Взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Шихатова Галина Ивановна

Организация: Иловский детский сад

Населенный пункт: Белгородская область, с. Иловка Алексеевского ГО

Автор: Черных Ольга Владимировна

Организация: Иловский детский сад

Населенный пункт: Белгородская область, с. Иловка Алексеевского ГО

Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие за последнее время в школе серьезные преобразования, введение новых образовательных стандартов и программ, интенсификация обучения обусловили предъявление высоких требований к будущим первоклассникам.

Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.) [3, 357]. В них подчеркивается, что подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Большое количество разнообразных исследований однозначно показывают, что для повышения эффективности подготовки детей к школе необходимо преодолеть возникшую дистанцию между родителями и детским садом. Возникшую задачу можно осуществить путем осознанного, активного включения родителей и педагогов в совместный процесс воспитания ребенка. Таким образом, в период подготовки детей к школе особенно обостряется актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на некоторых принципах, одним из которых является: «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями». [6]

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, теперь центром этой системы является гуманизация и деидеологизация педагогического процесса, целью которого теперь становится не воспитание ребенка как члена общества, а свободное развитие личности [4, 43].

Немаловажную роль в формировании готовности к школьному обучению играет семья дошкольника. От того, какие традиции приняты в семье, какое место занимает будущий школьник, какова воспитательная линия членов семьи по отношению к нему, зависит очень многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные сведения об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Сила воспитательного влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в различных ситуациях и условиях, поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Тем более что, обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а организованные родителями игры и занятия дают хорошие результаты, даже если им отводится немного времени.

Одним из главных условий подготовки к школьному обучению в семье является постоянное, осуществляемое в разных формах, сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Доказано, что умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать, поэтому важно приучать детей любое начатое дело доводить до конца.

Переживание успеха – еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом, но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Не следует забывать о том, что успешность обучения в школе будет зависеть от уровня сформированности разных сторон речи. Известно, что в результате общения с родителями дошкольник к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением и письмом в школе. [ 5, 197]

Понятие «подготовка к школе» рассматривается как комплексный, а также достаточно длительный процесс дошкольного образования ребенка, отличающийся своей систематичностью в условиях детского сада или семьи. Если рассматривать компоненты готовности ребенка к школе, то можно говорить о том, что она включает в себя сформированность предпосылок к учебной деятельности таких как умение ребенка действовать согласно системе определенных правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, выполнять задание по образцу. Подобные умения характеризуют переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Родителям не всегда знакомы подобные составляющие готовности ребенка к учебной деятельности, поэтому воспитателю подготовительной к школе группе необходимо информировать родителей о подобных возрастных особенностях.

В нашем детском саду мы организовали семейный клуб «Школа для родителей будущего первоклассника» с целью установления сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе; формирования у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.

Задачи работы родительского клуба:

  • приобщить родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
  • подготовить родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик»;
  • формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем.

Для эффективной организации работы клуба используются разнообразные формы: консультации родителей у психолога по вопросам уровня готовности ребенка к школе и организации подготовки к школьному обучению; выступление психолога на родительских собраниях на темы "Как помочь ребенку подготовиться к школе?", "Что делать, если ребенок не готов к школе?" и т.д.; участие родителей в работе ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) ДОУ для совместной помощи ребенку по подготовке к школе и для решения проблемных ситуаций, а также для подготовки документов на Алексеевское ТПМПК; деловые встречи родителей, педагогов ДОУ и учителей школ по осуществлению преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе; совместные занятия родителей и детей; информационно-наглядные материалы для родителей по данной теме.

В начале школьного обучения психологом школы осуществляется диагностический срез особенностей адаптации выпускников нашего ДОУ в школе, а также учителя проводят мониторинг усвоения программы обучения детьми. С этими результатами администрация школы знакомит педагогов ДОУ на совместных консилиумах.

Также проводится анкетирование родителей до проведения совместных занятий и после их завершения.

Результативность работы клуба оценивается не только родителями, для которых был организован клуб, но и непосредственно администрацией ДОУ, учителями школы и, конечно, самими детьми. Ведь этот клуб работает для того, чтобы адаптация самих детей к школе проходила успешно, и наши дети произносят заветные слова "Скоро в школу" - радостно и уверенно. Хотя в чем-то результат работы клуба не виден сразу, а его результаты будут проявляться в течение школьного обучения.

 

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 423 с.

2. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006. - 321 с.

3. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. - 1008 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление речи. - М.: Педагогика, 2007. - 432 с.

5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. / Г.А. Урунтаева. - М.: Academ A. - 1997. - 236 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

Опубликовано: 02.01.2021