Комплексно-тематический принцип организации содержания работы с детьми

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Волгина Юлия Андреевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 41 г. Воркуты

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута

Планирование педагогической деятельности - одна из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Оно помогает выстраивать стратегию и тактику образовательного процесса и основывается на анализе достигнутых успехов всей группы и каждого ребенка.

В комплексном планирование программы «Истоки» образовательный процесс приближен к так называемому «событийному» принципу. Темы обозначаются из жизни, большая их часть логично и естественно связана с определенным временем (сезоном, месяцем, конкретной датой). Так, в сентябре дети возвращаются в детский сад после летнего отдыха с новыми впечатлениями. Поэтому образовательную работу логично построить на воспоминаниях о лете. В сентябре – октябре – время поговорить с детьми об осенних явлениях в природе, осеннем урожае, отлете птиц в теплые края, подготовке животных к зиме. Поздней осенью ярких событий в природе не происходит, поэтому можно уделить большее внимание «рукотворному миру»: поговорить о том, как люди спасаются от дождя и холода, как обустраивают, освещают и обогревают свое жилище. Декабрь – время встречи зимы, новогодних праздников. Январь – месяц ярких событий, зимних забав, приема гостей, посещения театральных и цирковых представлений. Февраль – подходящее время поговорить о смелости, отваге и чести, о защитниках Родины, о том, за что мы любим своих пап и дедушек. Март – встреча весны, таяние снега, прилет птиц, а также разговоры о маме. Апрель можно посвятить расширению представлений детей о жизни людей в городе, май – о жизни людей в деревне.

Кроме того, в предложенной системе работы с детьми разных возрастных групп тематика связана между собой и идет параллельно.

 

2 неделя

7-11

Я хочу в детский сад

Наши игрушки - лошадка

Наша группа

Наш детский сад.

Мы - группа

Встречи друзей после летнего

отдыха

 

Примерное содержание деятельности

 

Создание положительного эмоционального микроклимата в группе, становление доброжелательных и доверительных взаимоотношений детей к взрослым и друг к другу, развитию потребности в общении. Освоение некоторых правил поведения в детском саду. Вызвать у детей желание посещать детский сад

Направленность работы на достижение доброжелательных и доверительных отношений детей к взрослым и друг к другу. Знакомство с групповыми помещениями.

 

Особое внимание на создание комфортных условий для быстрой адаптации детей. Продолжение знакомства с помещениями группы. Пробудить интерес к сверстникам, к совместной деятельности, учить вежливому обращению друг к другу.

Обогащение представлений детей о самих себе: что они умеют делать и чему еще хотят научиться. Уточнение и дополнение представлений о деятельности людей разных профессий.

На основе летних впечатлений дети познакомятся с морем как экосистемой, разнообразием морских животных.

Размышление о дружбе, значимости поступков, совершенных для других людей.

Это позволяет педагогу видеть, как расширяется содержание, представления детей в зависимости от возраста, усложняются виды детской деятельности.

На примере 2-й недели. У малышей идет период адаптации и, ничто так не может отвлечь детей от неприятной ситуации как игрушки. В средней группе содержание модернизируется: говорим о нашей группе, что мы вместе, мы друзья, как интересно в детском саду, в котором есть музыкальный и физкультурный зал, участок и т.д. В старшей группе придумываем символы группы, ее название, совместная деятельность направлена на объединение детей между собой. В подготовительной группе дети рассказывают, кто и где побывал, что увидел, делятся впечатлениями о летнем отдыхе, отмечают на карте город, место, в котором отдыхали.

Содержание каждой темы осваивается поэтапно.

Алгоритм освоения тематического содержания:

1 этап – выяснение уровня имеющихся у детей представлений, пробуждение интереса к предложенной теме (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации и пр.);

2 этап - обогащение имеющихся представлений разными средствами (чтение, рассказывание, наблюдения, исследования и пр.);

3 этап – выражение детьми полученных представлений в художественно-творческой деятельности (продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность и пр.);

4 этап - обобщение полученных представлений (итоговое событие: конкурс, игры-викторины, тематическое развлечение, досуги, создание макета и пр.).

Предлагаю рассмотреть механизм организации образовательного процесса на примере первой тематической недели января под названием «Цирк».

