Проект «Культура, образование, наука, спорт родного края»
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Ермилова Елена Александровна
Организация: МБДОУ детский сад № 3 с.Таремское
Населенный пункт: Нижегородская область, с. Таремское
Актуальность: Современное развитие общества в век высоких технологий накладывает свой отпечаток на содержание нашей жизни и жизни наших детей: все чаще игрушки, детские забавы, спортивные игры заменяются компьютерными играми, поход на концерт, в театр, цирк, музей попросту вытесняются просмотром телевизионных передач и фильмов. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развитие понимания культурного наследия, и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Ведь именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первоначальные представления об окружающем мире, этические представления, патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. У них проявляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его особенностях, достопримечательностях, о людях, прославивших свою родину.
Знакомство детей с учреждениями культуры, спорта, образования и науки Нижегородского края, известными людьми, прославившими родной край, способствует формированию чувства гордости за земляков, желания быть похожими.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий;
Вид проекта: краткосрочный, групповой;
Сроки проведения проекта: 1 неделя апреля
Участники проекта: педагоги, дети 6-7 лет, родители (законные представители)
Цель проекта: развитие представлений детей об учреждениях культуры, спорта и образования Нижегородского края, их разнообразии, и людях, прославивших родной край
Задачи проекта:
- Знакомство детей с учреждениями культуры, науки, образования, спорта Нижегородского края, их спецификой и многообразием;
- Расширение кругозора детей при знакомстве с деятельностью и достижениями талантливых земляков, прославивших Нижегородский край (в области науки, искусства и спорта);
- Развитие индивидуальных творческих способностей через продуктивную деятельность детей;
- Развитие монологической речи и поискового поведения у дошкольников: развитие активности детей, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам;
- Воспитание у дошкольников эмоционально-положительного отношения к родному краю, чувства гордости за достижения земляков, сопричастности к культурному наследию региона;
- Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения самостоятельно объединяться для игры, труда, коллективной творческой деятельности;
- Привлечение внимания родителей к проблеме, обогащение знаниями в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников и формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
- Установление эмоционального контакта между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями, детьми), приобретение опыта взаимодействия со своим ребенком и с родительской общественностью в целом.
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно – правовое:
- Устав ДОУ;
- Программа развития ДОУ;
- Согласование проекта с администрацией детского сада;
Материально – техническое:
- Теле -, видео -, аудиоаппаратура;
- Компьютер, сканер, принтер, ксерокс;
- Фотокамера;
- Канцтовары, расходные материалы;
- Передвижные выставочные стеллажи;
- Стенды для методической литературы;
Информационное:
- Представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте учреждения в сети Интернет
Программно-методическое:
- Подбор методической, познавательной литературы, периодических изданий, интерактивных материалов;
Кадровое:
- Совершенствование работы через повышение теоретического и практического уровня по проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- Организация взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения единства подходов гражданско-патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи
Ожидаемые результаты:
-У детей сформированы и систематизированы представления об учреждениях науки, культуры и спорта Нижегородского края, о талантливых земляках, прославивших родной край;
- Воспитанники демонстрируют развитие творческих способностей, первоначальные навыки исследовательской работы, партнерской деятельности и сотрудничества, познавательную активность, желание передавать имеющийся опыт, чувство любви, уважения, гордости и привязанности к родному краю;
- Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников;
- Между участниками образовательной деятельности установлены партнерские взаимоотношения;
- Усиление ресурсного обеспечения группы.
Итоговые мероприятия:
- Игра-путешествие по учреждениям культуры, образования, науки и спорта Нижегородского края;
- Изготовление макета ФОКа
- Презентация «Знаменитые люди земли Нижегородской »
Предварительная работа:
- Оценка уровня индивидуального развития воспитанников по подразделу программы развития «Культура, образование, наука, спорт родного края»;
- Выявление проблем, определение задач по теме проекта, составление плана работы по взаимодействию с участниками образовательных отношений, социальным окружением;
- Оценка соответствия условий предметно-пространственной развивающей среды реализации проекта, составление плана по оснащению
Этапы реализации проекта:
1 этап:
Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.
Задачи:
- Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;
- Составление плана работы
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Срок |
Формулировка проблемы. Воспитанники заинтересовались: «Где же учились талантливые люди Нижегородского края?» Постановка задач и предложение видов продуктов проекта. |
Принятие участия в информационной беседе. Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию. Принятие задач и продуктов проекта – организация игры-путешествия по учреждениям культуры, образования, науки и спорта Нижегородского края, создание презентации «Знаменитые люди земли Нижегородской» |
1 день |
2 этап:
Цель: Выполнение задач проекта
Задачи:
- Планирование деятельности всех участников образовательных отношений;
- Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Срок |
Составление плана деятельности по ознакомлению с учреждениями образования, культуры, науки Нижегородского края, знаменитыми земляками, прославившими родной край. Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при распределении зон ответственности при организации деятельности. Презентация опыта семьи «Воспитываем и обучаем вместе». Выявление возможностей привлечения семьи к организации экскурсий, совместных поездок. Составление плана взаимодействия со специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Проведение музыкальным руководителем семинара для родителей «Обучаем играть на народных инструментах».
|
Участие в составлении плана по изучению образования, культуры, науки Нижегородского края. Объединение по творческим подгруппам, выбор капитанов групп, распределение обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности, иных мероприятий (видов детской деятельности)
Привлечение семьи к реализации проекта Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением
Привлечение специалистов к реализации проекта |
2 дня |
3 этап
Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами;
Задачи:
- Формирование представлений об учреждениях образования, культуры, науки, спорта Нижегородского края, их предназначении и разнообразии;
- Знакомство с творчеством и достижениями именитых земляков: музыкантов, художников, писателей, деятелей культуры и кино и т.д.;
- Формирование навыков находить информацию из разных источников;
- Знакомство с произведениями художественной литературы и музыки, посвященными Нижегородскому краю;
- Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков через социальное взаимодействие на занятиях, во время совместной деятельности;
- Воспитание положительной эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения, картины, рисунки, памятные места.
