Система работы воспитателя с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Загайнова Любовь Викторовна
Организация: МАДОУ «ЦРР – детский сад №298»
Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь
Цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.
Дети с ОВЗ, являясь воспитанниками общеобразовательных групп, обучаются по адаптированной образовательной программе, составленной с учетом особенностей развития такого ребенка.
Два раза в год проводится обследование детей с ОВЗ, позволяющее отследить динамику развития и скорректировать индивидуальный образовательный маршрут.
Особенности коррекционно-развивающей работы:
- создание положительной психологической атмосферы;
- задания выполняются в игровой форме;
- отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
- для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное повторение и выполнение заданий.[1]
Работа с детьми с ОВЗ направлена на развитие следующих функций:
- моторики (общая, ручная, пальцевая, мимическая, артикуляционная);
-
неречевых психических функций (НПФ):
- слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
- оптико-пространственных отношений и представлений (ориентация ребенка относительно себя в пространстве, в схеме своего тела);
-
речевых функций:
- фонетической (звукопроизношения);
- фонематической (способности различать фонемы (звуки) родного языка);
- лексического строя речи (словарного запаса);
- грамматического строя речи (словоизменения и словообразования);
- семантической (смысловой).[2]
Образовательный процесс по развитию этих функций осуществляется следующим образом:
- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
- совместной деятельности взрослого с детьми;
- свободной самостоятельной деятельности детей.
Основные направления, необходимые для положительной динамики развития детей с ОВЗ:
- Организация предметно-пространственной развивающей среды.
- Совместная деятельность воспитателя и специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, психолога).
- Совместная деятельность воспитателя и родителей ребёнка.
Важную роль в развитии детей с ОВЗ играет развивающая среда в группе. Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи детей, речевого общения и речевого творчества. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю, вносить изменения в развивающую среду, в зависимости от изучаемой на неделе лексической темы.
Дидактический материал в речевом центре:
- материал по развитию артикуляционного аппарата ребёнка;
- пособия для развития дыхания;
- пособия для развития мелкой моторики;
- материал по звукоподражанию;
- игры и пособия по автоматизации звуков;
- игры по лексике и грамматике;
- игры по развитию связной речи;
- материал по грамоте.[3]
Работа с родителями. Одним из основных принципов сформулированных во ФГОС ДО является сотрудничество Организации с семьей (ч.1, п. 1.2., п.п.5), обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ч.1, п. 1.6., п.п.9). Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ч.1, п. 1.7., п.п.6), в том числе инклюзивного образования.[4]
Родители должны активно принимать участие в реализации индивидуальной программы развития ребёнка, закреплять изученный материал в домашних условиях, обеспечивать ребёнка с нарушениями в развитии необходимой коррекционной помощью (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, осуществлять медикаментозное лечение). Родителям оказывается помощь консультативного характера в ходе проведения индивидуальных бесед, родительских собраний совместно со специалистами ДОУ.
Список использованной литературы и других источников
- Бучилова И.А., Лесиканич А.А. «Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида».
- «ФГОС дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155.
- «Красивая речь ребёнка» для педагогов в ДОУ // [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1638 (Дата обращения: 26.03.2019).
- «Общее недоразвитие речи. Определение и структура речевого нарушения». // [Электронный ресурс] Режим доступа URL:http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1638 (Дата обращения: 25.03.2019).
- «Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-речевого процесса в ДОУ» // [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/organizaciya-effektivnoj-vzaimosvyazi-uchastnikov-korrekcionno-rechevogo-processa-v-dou.html (Дата обращения: 23.03.2019).
[1]"Красивая речь ребёнка" для педагогов в ДОУ // [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1638 (Дата обращения: 26.03.2019).
[2]Общее недоразвитие речи. Определение и структура речевого нарушения. // [Электронный ресурс] Режим доступа URL:http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1638 (Дата обращения: 25.03.2019).
[3]Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-речевого процесса в ДОУ // [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/organizaciya-effektivnoj-vzaimosvyazi-uchastnikov-korrekcionno-rechevogo-processa-v-dou.html (Дата обращения: 23.03.2019).
[4] ФГОС дошкольного образования.