Для нашего города сходить в цирк достаточно проблематично, однако цирковые артисты к нам приезжают ежегодно, летом некоторые дети побывали в цирке с родителями. Учитывая, что есть дети, которые в цирке не были, мы заранее смотрим видеозапись цирковых выступлений.

Тематическая неделя начинается с занятия «Познание окружающего мира», на котором дети вспоминают, что такое цирк, какие артисты выступают в цирке, каких дрессированных животных им показывали, какие выступления понравились больше всего.

Обращается особое внимание на цирковое помещение и форму арены. Воспитатель рассказывает детям о традиционных участниках циркового представления, номерах, которые они показывают, вместе с детьми обсуждает, какие номера самые трудные и опасные, самые красивые и интересные. После этого предлагает придумать свои номера, которыми они могли бы удивить публику (например, лошадь, которая поднимает переднюю ногу по команде, львы, которые становятся на задние лапы и прыгают через кольцо и т.п.).

На следующем занятии по конструированию дети учатся сооружать постройки из крупных блоков, объединяя их общим замыслом. Дети работают группами, коллективно. Сооружают арену, места для зрителей, у входа в цирк строят «Кассу» и палатку с мороженым. После завершения строительства, педагог объявляет об открытии цирка: выбираются дети, которые будут выступать и дети, которые приглашаются на представление. Разыгрываются ситуации, когда дети идут в цирк, покупают билеты, фотографируются. В процессе выступления дети показывают номера, придуманные ранее на занятии по «Познанию окружающего мира».

Постройка не разбирается всю неделю, т.к. в дальнейшем дети будут использовать ее в самостоятельной деятельности. Кроме того она понадобится еще на одном занятии.

На занятии по развитию речи педагог вовлекает детей в общий разговор, побуждает высказываться на тему «Цирк» из личного опыта. Педагог выясняет у детей, каких еще цирковых артистов они видели, что умеют делать цирковые звери, как называют артистов, которые дрессируют зверей, тем самым учит детей выстраивать предложения разной грамматической структуры. Затем обсуждает с детьми, какие еще профессии есть у артистов, задает наводящие вопросы, выводит детей на беседу о клоуне и фокуснике.

И вот следующее занятие по рисованию посвящено клоуну. Здесь проводится краткая беседа о том, кто такие клоуны, чем они занимаются, чем отличаются представления клоунов от других цирковых номеров, почему в цирке всем весело, почему все улыбаются. Далее дети учатся изображать клоуна с передачей настроения и движения, особое внимание уделяется костюму клоуна – очень яркий, двухцветный, также показывает варианты изображения улыбки и других мимических изменений. В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов, а в свободное время педагог проводит индивидуальную работу с детьми, предлагая детям составить описательные или сюжетные рассказы о своих клоунах. Составляется групповая книга «Веселый клоун» с портретами клоунов и рассказами о них.

На занятии по аппликации более подробно раскрывается образ и деятельность фокусника, о котором начали говорить на занятии по развитию речи. Дети самостоятельно придумывают и мастерят свои «фокусы» посредством вырезания из бумаги, сложенной гармошкой. На построенной ранее на занятии по конструированию арене дети могут показать свои фокусы группе, а в конце занятия объединяют все свои ленточные аппликации в одну композицию «шляпа фокусника», свободно и красиво размещают, приклеивают. В свободное время дети по своему желанию дополняют композицию «Шляпа фокусника» и при участии педагога превращают ее в цирковую афишу.

Занятие по лепке посвящено животным, выступающим на арене цирка. Дети учатся составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов. С привлечением опыта, полученного на занятиях по познанию окружающего мира и развитию речи, дети лепят разных цирковых животных, выступающих на арене цирка, а в конце занятия расставляют фигурки животных на «арене», стараясь передать выразительное движение (скачет, кувыркается, танцует, прыгает). В свободное время дети могут дополнить композицию по своему желанию и поиграть в «Цирковое представление».

На следующем занятии по «Природе» продолжается разговор о животных. Воспитатель подводит детей к тому, что за всеми животными и птицами, которые выступают для нас на арене цирка, необходим уход. Обращается внимание на то, что не только в цирке, но и рядом с нами обитают живые существа, которые требуют внимания и заботы, дается представление о том, что каждое животное приспособлено к определенным условиям проживания и пище. На занятии дети наблюдают за живыми рыбками в аквариуме, получают представление о пище и среде их обитания, рассказывают о животных, которые живут у них дома, способах ухода за ними.

