Система организации детско-родительских мероприятий по мотивам фольклорных и этнографических материалов о русской традиционной культуре
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Галочкина Наталия Ивановна
Организация: ГБОУ ООШ№11 с.п. «детский сад Лужайка
Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск
Современные педагоги считают, что одна из важнейших проблем современной жизни – неподготовленность детей к коллективной ролевой деятельности, где успех дела часто зависит от умения участников играть как главные, так и второстепенные роли. Установка на победу любой ценой, исполнение непременно главной роли, неуважение к партнерам – типичные черты психологии современных детей. Это относится не только к детским коллективам, но и к коллективам семейным.
Народные праздники являются веками отработанным способом единения людей в коллективном переписывании события. Давно известно, что этнопедагогика является мощным воспитательным средством, а также мощным средством развития творческого потенциала семьи. Знакомство с традициями русской народной культуры позволяет решать одновременно большое количество задач, втом числе и задач направленных на патриотическое воспитание детей и семьи. Для решения этих задач я в своей работе опиралась насистему детско-родительских мероприятий разработанных группой педагогов под руководством С.В. Чирковой. Они предлагают начать работу в этом направлении с проведения родительского собрания в форме посиделок на тему «Я – семья – род – народ!». Цель этого собрания привлечь внимание родителей к вопросу нравственно патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
- осмыслить основные нравственные ценности;
- расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников;
- вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка;
- увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.
План проведения собрания:
- вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задачи родительского собрания)
- посиделки.
- Принятие решения.
Ход проведения этого мероприятия и всех последующих смотреть в книге «Родительские собрания в Д/с» издательство Москва «Вако» 2010 автор С.В. Чирковой.
Краткий перечень проведения родительских посиделок:
- Воображаемое путешествие в далекое прошлое – к нашим предкам.
- Коллективный разбор смысла народной мудрости «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не сможет закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды.
- Мудрые мысли. Родители читают карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему собрания.
- История фамилии. Участники собрания рассказывают о своей фамилии.
- Попробуем вспоминать самые заветные, самые задушевные слова и выражения о маме, папе, о старшем пополнении, о внуках.
- Правила общения в семье.
- Инсценировка рассказа Алексея Глебова и Бабушкина сказочка.
- Подведение итогов собрания.
Следующее собрание целесообразно провести в промежутке декабрь – март на тему: «В каждой семье свои традиции. Собрание проводится в форме встречи».
Цель: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых. Обмен опытом семейного воспитания и традиций. Повышение педагогической культуры родителей.
План проведения:
- Вступительное слово.
- Разминка.
- Этап проведения беседы.
- Анализ результатов исследований.
- Беседа «Семейные традиции»
- Подведение итогов собрания. Принятие решения. Ход мероприятия.
Ход мероприятия:
I. Подготовительный этап: Конкурс рисунков «Самая лучшая семья»
1. Подготовить рассказ о традициях своей семьи.
2. Принести фотографии из жизни своей семьи.
3. Сделать поделку на выставку «Наши увлечения»
II. Вступительное слово:
1. Разминка «предмет моего детства» - сопровождение рассказом соответствующего эпизода из своей жизни.
III. Проведение беседы смотреть в книге «Родительские собрания в Детском саду» С.В. Чирковой.
IV.Проведение анализа и результатов исследований:
1. Мини анкеты «В каждом доме свои традиции»
2. Рассказы родителей о традициях в семье.
3. Рассказы детей о праздниках.
V. Беседы «Семейные традиции».
VI. Подведение итогов собрания.
Так же целесообразно проводить детско – родительские мероприятия «привязав» их к праздникам русской народной культуре в промежутках между родительскими собраниями. Педагоги под руководством Изотова Ю.С. рекомендуют для каждой возрастной группы подобрать определенные праздники. Младшая группа – «Осенняя ярмарка»; «Масленица»;; Средняя группа - «Капустники»; «Масленица»; Старшая группа – «Крупеничка»; «Святки»; «Масленица»; «Встреча весны»; Подготовительная группа – «Кузминки» (осени поминки); «рождество»; «Масленица»; «Пасхальная радость». При выборе праздников необходимо учитывать их известность, особенности русского православия, соблюдение канонов народного календаря по мере взросления детей. Перед каждым праздником предусматривается проведение предварительной работы, как с детьми, так и с родителями.
Предварительная работа с детьми:
- Беседы об истории каждого праздника;
- Чтение русских народных произведений, посвященных празднику;
- Заучивание стихотворных форм;
- Разучивание русских народных игр, песен, танцев;
- Прослушивание музыкальных произведений на тему праздника;
- Изготовление атрибутов к празднику;
Предварительная работа с родителями:
- Просветительная работа ( разъяснение родителям сущности праздника его истории, традиций) в форме семинаров.
- Печатное информирование (размещение на стендах, сайте материалов об истории и этнографической основе каждого из праздников, информация о народном костюме, сведения об обрядовой пище с рецептами приготовления, описания народных игр, изобразительных материалов; узоры вышивки, образцы росписей и т.д.)
- Изготовление атрибутов праздника и костюмов.
- Подбор художественных форм для разучивания родителями с детьми.
После мероприятия необходимо подводить итоги, выявляется рефлексия на увиденное, осмысление проделанного.
Совместно с родителями и детьми педагоги могут оформить фото отчеты, проводят беседы, организуют выставки рисунков по мотивам проведенного праздника.
Таким образом, данная система работы позволяет решить следующие задачи.
Познавательные задачи:
- Познакомить родителей и детей с русскими народными традициями;
- Закрепить полученные в процессе обучения знания;
- Активизировать и обогащать умение родителей и осуществлять патриотическое воспитание.
- Сблизить и углубить, обогатить дружеские взаимопонимания между семьями детей посещающих группу.
- Формировать у детей и их родителей интерес, уважение и ценностное к русской народной культуре.
- Воспитать бережное отношение к природе.
Такая система работы способствует более тесному эмоциональному контакту в семье, формирует взаимопонимание, доверительные партнерские взаимопонимания, т.е. способствует развитию нового типа семьи.