Детское экспериментирование как средство познавательного развития ребенка дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Карякина Татьяна Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Рассказово

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека, время развития интеллекта, творческих способностей и умений, формирование духовных и нравственных ценностей, интенсивного развития личности.  С самых первых дней жизни дети являются первооткрывателями, исследователями мира, который их окружает.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок дошкольного возраста, когда что – то видит, слышит или делает сам, легко и надолго все усваивает и запоминает. Учеными доказано, чем больше органов чувств участвует в процессе познания, тем лучше люди запоминают, понимают, усваивают, ощущают.

Детям дошкольного возраста интересно абсолютно все, так как они с огромной радостью, удивлением, заинтересованностью открывают для себя неизведанный окружающий мир. Ребенок – дошкольник, маленький исследователь.

«Исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но особенностями образования оно было отодвинуто. На современном этапе развития дошкольного образования необходим поиск и разработка новых, современных технологий воспитания и обучения детей.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность в дошкольном учреждении получила новый толчок в развитии. ФГОС  ДО требует от педагогов создать новые условия для развития каждого ребенка.

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста познавательного интереса, развивает наблюдательность, творческую и мыслительную деятельность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в любой проблемной ситуации.  В процессе экспериментирования кроме  развития познавательной деятельности у ребенка происходит развитие психических процессов -  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных способностей, постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.   Ребенок интересуется новым  и неизвестным в окружающем мире, учится задавать вопросы, привыкает действовать самостоятельно, ему очень нравиться экспериментировать.  Детям дошкольного возраста  присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет всем возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три  года – практически единственным способом познания окружающего мира. Экспериментально – исследовательская деятельность развивает творческие способности дошкольников, формирует  трудовые навыки, умение доводить начатое дело до победного конца. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Задача воспитателя – активно помогать и развивать данную деятельность. А не пресекать ее.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать всем требованиям ФГОС.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером чувствуют, как мороз пощипывает щеки, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой.

Экспериментально – исследовательская  деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Толчком к началу экспериментирования может послужить простое любопытство или удивление. Очень важно, чтобы интерес к открытиям, исследованиям, экспериментам со временем не угасал, а только прибавлялся, так как дети дошкольного возраста активно проявляют познавательный интерес к практическим опытам, а это в немалой степени способствует пробуждению детской любознательности и заинтересованности. Часто бывает, что игра в простое исследование перерастает в реальное творчество.

Очень важно, для поддержания познавательного и творческого интереса к экспериментально – исследовательской  деятельности, чтобы задания и проблемные ситуации давались от имени сказочного персонажа. Очень замечательно, что эти сказочные  герои становятся для ребят не просто  куклами, а настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, пообщаться, обратиться к ним с просьбой за помощью или за советом, разделить с ними радость первых  открытий.

Во время проведения экспериментальной деятельности необходимо насытить предметно – пространственную среду как можно большим количеством дидактического и раздаточного материала: оборудованием для проведения опытов и экспериментов, чтобы ребенок имел возможность манипулировать предметами, пересыпать, переливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять.

А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями. Ведь у каждого в доме найдутся бутылочки, стаканчики, формочки, лоскутки, крупа и т. п. Коллекции камней, ракушек тоже могут помочь собрать родители.

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский. 

 

Список использованной литературы:

  1. И.Э. Куликовская «Детское экспериментирование».
  2. Г.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
  3. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом».
  4. Н. Рыжова «Наш дом природа».
  5. А.И. Иванова «Детское экспериментирование — как метод обучения».
  6. В.А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет». 

 

Опубликовано: 13.09.2016