Технология Л.В. Лебедевой «Обучение детей пересказу с использованием опорных схем»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Суманеева Юлия Анатольевна

Организация: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 114»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют, родителям уделять» достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Опорные схемы облегчают запоминание у детей. Схема является средством активизации познавательной деятельности детей, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между событиями произведения, систематизировать, обобщать изучаемый материал.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Над вопросами развития речи детей дошкольного возраста работали в разных аспектах: Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Короткова Э.П., Бородич А.М., Усова А.П., Соловьева О.И. и другие авторы. Особое значение пересказа в развитии связной монологической речи детей подчеркивают такие исследователи, как В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Э.П. Короткова, Ф.А. Сохин и другие. Пересказ – является более легким видом монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Различают несколько видов пересказов: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

Цель: Развитие умения у детей среднего дошкольного возраста пересказывать художественные произведения, используя опорные схемы.

Задачи:

  • Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;
  • Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;
  • Осваивать методы и приемы запоминания, их осознанное применение;
  • Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения;
  • Воспитывать умение слушать товарищей.

Требования к пересказам детей:

  • Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.
  • Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие пропусков существенных элементов текста, нарушающих логику изложения.
  • Последовательность и связность пересказа.
  • Использование слов и оборотов авторского текста и удачная замена отдельных слов синонимами.
  • Плавность пересказа, отсутствие длинных, лишних пауз.

Средней группы, проводятся специально организованные занятия по обучению детей пересказу. Пересказ является новым, для детей, видом речевой деятельности, поэтому становится важным вызвать у детей интерес к пересказыванию произведений, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо также учитывать особенности детского восприятия художественных литературных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На первых занятиях детям предлагают к пересказу сказки, хорошо знакомые им ранее, а на следующих – новые, только, что прослушанные тексты.

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребёнок должен усвоить. Схемы должны «рождаться» на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Главная цель графических схем – сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся. Схема требует от ребенка самостоятельного размышления и приводит к обобщению, является средством активизации познавательной деятельности детей, средством целостного осмысления материала, также служит приёмом, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, систематизировать, обобщать изучаемый материал.

Этапы работы с опорными схемами.

Введение элементов схем, символов. Обозначения: цвета; формы; величины; действия и т.д.;

Использование элементов опорных схем, символов во всех видах непосредственно образовательной деятельности, в различных видах деятельности. У ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален;

Творческое создание детьми опорных схем. По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.

Опорные схемы помогают развивать:

  • ассоциативное, образное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • способность к визуализации;
  • воображение.

Алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу текста художественной литературы с опорой на схемы:

  • Предварительная работа;
  • Организационный момент;
  • Подготовка к восприятию текста;
  • Чтение рассказа;
  • Содержательный и языковой разбор текста;
  • Лексико-грамматические упражнения по тексту;
  • Повторное чтение;
  • Моделирование рассказа с помощью схем;
  • Пересказ по плану с наглядной опорой в виде схем;
  • Подведение итогов занятия.

Результативность применения опорных схем при пересказе заключается:

  • активизации мыслительной деятельности детей;

  • формировании навыков восприятия информации, соотнесении её с ранее усвоенной;

  • повышении интереса воспитанников к изучаемому материалу;

  • развитии речи детей и их творческого потенциала.

Используя в своей работе технологию опорных схем, можно отметить, что память дошкольников укрепляется, становится более цепкой, образное мышление развивается, дети запоминают тексты намного легче, большие по объему, запоминание проходит легче и эмоциональнее.

Таким образом, с помощью использования схем удалось достичь следующих результатов: у детей появился интерес к заучиванию стихов, желание пересказывать тексты, придумывать истории; дети научились преодолевать робость, застенчивость, стали свободно держаться перед аудиторией. Поэтому данная работа с дошкольниками способствует не только их подготовке к обучению в школе, но и формированию у них одной из ключевых компетенций владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

Используемая литература.

  1. Нина Гурьева «Год до школы. Развиваем память» (упражнения по мнемотехнике для формирования навыков запоминания) Санкт-Петербург» Светлячок» 2000г.;
  2. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская. «Детство-Пресс» 2010г.;
  3. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : учеб.-метод. пособие / Т. В. Большева ; 2-е изд., испр. и перераб. - СПб. : Детство-Пресс, 2005;
  4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

 

 

 

 

Опубликовано: 04.05.2021