Развитие потребности в познании и мотивации к обучению детей дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Шестакова Татьяна Владимировна

Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида № 35

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

«Весь педагогический процесс есть не что иное, как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса».

Амонашвили Ш.А.

 

Образовательный процесс это - передача и освоение социально культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению. Это внутренне связанная совокупность явлений, процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в живые черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность, культуру, нравственный облик, в его способности, привычки, характер. Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организованной и совместной деятельности воспитанников и педагога. Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса являются: образовательная – формирование мотивации к учебно- познавательной деятельности, освоение ценностных ориентаций, опыт практической и творческой деятельности, выстраивание взаимоотношений; развивающая - формирование психических процессов и отношений личности; воспитательная – формирование отдельных качеств, свойств и отношений личности. Следует иметь в виду, что целостность процесса проявляется в единстве процессов обучения, воспитания и развития; соподчиненности этих процессов и в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

Необходимо помнить, что задача дошкольного учреждения – развить у детей потребность в познании и мотивацию к обучению, т.е. психологическую готовность к школе. Поэтому воспитатель должен способствовать развитию у дошкольника предпосылок учебной деятельности, системы отношений ребенка со сверстниками, родителями, воспитателями и создавать условия для взаимодействия участников образовательного процесса в триединстве «ребенок-родитель - педагог».

Воспитатель организует работу по развитию мотивации через организацию различных видов деятельности – непосредственно-организованной деятельности, совместной в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей; занимая позицию «не над, а рядом».

Работа по организации образовательного процесса строится на принципах: развивающего образования, соответствия основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики критериям полноты, необходимости и достаточности. Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, комплексно-тематическом построении образовательного процесса. Соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные максимально приближаясь к разумному «минимуму» .

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности, дает возможность включать в план работы темы, основанные на принципах преемственности в работе, от простого к более сложному, от знакомства с предлагаемым материалом, с более полным и глубоким его содержанием от младшей до подготовительной группы, в комплексе использовать тему в различной деятельности детей и образовательных областях.

Например:

- с целью воспитания любви к родине, природе; социально – активной, творческой личности, уделяю большое внимание познавательному развитию от элементарных представлений и знаний до более глубоких, конкретных: знакомство с малой Родиной и страной; расширение представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках: в младшей группе: «Дом, в котором я живу», «Народные росписи». В средней: «Улица, на которой я живу», «Мой родной город», «Народные росписи», в старшем дошкольном возрасте: «Край, в котором ты живешь», «Родное Приамурье», «Моя страна. Мое отечество», «Широка страна моя родная», «Праздники Руси», «Авторы – дальневосточники», «Народная культура и традиции», «Декоративно – прикладное искусство народов Приамурья», «Красная книга Хабаровского края». Речевое развитие – знакомство устным народным творчеством, поэзией и прозой русского народа и коренного населения народов Приамурья, пересказы поэтических произведений и прозы. Социально – коммуникативное развитие - игры и беседы – «Наши верные друзья», «Доброе сердце», «Солнышко милосердия», «Кто ответственный», «Солнышко служения. Художественно-эстетическое развитие включает в себя темы: рисование - «Вечерний свет в окошках», «Берега Амура», «Памятные места родного города» «Волк – санитар», «Роспись блюда», «Роспись птицы по мотивам дымковской росписи, «Амурский тигр», «Роспись халата» малых народов Приамурья. «Украсим платьице элементами нанайской росписи. Лепка - «Белоклювая гагара», «Утка – мандаринка».

- для расширения и обогащения представлений и знаний детей о природе, организую в рамках дополнительного образования - факультативные курсы естественнонаучной направленности в старшем дошкольном возрасте: «Юный эколог», «Природа родного края». Главными задачами, которых, являются – развитие экологической культуры, воспитание человека, отвечающего за свои поступки и умеющего беречь красоту окружающего мира.

Важным считаю художественно - этетическое развитие детей, направленное на становление эстетического отношения к окружающему миру; на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, а именно на развитие изобразительного творчества – в кружках дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Поэзия в рисунках детей», «Юный художник», «Я художник» развиваю художественные способности детей с предпосылками одаренности.

Целью мотивации в работе с детьми является вызвать у детей интерес деятельности, создать условия для осознанного усвоения нового материала. Использование ИКТ позволяет активизировать непроизвольное внимание, переключаемость с одного вида предъявляемого материала на другой:

- по подготовке к обучению грамоте использую игры ТРИЗ технологии и интерактивный метод организации обучения, способствующих становлению личности ребенка, развитию мышления, активности, навыков самостоятельной деятельности, удовлетворению потребности детей в положительном эмоциональном общении с взрослым и товарищами. Интерактивный метод предъявления информации с использованием презентаций несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, стимулирует познавательную активность;

- по развитию речи методику МНЕМОТЕХНИКИ, суть которой заключается в ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации. Игровой прием СИНКВЕЙН, открывающий новые творческие интеллектуальные возможности ребенка, развивающий речь, память, мышление.

Хочется отметить заинтересованность и участие родителей в воспитательном процессе. Они принимают активное участие организации развивающей среды – практического и наглядного материала. Совместно с родителями создан минимузей группы: «Моя родина-Россия». Они принимают активное участие и даже проявляют инициативу в организации мероприятий, посвященных дню рождения города. Участвуют в проектах «Комсомольск-это гордость моя», Хабаровский край, родное Приамурье». Изготавливают костюмы к народным праздникам и как дети веселятся в групповых досугах.

С целью отслеживания уровня развития познавательной мотивации в январе 2020 г. провела в старшей группе мониторинг, который показал:

-высокий уровень мотивации у 15 воспитанников

- средний уровень у 9.

Такие результаты не только радуют, но и стимулируют на продолжение работы по развитию потребности в познании и готовности воспитанников к обучению в школе.

 

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990.
  2. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: учебник для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001.

 

Опубликовано: 10.03.2020