Проект «Светлое Христово Воскресение»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Никитина Ольга Викторовна

Организация: МДОБУ «ЦРР – детский сад №2»

Населенный пункт: Приморский край, г. Дальнегорск

Тип проекта: групповой, познавательно творческий.

Срок реализации: краткосрочный 1 месяц.

По содержанию: интегративный.

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ - не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Дети подготовительной группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники, поэтому была организована НОД в виде проекта «праздник Пасха», где дети смогут применить накопленные знания и получить новые.

 

ПРОБЛЕМА - великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. И нам необходимо возродить культурное наследие, традиции православных праздников, которые будут способствовать нравственному и духовному богатству детей.

 

ЦЕЛЬ:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье».

Возрождение традиций народной культуры.

 

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.

2. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

3. Познакомить с различными видами храмовой архитектуры.

4. Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.

5. Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.

6. Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству; развивать интерес к культуре предков.

7. Вызывать желание детей создать поделки своими руками в детском саду и дома с родителями.

8. Развивать творческие умения необходимые в декоративно - прикладном искусстве.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация данного проекта позволит:

1. У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

2. Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

3. Познакомились со стихами, картинами, посвященными Пасхе.

4. Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.

5. Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.

 

Выход темы

1. Итоговое мероприятие общий праздник «Светлое Христово Воскресение».

2. Оформление папки с иллюстрациями «Светлое Христово Воскресение».

 

 

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:

- Составление паспорта проекта и разработка стратегии реализации проекта.

- Работа с методическим материалом по данной теме.

- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки-передвижки).

- Подбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.

- Подбор аудио и видео материалов.

 

2 этап. Основной

- Проведение с детьми тематических бесед.

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Чтение художественной литературы (заучивание) детям.

- Разучивание и проведение традиционных пасхальных игр.

- Разучивание пасхальных песен.

- Выполнение коллективных и индивидуальных работ по ИЗО деятельности с детьми.

- Оформление выставки «Светлое Христово Воскресение».

- Оформление папки-передвижки с информацией о празднике.

3 этап. Результаты

1. Составление портфолио проекта.

2. Консультация для родителей на папку-передвижку «Светлое Христово Воскресение».

3. Выставка совместных творческих рисунков и поделок «Светлое Христово Воскресение».

4. «Пасхальное яичко» в технике «пластилинография».

5. Буклет рекомендации и советы родителям «Несколько способов окрашивания и раскрашивания пасхальных яиц».

6. Пасхальный сувенир «Яйцо».

7. Рисунки «Пасхальные яйца и куличи».

8. Коллективная работа «Русский храм».

 

Дети: получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжают осваивать метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получили новые знания по теме проекта; расширили возможности сотрудничества со своими детьми в ходе выполнения совместных творческих работ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детский сад: Будни и праздники. Т.Н.Доронова Линкс – Пресс Москва 2006г.
  2. Народные игры с пением. А.Н.Зимина Москва 2000г.
  3. Весёлая ярмарка. Н.В.Бердникова Ярославль 2005г.
  4. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012г.
  5. Наша Родина Россия. Т.А.Шорыгина Творческий центр Москва 2013г.
  6. Беседы с детьми о народных праздниках Руси. В.Г.Алямовская Творческий центр Москва 2008г.
  7. Народная культура и традиции. В.Н.Косарева Издательство учитель Волгоград 2013г.
  8. Время праздника. Москва Обруч 2011г.
  9. Русские народные подвижные игры. М.Ф.Литвинова Москва «Просвещение» 2000г.
  10. 10.Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Е.А.Алябьева Творческий центр Москва 2005г.
  11. Праздники здоровья для детей 6-7 лет. М.Ю.Картушина Творческий центр Москва 2009г.
  12. 12.Журнал. Мы играем и поём. С.И.Пушкина Москва «Школьная пресса» 2001г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Праздник ПАСХИ в детском саду

«СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ»

Задачи: - приобщать детей к русской культуре, традициям, праздникам;

- развивать эмоциональную сферу детей;

- побуждать к развитию художественно – эстетических способностей детей;

- развивать нравственные качества (любовь к ближнему, сострадание);

- развивать ассоциативное мышление детей;

- обогащать слуховой опыт дошкольников новыми образами.

Дети и ведущие входят в зал. Рассаживаются на скамейки.

ВЕД: Здравствуйте, гости дорогие! Очень рады видеть вас у нас в гостях. Конечно же, для нашей встречи есть чудесный повод:

1 РЕБ: Распустила ветки верба,

Песни ласточек слышны.

Праздник света, праздник веры

Есть у ласковой весны!

2 РЕБ: Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ.

3 РЕБ: «Жив Христос! Христос воскресе!»-

Носит тёплый ветерок.

Праздник Пасхи так чудесен —

Сердцу каждому урок.

ВЕД: Так какой же праздник собрал нас в этом зале?

ДЕТИ: Праздник Пасхи, начало пасхальной недели.

ВЕД: Верно, ребята! Пасха – самый светлый и радостный праздник, который длится, целую неделю. А какие традиции русской Пасхи вы знаете?

