Создание этнокультурной среды для дошкольников

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Урванова Наталья Юрьевна

Организация: МБДОУ детский сад 56

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

Образовательная область « Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и культурном воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре.

Одно из направлений работы нашего детского сада – приобщение детей к русской национальной культуре, познанию ее прошлого. Эта задача реализуется в интеграции всех пяти образовательных областей указанные во ФГОС дошкольного образования.

  • Социально-коммуникативное развитие осуществляется благодаря закреплению полученных знаний в детском саду через сюжетно - ролевые игры, игры с правилами, а также формирование толерантного поведения в мультикультурной среде, знакомства с крестьянским трудом; воспитание уважительного отношения к труду;

  • Познавательному развитию способствует изучение народного календаря, связанного с временами года, что позволяет лучше узнать и полюбить природу.

  • Речевое развитие происходит за счет обогащения словарного запаса детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями, знакомства со сказками, лучшими произведениями русских писателей и поэтов, а так же рассказами о святых и защитниках русской земли;

  • Художественно-эстетическое развитие включает приобщение воспитанников к художественному труду (изготовление кукол, поделок к праздникам), знакомство с русскими народными промыслами, картинами русских художников, народными песнями и танцами, русскими народными и православными праздниками;

  • Физическое развитие осуществляется в ходе освоения детьми народных игр. Это дает возможность решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.

Одна из форм знакомства детей с русской национальной культурой - создание этнографической комнаты музея народного быта « Русская изба», мини музеев, театральных уголков, выставок декоративно-прикладного искусства. Погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет ребенку получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира.

В настоящее время в нашем музее « Русская изба» собрана уникальная коллекция старинных русских предметов быта, широко представлена крестьянская утварь (самовар, ухват, коромысло, прялка, настенные часы – ходики, керосиновая лампа, люлька, печь с дровами и чугунком). На полках расставлена старинная деревянная и керамическая посуда: горшки, сито, черпаки. Избу украшают вышивки, рушники, салфетки, самотканые половики, скатерти ручной работы, гжельская керамика, изделия хохломской росписи, куклы в национальных костюмах, народные куклы-самоделки, объемные куклы : дед и бабка, Аленушка, Иванушка, колобок и свинка Ненила, сделанные руками педагогов нашего детского сада, старинные музыкальные инструменты: гармонь, деревянные ложки.

Все экспонаты музея собраны и привезены педагогами из деревень, Вологодской, Ивановской, Курской, области. Здесь дети знакомятся с устройством быта русского человека, узнают историю тех или иных предметов, сравнивают их с современными аналогами и на основе этого высказывают свои представления об окружающих их предметах. Воспитанникам очень нравится в непринужденной домашней обстановке, посидеть на деревянных лавочках, послушать русские сказки, колыбельные песенки, отгадывать загадки, играть в дидактические игры.

Так, как наш музей русской избы имеет небольшое помещение и многие экспонаты не всегда удобно рассмотреть с группой детей. Мы организовываем тематические выставки, оформляем полочки красоты, создаем мини музеи народных промыслов и декоративно-прикладного искусства в группах. Показывая разные предметы народного творчества, обращаем внимание детей на их художественные достоинства и эстетическую ценность. Выставка «Матрешка», «Павловские платки», «Гжельской керамики», «Дымковской глиняной игрушки», « Хохломских изделий» индивидуальны и неповторимы. Оформляя в группах выставки предметов народного творчества, мы стараемся не превращать их в выставочный зал, а делаем эти предметы доступными, чтобы дети могли их использовать как в игре, так и на занятии - это расписные матрешки, лошадки, деревянная посуда, подносы, украшенные декоративной росписью, музыкальные инструменты, декоративные свистульки, дымковские игрушки, народные куклы.

