детей проявлять эмоциональность, подходить творчески к исполнению произведения, учить передавать в своем исполнении чувства и мысли, заложенные в произведении. Только при этом условии пение становится по-настоящему воспитательным процессом и способствует становлению певческой культуры детей.

Важным условием становления певческой культуры дошкольников является приобщение детей к певческой деятельности. Особое значение имеет репертуар, который осваивается в определенной системе и последовательности. Во многом успех работы зависит от умений педагога, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих умений, музыкальных и творческих способностей. Существуют различные методики вокального воспитания, которые способствуют формированию певческих умений детей старшего дошкольного возраста и становлению певческой культуры в целом. Такие как: Д.Е.Огороднов «Методика музыкально-певческого воспитания» (комплексное развитие всех музыкальных способностей при бережном воспитании голоса). Л.А. Венгрус «Методика профессионализации обучения»( метод начального интенсивного хорового пения, предполагает индивидуальную постановку голоса в технике сильного импеданса и формирование «фундамента музыкальности» в процессе хорового пения.) и др.

В 1981 году Т. Вендровой введен прием «пластическое интонирование». Автор считает, что выполнение движений помогает детям лучше воспринимать музыку, выявляя ее интонационно-образное содержание через жесты и характерные движения. На основе свободного эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу своеобразного пластического интонирования происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный на развитие музыкального восприятия. Пластическое интонирование помогает передать музыкальную ткань в целостности.

Движения во время исполнения произведения, как правило, активизируют эмоциональные проявления детей. Песни с движениями дети исполняют охотнее, нежели без них. Выполнение движений во время пения требует от детей сосредоточенности, распределения внимания и больших физических нагрузок. Поэтому при выборе репертуара для такого вида деятельности нужно учитывать, все нюансы, поэтому песни должны быть более спокойного характера. При выполнении резких движений дыхание у детей учащается, и пение становится невыразительным, прерывистым. В дошкольном возрасте дети быстрее научатся слушать, понимать, принимать и осмысленно исполнять песенный репертуар через песни более спокойного характера. В начале учебного года необходимо использовать несложные песни с короткими фразами, с небольшим диапазоном а затем более сложные, различного характера, с разнообразными, но спокойными движениями.

В музыкальной педагогике существуют разнообразные виды разучивания песен. Наиболее интересной на наш взгляд считается методика разучивания песни, предложенная В.Коэн. Рассматривая методику разучивания песни с использованием пластического интонирования, следует вывод, что движение является неотъемлемой частью полноценного восприятия музыки детьми. Смысл этой методики заключается в том, чтобы дать педагогу возможность несколько раз спеть песню так, чтобы её мотив постепенно запомнился без привычного разучивания «по фразам», а детям внимательно вслушаться в это пение. Лучше всего запоминается мелодия, которая звучит там, где всё максимально приближенно к естественным условиям, а именно услышанную неоднократно от мамы, друга, в телепередаче, на диске или по радио.

В данной методике может возникнуть проблема в том, как побудить ребёнка прослушать несколько раз незнакомую мелодию песни, обращая внимание на её особенности (структура, интонация), при этом сохраняя к ней интерес. В.Коэн считает, что существует множество способов непевческого участия детей в исполнении педагогом песни так, чтобы интонации её как бы невзначай входили в сознание.

Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений рук, корпуса. Эффективным приёмом данного метода, является «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки, когда дети передают движениями все контрастные изменения в соответствии с характером музыки. Таким образом метод пластического интонирования является наиболее эффективным в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование элементов пластического интонирования в образовательной деятельности помогает развивать в детях способность внутреннего проигрывания музыки, пластического пропевания её каждой клеткой своего тела, ведь чем осмысленнее будет освоение детьми музыки, тем действеннее, прочувственнее станет её исполнение.

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности, которое так же способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальном развитию, воспитанию духовного мира, становлению воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.

Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение произведений требует овладения необходимыми певческими умениями.

Возможно, самым сложным и важным моментом в любой работе педагога, является подведение итогов - оценка результатов деятельности. Основным ее критерием считается выполнение намеченных в самом начале целей и задач.

Основные достижения в реализации заявленной проблемы:

  • создавая на каждом занятии у детей общее положительное отношение к тем сведениям, которые хотела им передать, атмосферу общей привлекательности, мне удалось значительно увеличить долю эмоциональной нагрузки. Это, в свою очередь, сформировало у детей особую потребность, желание как можно чаще общаться с музыкой, рассуждать о ней.
  • повышение мотивации учения у детей: приятно осознавать, что у них появилось стремление научиться красиво петь, с этой целью дети старательно выполняют все упражнения, пытаясь достичь хороших результатов.
  • качество детского пения становится более совершенным. Звучание голоса приобретает гибкость, звонкость, легкость. Дети достаточно легко изменяют регистр голоса от низкого к высокому и наоборот, умеют постепенно усиливать и ослаблять звучание от тихого к громкому, равномерно распределяя дыхание. Пение становится выразительное и мелодичное, принимает правильную певческую установку.
  • отмечаются изменения в психологическом микроклимате занятий: слабо поющие дети перестают чувствовать себя скованно среди "сильных"детей. Различные формы работы по развитию певческой культуры помогли развить в них чувство коллективизма. Дети стали свободнее, они научились радоваться успехам своих друзей.
  • значительно пополнился словарный запас малышей за счет музыкальной терминологии и заучивания текстов музыкальных произведений. Дети легко и свободно излагают свои мысли, рассуждают по поводу услышанного, доказывают свою, отличную от мнения других, точку зрения.

В качестве эксперимента было проведено исследование сформированности вокальных умений у детей старшего дошкольного возраста на основе методик Н.А.Ветлугиной «Уровень музыкального развития детей, раздел «Пение», К.В.Тарасовой. «Методика развития звуковысотного слуха), О.П. Радыновой «Развитие музыкально-слуховых представлений», М.Л.Лазарева. «Методика развития дыхания». Исследование оценивалось по критериям:

  • особенности голоса
  • развитие дыхания
  • развитие звуковысотного слуха
  • вокально-хоровые навыки

Оценка уровня певческих умений детей старшего дошкольного возраста с опорой на выделенные критерии проводилась по трем уровням: высокий, средний, низкий. Анализ результатов исследования показал, что только

1 воспитанник (5%) данной группы справился с большинством предложенных заданий, уровень певческих умений в соответствии с предложенными критериями является высоким.

11 воспитанников (55%) данной группы наблюдаются затруднения при выполнении заданий, уровень

певческих умений в соответствии с выделенными критериями считается средним.

8 воспитанников (40%) не справились с большей частью предложенных заданий, что свидетельствует

о низком уровне певческих умений в соответствии с выделенными критериями.

Таким образом, проблема становления певческой культуры детей старшего дошкольного возраста является актуальной и требует глубокого внимания и систематического изучения. Занятия пением для детей – это не только музыкальное развитие ребенка, но и развитие гибкости и подвижности его мышления! Какую бы профессию не выбрал ребенок в будущем, уверенное владение своим голосом, широкий музыкальный кругозор и правильно сформированный художественный вкус помогут ему уверенно чувствовать себя в любой социальной среде.

 

Литература

 

  1. Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'' М., ''Просвещение'', 1989.
  2. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
  3. Добсаи Л. Метод Кодая и его музыкальные основы.
  4. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия // Сост. О.А. Апраксина. - М., 1990 .
  5. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - Л., 1967.
  6. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- Киев, Музична Украина, 1988.
  7. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.
  8. Федеральны государственный образовательный стандарт дошкольного образования Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение,2013.

 

 

Опубликовано: 09.08.2021