Дети: В домах люди убираются, моют окна, пекут куличи, одевают нарядную одежду, ходят в церковь, красят яйцо, а потом обмениваются ими со словами «Христос Воскрес!», «Воистину Воскресе!».

ВЕД: Давайте-ка посмотрим, а всё ли у нас готово к празднованию Пасхи? В зале – чисто, убрано, окна просто сверкают, мы с вами нарядно, празднично одеты, и гости к нам пришли. Так что же мы с вами не успели сделать?

ДЕТИ: Расписать яйцо.

ВЕД: Конечно, нам нужно закончить роспись. Так скорее же за работу!

Дети подходят к столу, приступают к росписи.

ВЕД: К празднику Пасхи люди расписывали яйца разными приёмами. «Крашенками» назывались яйца, окрашенные в один цвет, «писанками» — яйца, расписанные узорами, а яйца, расписанные пятнами – «крапанками».

Пасхальному яйцу приписывают чудесные свойства. Считается, что при помощи пасхального яйца можно вылечиться от болезни, уберечься от напастей, обеспечить хороший урожай и исполнить любое желание. Вот какое оно необыкновенное – пасхальное яйцо!

ВЕД: А пока вы будете заниматься росписью яиц, я расскажу вам историю праздника Пасхи.

Слайдовая презентация.

1 СЛАЙД: «История возникновения праздника Пасхи»

2 СЛАЙД: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков), чтобы мы могли после смерти попасть на небо. Он много ходил по своей стране, говорил людям о Боге, о любви, о пути к вечной жизни, являл чудеса, исцеляя больных людей. Он мог даже воскрешать мёртвых, предвидеть будущее, ведь Иисус был сыном Божьим.

3 СЛАЙД: Многие верили ему, люди даже хотели, чтобы он стал их царём, были у Иисуса и ученики. Цари боялись, что он отнимет у них власть и поэтому ненавидели его, мечтали избавиться от него. Но они не знали Его.

4 СЛАЙД: Среди учеников Иисуса Христа был такой, который очень ценил деньги. Звали его Иуда. Он решил указать на Иисуса злодеям, чтобы получить за это вознаграждение. Иуда подошёл к учителю, и поцеловал Его. Это был знак для злодеев, и они схватили Иисуса. А Иуде заплатили за предательство 30 серебряных монет.

5 СЛАЙД: Иисуса допрашивали, пытали, издевались над Ним. Хотели, чтобы Он отказался от всех своих слов, но Сын Божий стойко терпел жестокие мучения. Наконец, было решено Его казнить. Причём самой страшной казнью того времени, которой подвергали самых опасных преступников. Этой казнью было распятие человека на кресте.

6 СЛАЙД: Иисуса Христа, казнили в пятницу на горе Галгофа. Над ним смеялись, но Он, распятый на кресте, никого не осудил. Даже в такой ситуации, Он был смерен и кроток. В момент Его смерти, дрогнула земля, посыпались скалы. Это самый скорбный день в году для всех христиан. И называют этот день Страстной Пятницей.

7 СЛАЙД: Его ученики забрали тело Учителя, обвив его плащаницей, положили в пещеру, в высеченный из камня гроб. Но прислужники жестокого иудейского царя, к дверям пещеры привалили камень и поставили стражу. Но здесь они просчитались. Нипочём оказались Божьему Сыну каменные глыбы. Рано утром в первый день после субботы Иисус воскрес! Ангелы отодвинули камень, а стражники со страху разбежались.

8 СЛАЙД: В воскресенье утром к гробу Господню пришли женщины, увидев отодвинутый камень, они удивились. Но Ангел сообщил им радостную новость о чудесном воскресении Христа. Женщины (жёны – мироносицы) возвестили радостную весть апостолам. Не все в это поверили. Тогда Господь стал являться своим ученикам, чтобы удостоверить своё воскресение. Так длилось 40 дней.

9 СЛАЙД: Мария Магдалина, решила сообщить о воскресении Иисуса Христа римскому императору. Она взяла для него подарок – куриное яйцо, которое в те времена символизировало возрождение новой жизни и чудо. Но Тиберий рассмеялся ей в лицо: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес». И в тот же час яйцо покраснело, - Воистину воскрес!» - воскликнул изумлённый император.

10 СЛАЙД: Вот откуда взялась традиция красить яйца. В старину их красили именно в красный цвет, что так же символизировало кровь Христа. И только со временем, яйца стали не только красить (причём в разные цвета), но и расписывать, украшать разными способами, что отражает радость, которую несёт христианам Пасха.

Тихий колокольный звон

1 РЕБ:

Повсюду колокольный звон гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес –

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

2 РЕБ:

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Тихая долина разгоняет сон,

И за лесом синим замирает звон!

3 РЕБ:

Яйцо – символ новой жизни, символ надежды!

Из яйца, из нижней части вышла мать земля сырая.

Из яйца, из верхней части встал высокий свод небесный.

Из желтка, из средней части солнце светлое явилось.

Из белка, из верхней части ясный месяц появился.

Из белка, из пёстрой части звезда сделалась на небе.