Заключительное занятие тематической недели «Цирк» по «Художественной литературе», на котором перчаточные куклы Скоморох и Петрушка знакомят детей с небылицами в фольклоре и стихах. В процессе слушания небылиц дети осознают прием «переворачивания», развивают чувство юмора и воображение. В заключительной части занятия дети самостоятельно придумывают небылицы, опираясь на опыт и знания, полученные на прошлых занятиях. В конце занятия объявляется конкурс на самую смешную цирковую небылицу, в результате которого все участники получают «медали».

Вследствие проведения занятий предметно-игровая среда в группе организовывается таким образом, что вызывает у детей цирковые ассоциации. Так, после занятия по конструированию, оставляется на несколько дней построенная «арена», располагаются «звери», персонажи кукольного театра, добавляются элементы костюмов: шляпы, коробки, «волшебные палочки» и пр. Это является опосредованной поддержкой возможных сюжетов игр детей. Разнообразие игрушек – животных может натолкнуть детей и на другие игры: цирк «Шапито», дрессировку своего питомца, «Дог – шоу». Используя цирковые атрибуты, дети показывают друг другу фокусы, гимнастические номера с обручами и мячами. В свободной деятельности изготавливают билеты в цирк, рисуют и разрезают их. В игре Цирк Шапито некоторые дети, используя опыт занятия по природе, берут на себя роль людей, которые ухаживают за животными, кормят и приводят их в порядок перед цирковым номером. Все это будет зависеть от личного опыта детей, полученного на занятиях. Обогащенный опыт позволит детям организовать как индивидуальные игры, так и привлечь к своим замыслам сверстников.

В совместной деятельности с педагогом также прослеживается идея тематической недели: игры и чтение художественной литературы направлены на обобщение полученных знаний. На этой неделе проводятся игры «Живые слова», «Веришь – не веришь», «Медведи на велосипеде», «Парад – алле», чтение рассказа В. Драгунского « Не хуже вас, цирковых».

Такой подход способствует более глубокому и творческому освоению окружающего мира, возникновению ассоциаций, воплощению детских представлений в игре и переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит их обобщению и присвоению и что важно, удерживать в течение недели мотивацию детей, интерес к деятельности.

В основе системы планирования лежат задачи не тематического планирования (как обычно принято), а именно задачи по направлениям детского развития, которые выделены в программе: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, речевое развитие. Эти общие задачи конкретизируются на месяц или могут из месяца в месяц переходить.

Под эти задачи подбираются формы организации педагогической работы и организуется образовательная среда. Поэтому план получается достаточно мягкий, ведь задачи в общей программе прописаны достаточно обобщённо. В методическом пособии дано краткое описание смыслового контекста для того, чтобы педагог не был сильно привязан к конспекту, а в целом понимал о чем и как будет строиться работа и подойти творчески, вариативно. Кроме того, авторы очень часто в программе пишут о том, что необходимо учитывать желания не только педагога, но и самих детей. Это и есть та открытость в планировании, которая заложена в программе «Истоки».

 

В предложенной системе выполнена задача соблюдения баланса между НОД, самостоятельной и совместной деятельностью, усиления индивидуального подхода. Этот вопрос освещен в учебно-методическом комплекте.

В «Истоках» есть базисные структурные элементы (Познание окружающего мира, Развитие речи, Изобразительная деятельность, Чтение художественной литературы, Музыка), как бы обязательные, а есть вариативные, которые могут быть заменены и другими.

 

Что и как можно изменить в системе комплексно-тематического планирования.

Что можно изменить? Например, в разных регионах - разные климатические условия, разный состав растений, разный животный мир. Каждый детский сад может предложить детям что-то интересное и близкое именно здесь, главное сохранить систему задач.

Содержание раздела «Математические представления» и «Физкультуры» можно заменить авторским материалом или другими методиками, так как они не связаны с тематическим содержанием.

И еще важный момент, если раньше педагог планировал свою деятельность, опираясь только на себя и отвечая только за себя, то система работы в программе «Истоки» позволяет всем педагогам нести определенную ответственность за каждого ребенка и корректировать работу воспитателя и специалистов, не дублируя, но подхватывая ее.

Опубликовано: 06.10.2020