Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Хасанова Лилия Султановна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

В требованиях ФГОС ДО, в частности в п. 2.6 отмечается необходимость развития у детей дошкольного возраста «первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени…)».

Задача воспитателей научить старшего дошкольника ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать свою деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых в дальнейшем при обучении в школе и в повседневной жизни.

Развитие элементарных представлений о времени является важной частью познавательного развития дошкольника, способствует повышению качества его ориентировки в окружающем мире и оказывает позитивное влияние на развитие перцептивных и мыслительных операций.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования элементарных представлений о времени, Достаточный уровень развития наглядно-образного мышления позволяет в качестве педагогического средства использовать метод моделирования, который обеспечивает возможность наглядного представления временных интервалов и их последовательности. Использования метода моделирования значительно повышает эффективность развития временных представлений у дошкольников.

Моделирование – это замещение изучаемого объекта или отношения специально созданным заменителем, акцентирующим существенные для данного объекта или отношения свойства на наглядно воспринимаемом уровне.

В старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать разные виды моделей:

- предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов (глобус, модель часов); - предметно-схематические модели, в которых отражаются существенные признаки, связи и отношения (модель суток, недели, года; календарь);

- графические модели, в которых обобщенно передаются признаки, связи и отношения (календарь погоды, части суток).

Модель, которая предлагается детям для формирования временных представлений, должна быть аналогична объекту, четко отражать основные выделяемые признаки, содержать элемент обобщения, быть простой для восприятия, построения и использования, а также быть действенной.

В работе по данному направлению можно выделить два взаимосвязанных направления в работе с моделями:

- опосредованное освоение детьми содержания, определяемого логикой познания свойств и отношений объектов и явлений;

- накопление детьми опыта моделирования в разных видах деятельности.

Наиболее простой моделью, отражающей последовательность временных интервалов, является линейная модель «Части суток», в которой части суток обозначены четырьмя разноцветными квадратами или кругами, выложенными сверху вниз или слева направо друг за другом. В этом случае решается задача развития умения устанавливать соотношение обозначаемого и обозначаемого.

Организуя беседу с детьми, воспитатель помогает им понять, почему, к примеру, черный квадрат означает ночь, а серый – вечер. Предварительно, используя методы наблюдения за природными явлениями и рассматривания пейзажных картинок, педагог обращает внимание детей на преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время.

Признак цвета, таким образом, служит показателем различных частей суток, т.е. цветные квадраты (круги) становятся частями модели, символизируя один из значимых признаков каждой части суток – ее цветовую гамму. В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности.

Объемная модель времени Н. Локоть, О.А. Фунтиковой позволяет наглядно показать динамику и свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. В процессе использования этой модели старшие дошкольники легко и достаточно быстро доходят до самой сути сложного понятия.

Основа объемной модели – спираль, каждый виток которой, в зависимости от решения конкретной дидактической задачи, наглядно показывает движение, изменения процессов, явлений во времени. Для ознакомления детей с разными отрезками времени, с его главными свойствами объемная модель исполнена в виде нескольких спиралей, отличающихся друг от друга размерами и цветовым решением.

Использование различных моделей позволяет развить у детей представления о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений, о диалектической связи будущего с прошлым через настоящее. Первоначальное ознакомление детей с той или иной моделью предполагает проведение беседы. В дальнейшем включаются разнообразные дидактические игры и дидактические упражнения, позволяющие совершенствовать соответствующие представления детей на основе использования моделей.

Список источников

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2010.– 400 с.
  2. Вербенец А.М. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста: на математическом содержании : дисс. … канд. пед. наук – СПб., 2001.
  3. Звонова Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Вестник Российского нового университета. – 2011. – № 1. – С. 113-118.
  4. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста: метод, пособ. для педагогов ДОУ – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 80 с.
  5. Локоть Н. Объемная модель: использование ее при формировании временных представлений у дошкольников / Дошкольное воспитание. – 1991. – № 1. – С. 15-17.
  6. Репина Г.А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками – СПб.: Детство-пресс, 2011.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013). – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  8. Язвинская С.Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дисс. ... канд. пед. наук – Ставрополь, 2009.
Опубликовано: 28.01.2020