ВЕД: Вот какая интересная легенда о яйце. Ну, я думаю, вы закончили свою работу.

Укладывают яйца на блюдо.

ВЕД: Давайте праздник продолжать, давайте петь и танцевать!

Хороводы водить, весело плясать – Пасху прославлять.

Песня «Здравствуй, лучик солнечный» Е.Матвиенко, М.Быстровой.

Дети остаются стоять полукругом. Звучит весёлая музыка, появляются два русских молодца.

1й: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!

2 й: Здравствуйте, гости, милости просим.

Пасху прославляем, праздник начинаем!

Первый молодец ведёт змейкой детей по залу. Второй замыкает цепочку и поет:

Пришла матушка Весна, отворяй-ка ворота.

Первый март прошёл, всех детей провёл.

А за ним апрель отворил окно и дверь.

В гости Пасху привёл, сколько радости принёс.

Малым деткам — угощенье, старичкам — разговленье.

Пасху и куличек, красное яичко.

Делают круг, молодцы хором говорят: «Христос Воскресе», дети отвечают: «Воистину Воскресе!»

1 молодец: Христос воскрес! Весна идёт, капель журчит, звенит, поёт.

2 молодец: Цветы и травка появляются, весной природа просыпается.

Ребёнок 1: В день апрельский мы с весною

Пасху красную встречаем

И на волю всей семьёй

Божьих пташек выпускаем.

Ребёнок 2: Птички радостно взлетают,

Птичью песенку поют.

Нас с весною поздравляют

И приветы с неба шлют!

Песня «Весенний будильник» М.Садовского, С.Соснина муз.рук. №1/2005

1 молодец: Зима красна белыми снегами,

Лето – ягодой, грибами.

2 молодец: Осень – житом и снопами, а весняночка - весна

Тёплым солнышком красна.

РЕБЁНОК:

Давайте солнышко разбудим,

Пусть принесёт оно радость людям!

Дети поют закличку «Выйди, выйди, солнышко» р.н.п. Муз.рук. №2/2004г. Под музыку выходит Солнце.

СОЛНЦЕ: Я солнце ясное! Я солнце красное!

Землю я обогреваю,

С Пасхой всех поздравляю.

Счастья всем желаю

И на танец приглашаю.

Танец «КАДРИЛЬ» с участием Солнца и добрых молодцев

1 молодец:

Солнце золотое, рыжее, смешное.

Ты по небу не гуляй, лучше с нами поиграй,

Праздник Пасхи прославляй!

СОЛНЦЕ: Тра-та-та, тра-та-та!

Отворяйте ворота.

Ворота непростые, расписные, золотые.

Игра «Золотые ворота» с участием Солнца и молодцев.

После игры дети садятся. Солнце уходит.

ДЕВОЧКА: Та-ра-ра, та-ра-ра, идут девки со двора

Песни петь, да плясать, всех вокруг забавлять.

Выходят девочки.

МАЛЬЧИК: Расступись, честной народ, не пыли дорожка,

Добры молодцы идут погулять немножко.

Выходят мальчики.

Частушки

МАЛЬЧИКИ: Девочки – беляночки, где вы набелилися?

ДЕВОЧКИ: Мы вчера коров доили, молоком умылися.

МАЛЬЧИКИ: Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь.

ДЕВОЧКИ: Не смотрите на меня, глазаньки сломаете.

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

МАЛЬЧИКИ: Запрягу я кошку в дрожки, а котёнка в тарантас.

Повезу свою подружку всем соседям напоказ.

ДЕВОЧКИ: У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи.

МАЛЬЧИКИ: Я нашёл себе невесту, говорят – богатая.

Две подружки у неё и коза рогатая!

ДЕВОЧКИ: Я ногою топнула, на мне юбка лопнула.

Дайте юбку подвязать, я опять пойду плясать.

ВСЕ ВМЕСТЕ: Подружились, подружились, подружились навсегда.

Если ссориться не будем – нам и горе не беда!

Частушечники уходят на свои места.

1 молодец: Здорово! А играть мы будем?

2 молодец: Самые быстрые! Самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою.

Наше задание очень несложное,

Для любого вполне возможное.

1 молодец: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробегись с ним немножко.

2 молодец: Кто первый прибежал, тот победителем стал.

Игра «Бег с яйцом»

1 молодец: Эти ложки расписные, музыкальные такие…

2 молодец: Как начнут сейчас стучать, не придётся вам скучать.

Оркестр ложкарей «Светит месяц» р.н.м.

1 молодец:

А теперь не зевай,

К нам на «горку» поспевай!

2 молодец:

Не ударьте в грязь лицом,

Поспевайте за яйцом!

Игра «Горки»

1 молодец: А сейчас прошу вниманья, сказку я хочу начать!

2 молодец: Эту сказочку на Пасху очень нужно рассказать.

1 молодец: Вы послушайте, миряне, православны христиане.

2 молодец: Нашу сказку. В ней намёк…

Хором: Добрым молодцам — урок.

 

Полный текст статьи см. в приложении.
 

Опубликовано: 16.11.2020