Система организации детско-родительских мероприятий по мотивам фольклорных и этнографических материалов о русской традиционной культуре

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Галочкина Наталия Ивановна

Организация: ГБОУ ООШ№11 с.п. «детский сад Лужайка

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

Современные педагоги считают, что одна из важнейших проблем современной жизни – неподготовленность детей к коллективной ролевой деятельности, где успех дела часто зависит от умения участников играть как главные, так и второстепенные роли. Установка на победу любой ценой, исполнение непременно главной роли, неуважение к партнерам – типичные черты психологии современных детей. Это относится не только к детским коллективам, но и к коллективам семейным.

Народные праздники являются веками отработанным способом единения людей в коллективном переписывании события. Давно известно, что этнопедагогика является мощным воспитательным средством, а также мощным средством развития творческого потенциала семьи. Знакомство с традициями русской народной культуры позволяет решать одновременно большое количество задач, втом числе и задач направленных на патриотическое воспитание детей и семьи. Для решения этих задач я в своей работе опиралась насистему детско-родительских мероприятий разработанных группой педагогов под руководством С.В. Чирковой. Они предлагают начать работу в этом направлении с проведения родительского собрания в форме посиделок на тему «Я – семья – род – народ!».  Цель этого собрания  привлечь внимание родителей к вопросу нравственно патриотического воспитания дошкольников.

       Задачи:

  • осмыслить основные нравственные ценности;
  • расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников;
  • вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка;
  • увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

        План проведения собрания:

  1. вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задачи родительского собрания)
  2. посиделки.
  3. Принятие решения.

        Ход проведения этого мероприятия и всех последующих смотреть в книге «Родительские собрания в Д/с» издательство Москва «Вако» 2010 автор С.В. Чирковой.

         Краткий перечень проведения родительских посиделок:

  1. Воображаемое путешествие в далекое прошлое – к нашим предкам.
  2. Коллективный разбор смысла народной мудрости «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не сможет закрыть двери своего дома.  А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды.
  3. Мудрые мысли. Родители читают карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему собрания.
  4. История фамилии. Участники собрания рассказывают о своей фамилии.
  5. Попробуем вспоминать самые заветные, самые задушевные слова и выражения о маме, папе, о старшем пополнении, о внуках.
  6. Правила общения в семье.
  7. Инсценировка рассказа Алексея Глебова и Бабушкина сказочка.
  8. Подведение итогов собрания.

Следующее собрание целесообразно провести в промежутке декабрь – март на тему: «В каждой семье свои традиции. Собрание проводится в форме встречи».

Цель: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых. Обмен опытом семейного воспитания и традиций. Повышение педагогической культуры родителей.

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Разминка.
  3. Этап проведения беседы.
  4. Анализ результатов исследований.
  5. Беседа «Семейные традиции»
  6. Подведение итогов собрания. Принятие решения. Ход мероприятия.

Ход мероприятия:

I. Подготовительный этап: Конкурс рисунков «Самая лучшая семья»

1. Подготовить рассказ  о традициях своей семьи.

2. Принести фотографии из жизни своей семьи.

3. Сделать поделку на выставку «Наши увлечения»

II. Вступительное слово:

1. Разминка «предмет моего детства» - сопровождение рассказом соответствующего эпизода из своей жизни.

III. Проведение беседы смотреть в книге «Родительские собрания в Детском саду» С.В. Чирковой.

IV.Проведение анализа и результатов исследований:

1. Мини анкеты «В каждом доме свои традиции»

2. Рассказы родителей о традициях в семье.

3. Рассказы детей о праздниках.

 V.  Беседы «Семейные традиции».

VI. Подведение итогов собрания.

Так же целесообразно проводить детско – родительские мероприятия «привязав» их к праздникам русской народной культуре в промежутках между родительскими собраниями. Педагоги под руководством Изотова Ю.С. рекомендуют для каждой возрастной группы подобрать определенные праздники. Младшая группа – «Осенняя ярмарка»; «Масленица»;; Средняя группа - «Капустники»; «Масленица»; Старшая группа – «Крупеничка»; «Святки»; «Масленица»; «Встреча весны»; Подготовительная группа – «Кузминки» (осени поминки); «рождество»; «Масленица»; «Пасхальная радость».  При выборе праздников необходимо учитывать их известность, особенности русского православия, соблюдение канонов народного календаря по мере взросления детей. Перед каждым праздником предусматривается проведение предварительной работы, как с детьми, так и с родителями.

     Предварительная работа с детьми:

  • Беседы об истории каждого праздника;
  • Чтение русских народных произведений, посвященных празднику;
  • Заучивание стихотворных форм;
  • Разучивание русских народных игр, песен, танцев;
  • Прослушивание музыкальных произведений на тему праздника;
  • Изготовление атрибутов к празднику;

 

     Предварительная работа с родителями:

  • Просветительная работа ( разъяснение родителям сущности праздника его истории, традиций) в форме семинаров.
  • Печатное информирование (размещение на стендах, сайте материалов об истории и этнографической основе каждого из праздников, информация о народном костюме, сведения об обрядовой пище с рецептами приготовления, описания народных игр, изобразительных материалов; узоры вышивки, образцы росписей и т.д.)
  • Изготовление атрибутов праздника и костюмов.
  • Подбор художественных форм для разучивания родителями с детьми.

     После мероприятия необходимо подводить итоги, выявляется рефлексия на увиденное, осмысление проделанного.

     Совместно с родителями и детьми педагоги могут оформить фото отчеты, проводят беседы, организуют выставки рисунков по мотивам проведенного праздника.

     Таким образом, данная система работы позволяет решить следующие задачи.

Познавательные задачи:

  • Познакомить родителей и детей с русскими народными традициями;
  • Закрепить полученные в процессе обучения знания;
  • Активизировать и обогащать умение родителей и осуществлять патриотическое воспитание.
  • Сблизить и углубить, обогатить дружеские взаимопонимания между семьями детей посещающих группу.
  • Формировать у детей и их родителей интерес, уважение и ценностное к русской народной культуре.
  • Воспитать бережное отношение к природе.

Такая система работы способствует более тесному эмоциональному контакту в семье, формирует взаимопонимание, доверительные партнерские взаимопонимания, т.е. способствует развитию нового типа семьи.

 

 

Опубликовано: 28.08.2016