Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Суркова Алина Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сказка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Тетюши

Что самое главное в обучении пению? Можно дать множество ответов (например, научить петь чисто, выразительно и т.д.), и все они будут правильными, но, первоочередной задачей является воспитание у ребенка желание петь, пробуждение интереса к песне. Без искреннего желания научиться петь все ушло в этом направлении напрасно.

Чтобы увлечь пением подбираю песни, которые им нравятся. Если эти песни посвящены определенной тематике, я предлагаю детям боле понравившуюся из двух песен исполненных мной. Другая важная задача при обучении пению - это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научит его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего голоса. Чтобы воздействие песни стало эффективным и дети полюбили ее, я первую встречу с песней стараюсь провести ярко, предлагаю выразительное и эстетично.

Для этого использую разные формы. Для малышей чаще всего использую обыгрывание песни, показ игрушки, картинок. Для знакомства с известными песнями использую аудиозаписи. Но самое главное - яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней, которое содействует выразительному ее исполнению детьми, которое развивает их музыкально и вокально, способствуют легкости и точности усвоению песенного материала, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию.

Для развития у детей музыкального слуха, вокально-хоровых навыков важно все используемые методы и приемы, выразительность показа педагога, и то, как дети расположены во время пения. Так, например, динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного пространственного расположения поющих, поэтомудетей, интонирующих "хорошо" и "плохо", стараюсь чередовать, усаживая через одного.

Важно внимательно следить за осанкой детей во время пения (прямая спина, опора на пятки), каждое занятие начинаешь с освоения певческой установки, пока не выработается устойчивый навык. Объясняю знание дирижерского жеста, необходимость внимания к руке педагога.

Особенное внимание уделяю выработке певческого дыхания смешанного типа. Известно, что в силу физиологических особенностей развития у дошкольников невозможно выработать диафрагмальное дыхание, но максимально приблизиться к эталону вполне возможно, главное - поверхностное дыхание. Часто вдох у детей сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукопроизношению.

Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках); трепещущие на ветру перышки, оставленные улетевшими птицами; снежинки (из салфеток), которые как модно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом; так же, для развития дыхания использую упражнения по технике А.Н. Стрельниковой.

Так же, для развития дыхания использую приемы произношения текста с наращиванием слов, например:

  • дед
  • дед Мороз
  • дед Мороз пришел
  • в гости дед Мороз пришел

Каждое новое слово, словосочетание, предложение проговаривается на одном дыхании, это расширяет у ребенка объем легких. Исполнение скороговорок (например, "Егорка"), которая должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:

Как на горке, как пригорке

Жили тридцать три Егорки

Раз Егорка, два Егорка....

Чем больше Егорок сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких. Все эти игровые приемы доступны и вызывает интерес у детей, а это самое главное в работе с детьми.

Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. Для устранения этого недостатка в младшем дошкольном возрасте использую куклу с открывающимся ротиком, на которой модно показать, как правильно открывать рот (как кукла Катя, вниз широко и свободно), это преимущественно вертикально, способствует округлению звука. Поскольку навыки пения усваиваются постепенно, к этим требованиям возвращаюсь на каждом занятии - это способствует развитию навыков правильного звукообразования.

Опыт работы показал: существенного повышения качества проявления певческих навыков у детей можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки дыхания и дикции, чистого интонирования и силы голоса, а также способствовать расширению диапазона и напевности в пении через обогащение и расширение фонематических игр и упражнений.

Работая над звукообразованием в младшем дошкольном возрасте, прошу, чтобы они копировали меня при исполнении песни, и подстраивались к моему пению. Так как отправной точкой является эталон звука.

В работе над звукообразованием в старшем дошкольном возрасте использую голосовые игры - это интонационно-фонетические упражнения, в основе которых лежит фонопедический метод В.В.Емельянова. В песенках-играх я использую особые звуки, которые называются сигналом доречевой коммуникации. Эти звуки даны человеку изначально от природы. Эти игры разыгрываются вместе со взрослыми, включаясь в спонтанные голосовые музицирования. Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения.

"Песня Бегемота" - способствует формированию гласного звука

"А".

"Ночная песенка филина" - способствует формированию звука

"У".