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Срок |
Организация образовательной деятельности, помощь, направление деятельности, в изготовлении продуктов деятельности: -организация посещения (с помощью родителей) в Нижегородский цирк; -рассматривание иллюстраций с изображением фотографий известных людей Нижегородского края, предметов их гордости и достижений, памятников; -рассматривание энциклопедии «Нижний Новгород. Открытый город»; -рассматривание фотографий с изображением учреждений культуры, науки, образования и спорта, расположенных на территории Нижегородской области; -беседы: «Учреждения культуры, образования, спорта Нижегородского края», «Таланты земли Нижегородской», «Студенческий край», «Правила поведения в цирке, театре, ФОКе и др. общественных местах»; -дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Кому что нужно», «Назови виды спорта»; -чтение художественной литературы; -продуктивная деятельность: рисование по мотивам произведений писателей-нижегородцев, аппликация «Самолет Чкалова» аппликация «Спортивная площадка», «Олимпийские чемпионы»; -конструирование: «Театр юного зрителя», «Цирк»; -Музыка: Слушание: «Лучше нет родного края» сл. П. Воронько, муз. В. Кожухина, «Детский сад», Н. Мурычевой, «Нижегородская лирическая» А. Морозова; Пение: «Добрая песенка» муз. и сл. В. Шестоковой, «Россия», муз. Г. Струве, «Край в котором ты живешь», муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина; -составление индивидуальных рассказов о поездке в Нижегородский цирк; -сюжетные игры: внесение атрибутов к игре «Журналистика», «Путешествие по учреждениям культуры, образования, науки и спорта»; -составление альбома «Цирк» -подвижные игры: «Городки», «Кто самый меткий», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто скорее пробежит через препятствия»; -совместные действия по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, фоторепортажа «Путешествие по учреждениям культуры, науки, образования и спорта Нижегородского края», подготовке и проведению смотр-конкурса «Юные таланты». |
Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и практического опыта по тематике (экскурсии, беседы, консультации об учреждениях культуры, науки, образования и спорта Нижегородского края; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала, совместное с родителями создание презентации «Знаменитые люди земли Нижегородской» и др.) Организация работы по взаимодействию с социумом (библиотека, кинотеатр «Спартак», Дворец культуры, Нижегородский цирк)
Формирование специфических знаний и навыков в процессе проектной деятельности.
Совместные действия специалистов (музыкальный руководитель) в реализации проекта
Действия специалистов (инструктор по физической культуре) в реализации проекта |
2 дня |
4 этап
Цель: Презентация итогового продукта;
Задачи:
- Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе;
- Развитие интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы ребенка;
- Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров;
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Срок |
Подготовка к презентации итоговых продуктов. Организация презентации итоговых продуктов проекта.
|
Подготовка к презентации итоговых продуктов; Представление продуктов деятельности: -игра-путешествие по учреждениям культуры, науки, образования и спорта (роль экскурсоводов исполняют дети); -презентация «Знаменитые люди земли Нижегородской». -Изготовление макета ФОКа |
1 день |
ЛИТЕРАТУРА
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. М.: Скрипторий, 2012г.
- Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» М.: Сфера, 2011г.
- Груба Г.В., Помелова И.К. «Ребенок познает мир». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Н.Н.: НИРО, 2003г.
- Гройсман Я.И., Миронова И.В. Культурно-просветительское издание. Нижегородский Государственный художественный музей. Том 1. Альбом. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013.
- Дыбина О.В. «Предметный мир как средство формирования творчества детей»» М.: Сфера, 2011г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
- Емельянова Е. «Исследовательская деятельность детей» Ребенок в детском саду, 2009г. № 3.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2012 г.
- Комратова Н. Г.,. Грибова Л. Ф «Моя малая Родина» М.: Сфера, 2011г.
- Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе» М.:Мозайка-Синтез, 2010г.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М.:Мозайка-Синтез, 2012 г.
- Наумова О.И. Нижний Новгород. Историко-культурный портрет. Н. Новгород: Кварц, 2013.
- Извеков Б.С., Кессель А.В. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2013.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2012г.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозайка-Синтез, 2011г.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С-Пб.: Детство-пресс, 2011г.
- Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
- В. Шамшурин, В. Соколов «Нижегородский край. Именитые земляки и гости». Нижний Новгород: Типография Поволжье, 2005
- Интернет-ресурсы:
http://uobrpavlovo.ru/ http://nsportal.ru/ http://dohcolonoc.ru/
http://www.maam.ru/ http://www.youtube.com/watch?v=Jt7g9NWLeU4
http://russian7.ru/2013/12/7-geroicheskix-faktov-o-valerii-chkalove/
http://detlib.nnov.ru/node/88