Русская традиционная кукла - это инструмент трансляции этнокультурных ценностей. Для этнических кукол характерно отсутствие системы раскроя все детали делаются на «глазок», за счет этого достигается максимальная индивидуализация работ, развитие фантазии. Очень глубокий смысл этого дела состоит в том, что создавая свою куклу, - творишь собственную судьбу. По народным представлениям, чем больше сил вкладываешь в работу, тем больше кукла будет помогать в жизни, будет оберегать и защищать. Создавая в нашей группе выставку – коллекцию « Народная обрядовая кукла - оберег», определили главную цель нашей работы - способствовать единению семьи, приобщать детей и родителей к народной культуре через совместное творчество. Сформировали основные задачи: привлечь внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства, развивать фантазию и творческое воображение, знакомить с элементарными приемами рукоделия. Многие родители нашей группы «Кораблик» заинтересовались изготовлением народной куклы - оберег, особенно мамы, со своими детками. Поэтому мы решили провести семейный клуб «Содружество» с мастер- классом по изготовлению куклы – кувадки, а поделиться знаниями и научить основным приемам изготовления бесшовной народной куклы помогла нам давний партнер, педагог дома творчества Ноздрачева Татьяна Валентиновна. Дети и родители увлеченно на занятии создавали каждый свою куколку, подбирали тряпочки, закручивали тельце куклы, украшали ее ниточками. Проведенный мастер класс не прошел даром, и очень быстро наша выставка пополнилась куколками, которые не помещались на одной полочке, и пришлось создать мини музей в группе. Родители вместе с детьми с интересом пополнили его народными куколками - оберегами « День и ночь», « Крупеничка», «Травница», « Владимирская Столбушка», « Рождественские ангелочки», «Колокольчик», а некоторые семьи проявили творчество в изготовлении своих семейных кукол, например кукла « Принцесса на горошине (семья Вики Царевой), « Денежный домовенок» (семья Тимофея Жуланова), « кукла Алиса» (семья Алисы Калиной), «Кукла Вязальщица» (семья Ксении Клиновой). Многие родители настолько были увлечены данной работой, что некоторые из них вместе с детьми посетили центральную городскую библиотеку и участвовали в мастер – классе по изготовлению рождественских ангелочков.

Педагоги нашего детского сада, освоившие различные технологии изготовления обрядовых кукол с большим желанием провели занятия со своими детьми по изготовлению народной куклы и сделали обереги для своих групп:

  • У самых маленьких воспитанников кукла оберег - зайка с ним не грустно и не страшно, он одновременно друг и игрушка;

  • В группах младшего возраста покой, и сон охраняют куклы Кувадки и Пеленашки;

  • У воспитанников средней группы кукла « Колокольчик»- для хороших новостей и радостного настроения.

  • Воспитанников старшей группы оберегает кубышка – кукла, сидящая на мешке с ароматными целебными травами, защищающая от болезней.

  • Воспитанники подготовительной группы с куклой масленицей, которая выполняет желание в течение года.

В январе 2014 года группы нашего детского сада « Кораблик», «Радуга», «Звездочка» участвовали в международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы», для которой изготовили кукол – кувадок, больше всех сделали дети группы « Радуга» с воспитателем Екимовой Валентиной Витальевной - было сделано 22 кувадки.

Не менее важным объектом развивающей среды в группе является уголки музыкально-театрализованный деятельности. Именно театрализованные игры помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. При создании развивающей среды мы особое внимание уделили подбору реквизитов по замечательным русским народным сказкам. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. На полочках театрального уголка расположился настольный театр « Репка», би-ба-бо « Колобок», бумажный « Гуси лебеди», пальчиковый « Теремок», театр масок « Три медведя», « Маша и медведь», « Заюшкина избушка».. Каждая группа имеет свой театрализованный уголок с расписной ширмой, реквизитом и куклами для игр и представлений, а музыкальный зал украшает ширма для кукольного театра с красивой резьбой по дереву

Игровые костюмированные мероприятия включают в себя элементы драматических и театральных форм игры. Разнообразие костюмов для взрослых, детей русского фольклора, сказочных персонажей украшают театры, праздники и развлечения в нашем детском саду.

Особой популярностью в нашем детском саду пользуется и коллекция кукол в русских народных костюмах, народов ближнего зарубежья и бывших республик СССР. Кукла в башкирском, татарском осетинском и армянском костюме.

Целенаправленно организованная этнокультурная среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому этнокультурная среда в ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Опубликовано: 21.09.2016