"Песенка про смех" - является упражнением, где активно включается в работу мускулатура нижней части туловища, что способствует активизации работы диафрагмы, которая как бы пульсирует.

Для развития нижней челюсти, я на занятиях широко использую артикуляционную гимнастику, она очень интересна детям, собирает внимание и в значительной степени активизирует речевой аппарат, который со временем приобретает гибкость и подвижность.

Артикуляция - это работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука.

Дикция - ясность, разборчивость произнесения текста. Непременное условие вокального исполнения.

Для работы над артикуляцией при работе с детьми использую методику вокально - хорового пения М.Ю. Картушиной.

В работе над дикцией использую прием проговаривания текста одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет следить за правильным положением губ и точнее запомнить текст, что в свою очередь влияет на чистоту интонирования мелодии. Когда текст выучен, играем в игру на отгадывание фразы одного из куплетов песни, которую я проговариваю одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает к более четкому произношению слов . Далее это прием обыгрывается наоборот, дети проговаривают фразу, а я отгадываю.

Много внимания, усилий требует работа над развитием чистоты интонации. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны, надо научить детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой - правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. Для этого на музыкальных занятиях использую наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые приемы.

Наглядно-слуховые приемы включают:

  1. Проигрывание мелодии на фортепиано, металлофоне, чтобы дети лучше запомнили ее.
  2. Выразительное исполнение музыкального произведения воспитателем или чисто поющим ребенком.
  3. Слушание вокальной музыки (аудио запись)
  4. Отгадывание песни по мелодии, спетую или сыгранной педагогом.
  5. Использование музыкальных инструментов, сравнение звучания металлофона и фортепиано, барабана и других шумовых инструментов.
  6. Отгадывание песни по мелодии спетой или сыгранной мной на музыкальных инструментах.

Для развития музыкального слуха хорошо помогает, исполнение попевок, фраз, слов, распевок по принципу "Эхо".

Я пропеваю имя ребенка, дети повторяют за мной. Этот прием очень увлекает детей и активизирует их внимание и слух. Дети ждут когда я спою их имя, и наслаждаются когда другие распевают

Так же можно попросить ребенка пропеть свое имя самому после того, как ребенок пропел свое имя, обязательно эту фразу я проигрываю и пропеваю, чтобы ориентировать детей к эталлону певческого звучанию за тем за мной повторяют дети. Этот прием музицирования приносит общее воодушевление, радость исполнения активизирует робких и нерешительных детей.

Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать пробрести веру в себя, освободиться от напряженности и стеснения.

Достижение чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам ( цепочкой).

Игра "Продолжи песню"- эта игра разнообразит многократное повторение песни.

Достижению чистого интонирования помогает исполнение, хорошо выученной не сложной песни, а капелла. Это учит их петь без сопровождения. Удобны для этой цели народные песни. Исполнение у детей а капелла способствует формированию более устойчивого ладотонального слуха. Перед исполнением я играю вступление к песне, дети начинают петь без сопровождения, если ошибаются, не чисто интонируют, я поддерживаю их своим исполнением, а с концом песни играю заключение или последнюю фразу, чтобы подвести их к исходной тональности. Этот приём приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество исполнения.

Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально- дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать. Решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности. Помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей и родителей – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.. Дети с огромным желание поют, проявляют огромный интерес к песням не только на занятиях, но и дома.

В будущем планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого своего воспитанника, используя наработанный опыт.

 

Литература

  1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. - М.: Сов. Композитор, 1989.
  2. Алексеева Л.Н. и Голубева Е.И. Певческая азбука. – Московская государственная консерватория им П.И. Чайковского, 2003
  3. Горохова Л.С. Вокально – артикуляционные упражнения в детском саду. – Архангельск: ГОУ СПО «Арх. пед. колледж», 2009.
  4. Емельянов В.В., Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоса: I уровень: Развивающие голосовые игры. – СПб.,1999.
  5. Картушина М.Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  6. Картушина М.Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. + методические рекомендации к комплекту наглядных пособий Издательство «Скрипторий2003»2010,
  7. Щетинин Михаил - Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей - Издательство «Метафора»,2012 – М. 168 с.

 

Опубликовано: 02.10.2019